Top.Mail.Ru
архив

Властелины «кольца»

19.06.201500:00

Отпуск на Адриатике, выходные в Париже и рыбалка в Финляндии... Российские туристы, еще недавно готовые платить за подобные развлечения, массово отказываются от привычных заграничных вояжей. Из-за девальвации рубля истратить несколько тысяч евро за короткий, пусть и яркий отдых позволить себе может далеко не каждый. В результате отечественный туризм получил неплохую фору: вместо зарубежных курортов и экскурсионных туров в программе russo turisto все чаще оказываются внутрироссийские маршруты. 

По данным Ростуризма, только за I квартал 2015 г. выездной туризм продемонстрировал падение до 40%, турпоток уменьшился по сравнению с 2014 г. до 1,9 млн человек. Внутренний туризм, напротив, на подъеме: в 2014 г. на родине отдохнули около 40 млн россиян, что на треть превышает показатели предыдущего года. Еще большего роста чиновники от туризма ожидают в 2015 г., до 50%.

«Прирост спроса на внутренний туризм в разных регионах уже составил 10–16%. При этом прогноз на 2015 г. говорит, по мнению многих экспертов, что год регионы закроют с показателями от 22 до 36%, в зависимости от региона», – отмечает генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова.

При этом если раньше отдыхавшим за границей пляжникам игроки рынка предлагают курорты Крыма или Краснодарского края, а любителям скандинавских круизов – туры по Волге, то за поклонников автобусных туров и просто желающих провести выходные вне дома сражаются компании, популяризирующие короткие экскурсионные программы, среди которых одну из топовых позиций занимают маршруты по Золотому кольцу.

Битва за уик-энд

Последнее, кстати, вполне логично: направление показывает в плане привлекательности уверенный рост. Еще в 2009 г. общий туристический поток по Золотому кольцу не превышал 3 млн человек в год. Сегодня ситуация меняется. По итогам 2014 г. 3,2 млн туристов посетили только Ярославскую область, областной центр которой входит в число ключевых пунктов «золотого» маршрута, показав рост по сравнению с 2013 г. более чем на треть. В 2015 г. эксперты прогнозируют Золотому кольцу увеличение потока до 7 млн человек с перспективой роста в течение 15 лет до 20 млн в год. 

К маршруту, кстати, располагает и цена – групповой тур на четыре дня от компании Gde.Travel обойдется в 16 000 руб. на человека, двухдневный от турфирмы «Русь» потянет примерно на 6000 руб. 

Впрочем, одного лишь предложения «руки и сердца» на данном направлении уже мало – слишком велика конкуренция. К тому же в отношении российской глубинки у многих клиентов сложилось несколько предвзятое отношение, констатируют представители индустрии. Главным образом речь идет о столичных жителях, которые первыми попадают в число пользователей туристического маршрута в силу территориальной близости и могут себе позволить выбраться сюда на выходные. 

«Традиционным типом отдыха в рамках Золотого кольца является осмотр достопримечательностей, посещение храмов и монастырей. Но в последнее время развиваются и другие виды отдыха», – говорит коммерческий директор «Связной трэвел» Андрей Осинцев.

Сражаясь за «свежего» и к тому же избалованного заграничным сервисом клиента, компании вынуждены придумывать эксклюзивные фишки и прокладывать новые маршруты. В выигрыше, похоже, могут оказаться игроки, не традиционно работающие по стандартным «турлекалам», а специализирующиеся на индивидуальном туризме. 

«У людей есть стереотип, что там, за МКАД, грубо говоря, «слишком много кокошников», – рассуждает генеральный менеджер компании «Джаз тур» Александр Евфорицкий, развивающей внутренний туризм под брендом Gde.Travel. – Между тем совсем недалеко от столицы есть интереснейшие «живые» места и традиции, где не нужно смотреть парадные храмы, а можно научиться крутить глиняный круг, расписывать деревянную шкатулку и к тому же прокатиться на яхте и провести вечер в купеческом доме XIX века».

Таким компаниям зачастую проще масштабировать креативный подход на Россию. В итоге в дополнение к традиционным экскурсиям по историческим комплексам и православным храмам они предлагают квесты по местным музеям, мастер-классы от народных умельцев и даже организованный сбор грибов и ягод. Вместо стандартных гостиничных номеров они подыскивают частные гостиницы и гостевые дома, где можно скоротать вечер, беседуя за чашкой чая с владельцем. Ну и, конечно, к экскурсионной основе Переславль-Залесский – Ростов Великий – Ярославль организаторы добавляют новые локации, например, село Вятское или городок Южа.

Выбрать, кстати, есть из чего. Еще несколько лет назад полноценно разнообразить экскурсионные «золотые» маршруты было попросту нечем. Однако в последние годы здесь все чаще появляются новые точки туристического притяжения, не только добавляющие изюминку к традиционным «храмовым» вояжам, но и на поверку оказывающиеся самостоятельными и зачастую удачными бизнес-проектами. 

Праздник огурца

Нетривиальные выходные или мини-отпуск на несколько дней можно устроить себе уже в нескольких часах езды от Москвы. Например, побывать на свадьбе огурца и яблока в селе Вятское, где к тому же научат плести венки из полевых цветов, водить хороводы, а при желании истопят и баньку по-черному. «Туристический аттракцион» появился в 30 км от областного центра благодаря стараниям местного девелопера, владельца ярославской строительной компании «Эколайн» Олега Жарова (среди последних проектов – жилой городской квартал «Норские резиденции»), и теперь он все чаще попадает в маршруты туристических фирм. 

При этом в поселке Вятское сам бизнесмен оказался по чистой случайности в 2006 г., подыскивая с супругой Ларисой Коваленко место для загородного дома. В итоге вместо типового коттеджа, предложениями которых изобиловал рынок ярославской недвижимости, Жаров купил дом купца Галочкина, в народе известный как «дом со львами», с которого началось возрождение старинного села.

Первый музей заработал в селе в 2008 г., первая гостиница – в 2010 г. Сегодня в Вятском функционирует одноименный историко-культурный комплекс, директором которого является жена Олега Жарова. Комплекс может похвастать тремя корпусами гостиницы (номерной фонд рассчитан на 113 человек), десятью музеями, среди которых встречаются весьма экзотические («Музей русской предприимчивости» или «Номера купцов братьев Урловых»), неплохим рестораном, конференц-залом, двумя отреставрированными храмами, памятником императору Александру II и пожарной каланчой. Вход для местных жителей в музеи, кстати, бесплатный. С регулярными концертами и творческими вечерами здесь бывают столичные знаменитости – Любовь Казарновская, Вениамин Смехов, Никас Сафронов, посещающие Вятское в том числе «в комплекте» с визитами в Ярославль. 

Сам же владелец «Эколайна» Олег Жаров за возрождение села стал в 2011 г. лауреатом Госпремии в области литературы и искусства, а историко-культурный центр «Вятское» в июне 2015 г. получил Гран-при фестиваля «Интермузей-2015».

Культурно-исторический комплекс пользуется спросом: за год Вятское посещают с разнообразными экскурсиями до 100 000 человек. В том числе приезжают туристы из-за рубежа, например, из Германии и Китая. Помимо собственно туристических экскурсий, в комплексе предлагаются услуги по проведению корпоративов и свадеб.

Как заявляют сотрудники комплекса, сейчас график посещений расписан полностью, в том числе и из расчета на столичных туристов – Вятское входит в несколько экскурсионных маршрутов (от Gde.Travel или «Магазина путешествий»).

С учетом действующих расценок на гостиничные номера (в среднем около 4000 руб. за ночь, ) объем ежедневной выручки при полной загруженности отеля достигает 160 000 руб. (собственный подсчет «Ко»). Впрочем, из-за периодически действующих скидок и невостребованных площадей сумма может существенно корректироваться в сторону уменьшения. Работы по организации свадебных торжеств стоят от 10 000 до 25 000 руб. (без учета стоимости банкета), аренда конференц-зала под мероприятия обойдется в 5000 руб. (от двух до четырез часов), билет на посещение всех музеев – 500 руб.

Впрочем, доходы от гостинично-музейного бизнеса далеко не основные для компаний Олега Жарова, тем более, как сообщают памятные таблички на местных музеях и гостиницах, все доходы от местной предпринимательской деятельности бизнесмен направляет на развитие села.

Уже первое вложение ярославского девелопера в местную историческую недвижимость оказалось выгодным: его оценили московские друзья с Рублевки и Николиной Горы, предложившие за «дом со львами» неплохие деньги.

«Стало понятно, что может быть бизнесом, причем более доходным, чем строительство жилья в центре Ярославля», – признает Олег Жаров.

Оказалось, что приобретение обветшалых домов у сельчан с последующей реставрацией и перепродажей сулит неплохие дивиденды. Легендарный «дом со львами», с которого началась новая жизнь Вятского, сегодня выставлен на продажу – каждый желающий может приобрести его за 35 млн руб. О том, сколько средств вложено в реставрацию и какова изначальная стоимость приобретения, собственники деликатно умалчивают.

Кроме того, в непосредственной близости от поселка развернулось строительство коттеджного поселка Вятское-на-Ухтомке (ведет компания Олега Жарова). Еще одним проектом стал усадебный поселок Ярославская Голландия (участки от 765 000 руб.).

Отчасти этим недовольны коренные жители Вятского. Негативного отношения к проектам мецената они не скрывают и в частных разговорах, и в Интернете, обвиняя девелопера в корыстном интересе к их родине, а возможность превращения села в туристическую мекку воспринимая с опаской.

В Южу за Жар-птицей

Среди относительно новых точек Золотого кольца все чаще фигурирует небольшой городок Южа в Ивановской области, расположившийся неподалеку от растиражированного Палеха. Впрочем, о туризме до последнего времени особого представления не имели и сами местные жители. 

«Когда мы приехали в Южу, здесь не было ни одного турагентства, люди не знали, что такое туризм и как этим заниматься», – рассказывает директор и владелица компании «Ивановская Русь» Елена Процик, восемь лет назад приехавшая развивать местный туризм в город со странным названием из Москвы.

Сегодня у ее компании в небольшом городке сразу три фирмы-конкурента, наличие которых владелица воспринимает спокойно и видит в этом долю собственного успеха.

«Народ в России наконец стал узнавать, что такое Южа», – говорит Елена Процик.

Турбизнесом она обзавелась достаточно случайно, до этого работая обычным учителем в московской школе. В итоге экскурсионные поездки по Золотому кольцу положили начало собственному делу.

«В школе мне очень хотелось показать детям Россию, а не заграницу. В итоге я за три года с детьми объехала 47 городов», – вспоминает Елена Процик.

Партнером по поездкам со школьниками выступала турфирма «Истоки-С» (сейчас – «Туры по Европе»), куда Елена сначала пришла работать по совместительству, а затем отправилась по линии компании покорять Южу.

На новое место она переехала вместе  с детьми и мужем (сегодня он работает в местной пожарной части, а также помогает Елене с ведением бизнеса). Как утверждает основательница бюро путешествий, стартового капитала у семьи не имелось. Точнее, была зарплата от московской компании в 15 000 руб., которая и стала первым вложением в дело.

Это не помешало Елене Процик стать владелицей собственной турфирмы, предоставляющей экскурсионные услуги и организацию отдыха в Юже и близлежащих городах (в ассортименте есть программы «В гости к Жар-птице», «В страну золотых куполов»). Кроме того, сегодня у ее семьи есть и собственный гостевой дом «Жар-птица» с баней, где принимают участников групповых туров от ее компании.

«Главная изюминка в нашем двухдневном туре – это ужин в крестьянской избе с русским баяном», – объясняет Елена.

В турпрограмме сделали ставку на местные ремесленные народные промыслы. Туристам из Москвы предлагают мастер-класс по лепке в Коврове, обучают искусству лаковой миниатюры в Холуе и Палехе, знакомят с традициями игры на гармони в Шуе, а в Юже демонстрируют работу местного театра и предлагают экскурсию с мастер-классом по выпечке хлеба на хлебозаводе.

Доходность у бизнеса в небольшом городке достаточно низкая. Зарабатывают немного, но, как поясняет владелица бизнеса, на жизнь хватает.

«Если ты хочешь работать и зарабатывать, значит, сделаешь что-то для этого. Но сказать, что это прибыльное дело, я не скажу. Люди, наверное, думают, что мы тут деньги гребем лопатой. Хотелось бы узнать, где потерялась эта лопата», – иронизирует Елена Процик.

На постройку бани для гостевого дома «Жар-птица» пришлось брать кредит в банке – собственных накоплений категорически не хватало.

Все дело в ценах – они достаточно скромные. Так, двухдневный тур от «Ивановской Руси» стоит около 6000 руб.

«Это московская цена», – поясняет Елена Процик. Какая часть приходится на долю собственно ее фирмы, владелица предпочитает не распространяться.

Экскурсии для местных жителей стоят еще меньше. К примеру, однодневная поездка в Муром, включающая, помимо «обязательного набора» из обзорной экскурсии по городу и посещения местного монастыря еще и мастер-класс по изготовлению пряников, стоила прошлым летом 1500 руб.

Сама владелица турбизнеса работает за троих – встречает гостей, занимается организацией экскурсий, участвует в театрализованных представлениях для туристов (ее супруг, кстати, также пробует себя в артистическом амплуа). 

Выживать удается по преимуществу за счет увеличивающегося потока туристов.

«Сейчас это в основном праздничные даты, когда у людей есть несколько дней подряд, или новогодние праздники, тогда у нас непрекращающийся поток. В межсезонье и между праздниками мы принимаем школьные группы, проводим корпоративы», – рассказывает Елена.

И добавляет, что если восемь лет назад сюда приезжал один автобус с 12 туристами, и то по праздникам, то на выходные в День России здесь побывали более семи туравтобусов с группами в 50 человек.

Впрочем, сегодня туристов компания принимает, по московским меркам, совсем немного – общее число не дотягивает до 5000 человек.

С шиком и Левитаном

Панорамный вид на Волгу, номера с джакузи, домашние пирожки и именитые гости, включая Дмитрия Медведева и Валентину Матвиенко... Гостевой дом «Частный визит» претендует на звание одной из визитных карточек города Плес на берегу Волги, известного по картинам Исаака Левитана, а в последние годы ставшего площадкой для фестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало». 

Мини-гостиница принадлежит семье Елены Маньенан, россиянке, уехавшей в 1980-х во Францию (в Бургундию) вместе с мужем Анри Маньенаном, но по прошествии 12 лет вернувшейся на родину. По одной из версий, во Франции муж Елены разорился, по другой – отправился на родину жены, дабы написать книгу о русской глубинке. Впрочем, книга о России так и не появилась, а вместо нее пара в итоге занялась туристическим бизнесом в Ивановской области.

Плес, кстати, супруги выбрали для жизни не случайно. 370 км от столицы – это почти столько же, как до Бургундии от Парижа, поясняют в «Частном визите». 

Гостевой дом заработал в 2005 г. с одним номером и одним поваром – для этого семье пришлось купить находившийся не в самом лучшем состоянии старинный деревенский дом. За сколько его продал хозяин, теперь уже никто не помнит. К дому не было нормальной дороги, не говоря уже о канализации и газе. Сейчас в «Частном визите» уже восемь благоустроенных номеров с кофемашинами и кондиционерами, приличная территория с уединенными беседками и верандами для обедов и ужинов, сувенирная лавка и даже мини-зоопарк с совой. 

«Мы очень скромно о себе судили, нам надо было выжить. Мы не ожидали, что то, что мы начали делать, будет таким востребованным», – говорит Елена Маньенан. 

«У нас уютно, кругом тишина. Если вы придете к нам в ресторан, никто, кроме официанта, к вам не подойдет», – объясняет представительница «Частного визита» Людмила Лялина. На дереве во дворе красноречиво красуются галстуки, оставленные политиками и бизнесменами: «Частный визит» – это территория свободного общения. 

За уединение, домашнюю, но изысканную кухню, а также за репутацию отеля, в котором проводит Старый Новый год экс-президент страны, приходится платить. Самый скромный номер в отеле на одного человека обойдется в 7500 руб. за ночь, и то если бронировать напрямую. Ценник на двухместные номера начинается от 18 000 руб., правда, в эту стоимость входят услуги ресторана. Стоимость комплексного обеда в «Частном визите» тоже немаленькая – на сегодня она составляет около 3000 руб. Именитых гостей, похоже, подобная ценовая политика не пугает. В рамках фестиваля «Зеркало», к примеру, здесь останавливалась Алиса Фрейндлих. 

Впрочем, по словам Людмилы Лялиной, бизнес гостевого дома недоходен, и дела вести приходится почти постоянно в кредит. 

«У нас сезонный бизнес, бывают месяцы, когда туристов почти нет, это март, апрель, ноябрь. А ведь персоналу все равно нужно платить зарплату», – поясняет она. 

Немалую долю в затратах составляет и покупка продуктов. В «Частном визите» признают только фермерские, а цены на них кусаются. За экзотическими, по местным меркам, яствами, такими, как сыр маскарпоне, и вовсе приходится гонять машину за тридевять земель. Как говорит Людмила Лялина, гостевому дому помогают меценаты. 

Между тем с весны 2015 г. Елена Маньенан расширяет бизнес, теперь в сторону «сельского» туризма. Владелица «Частного визита» прибрела несколько старых домов в деревне Выголово, где сейчас развернулось строительство комплекса «Знатная сторона». 

«Здесь будет большая застекленная веранда, несколько гостевых домиков, конюшня, мини-зоопарк, арт-парк с деревянной скульптурой, магазин сувениров», – рассказывает Людмила Лялина. 

Новую площадку планируют в основном задействовать под масштабные торжества и мероприятия, например, свадьбы или праздничные банкеты (до ста человек). Гостевой дом в Плесе их не может потянуть из-за нехватки площадей – здание расположилось на крутом холме, так что расширяться особенно некуда. К тому же владелица не планирует расширение и тем более масштабирование проекта по «идеологическим» соображениям. Ведь одна из главных фишек «Частного визита» – дружеское личное общение с постояльцами, что в условиях больших площадей попросту невозможно.

Средства на проект частично одолжили у банков, в остальном помогли частные инвесторы, имена которых здесь предпочитают не называть. Общая стоимость проекта оценивается в десятки миллионов рублей. 

Впрочем, о деньгах здесь вообще говорить любят не сильно. 

«Мы здесь живем как семья. Главное, что все, кто приезжает к нам хоть один раз, потом обязательно возвращаются», – резюмирует Людмила Лялина.