Top.Mail.Ru
архив

Вождь «Ингеокома»

Михаил Рудяк руководит одной из крупнейших и влиятельнейших строительных компаний России. За 14 лет своего существования «Ингеоком» построил около сотниобъектов разного масштаба в 12 странах мира. Ко многим из них применим эпитет «самый» – самый большой в Европе торгово-развлекательный комплекс; самый большой городской котлован в мире; самая сложная эстакада в городе. Основатель и президент «Ингеокома» любит сложные задачи.

 

Между собой сотрудники компании «Ингеоком» называют своего руководителя «вождем». Несмотря на легкую иронию, это определение оказалось чрезвычайно точным. Президент и основатель «Ингеокома» Михаил Рудяк создал структуру, которая сегодня входит в число крупнейших строительных компаний России. В «Ингеокоме» работают более шести тысяч человек. «Ингеоком» строит объекты, суммарная стоимость которых переваливает за миллиард долларов.

 

Что найдешь, то твое

Компания «Ингеоком» появилась на свет в 1987 году. «Это было время повальных кооперативов, которые занимались перепродажей и торговлей, – вспоминает сам Михаил Рудяк. – Многие государственные служащие воспринимали их как временное явление, поэтому, когда я вместе с несколькими друзьями-инженерами ушел в муниципальное предприятие геотехнического профиля, многие из сослуживцев посчитали меня сумасшедшим». Реакция коллег была понятна: к моменту своего ухода в бизнес Михаил Рудяк уже сделал блестящую советскую карьеру и обладал всеми атрибутами тогдашней власти – черная «Волга», доступ к спецраспределителям… Все это он менял на туманную перспективу собственного дела.

Такое внешне нелогичное решение Рудяк объясняет не только стремлением к независимости. Ранее он окончил геологический факультет МГУ и еще в студенческие годы приобрел навык работы в геологическом отряде попутного поиска. «В геологической партии действует принцип – «что найдешь, то твое». Это очень хорошо стимулирует предпринимательские таланты», – говорит Рудяк.

«Ингеоком» начинал свою деятельность в комнате площадью 18 кв. м, имея штат из четырех человек. С самого начала «Ингеоком» стал специализироваться на проектировании особо сложных объектов. Поскольку подавляющее большинство строительных предприятий советской эпохи оказались неспособны работать в нетипичных условиях, «Ингеоком» получил несколько крупных строительных подрядов. О механизмах их получения Рудяк вспоминать не любит: «В это странное время – в конце 80-х и в начале 90-х – было много бардака и мало дела». Тем не менее именно тогда «Ингеоком» резко увеличил обороты и расширил сферу деятельности.

 

Безграничная фирма

В начале 90-х «Ингеоком» стал активно работать за границей. Всего за четыре года, с 1991-го по 1995-й, компания выиграла несколько тендеров на строительство объектов различной сложности за пределами России. Объединение «Ингеоком» выполняло реконструкцию зданий и подземных сооружений в Австрии; укрепляло основание Королевского замка в польском Кракове; пробивало тоннель сквозь Анды в Перу (проект не завершился) и участвовало в строительстве подземного паркинга в Ватикане. Объем этого не самого крупного из зарубежных тендеров «Ингеокома» оценивался в $15 млн. Как признает сам Михаил Рудяк, русское присутствие на мировом строительном рынке в начале 90-х можно объяснить тогдашним повальным увлечением Россией.

Однако победы в тендерах давались компании очень нелегко. Как рассказывали коллеги главы «Ингеокома», компании порой приходилось соглашаться на самые невыгодные условия ради получения подрядов. Но в тот момент зарубежные тендеры, во-первых, давали необходимую и ценную валюту, а во-вторых, обеспечивали загрузку мощностей. Как говорится, нет худа без добра: в жестких условиях «Ингеоком» улучшил свое технологическое оснащение и перестроил менеджмент и маркетинг. Во многом благодаря этому «Ингеоком» смог резко расширить свое присутствие на мировых рынках. Представительства фирмы открылись в США, Португалии, Италии, Польше, Израиле, Зимбабве, Бельгии. «Возможно, кто-то назовет это экзотикой, но в мире идет жесткий отбор профессионалов, и в этом процессе, как правило, нет места для вкусовщины и эмоций, – говорит Михаил Рудяк. – Наши специалисты работали в Конго и Сенегале. Если бы «Ингеоком» не предпринимал постоянных усилий по поиску новых рынков, то вряд ли сегодня мы бы там строили».

Одновременно компания активно работала на российском рынке, особенно в столице. При этом, как отмечают эксперты, «Ингеоком» занял на рынке своеобразную нишу. Обладая сложными, а порой и уникальными технологиями, объединение выигрывало большинство московских тендеров и конкурсов. Фирма выполняла и выполняет специальные проекты, в реализации которых с нею просто трудно конкурировать. В числе наиболее интересных работ, проведенных объединением «Ингеоком» в середине 90-х годов в столице, – реконструкция участков Канала им. Москвы, Малого театра, Дома-музея А.С. Пушкина, строительство комплекса на Манежной площади. За 14 лет работы штат компании вырос с 4 человек до 6 тыс. сотрудников .

Конкуренты, правда, часто заявляют, что «Ингеоком» использует свои связи с московским правительством, указывая на то, что Михаил Рудяк на общественных началах является советником мэра Юрия Лужкова. Сам Рудяк считает, что связи тут ни при чем: «Если бы дело было в моей общественной должности, «Ингеоком» вряд ли смог бы выигрывать в других городах России и за рубежом». В числе объектов, сданных его компанией, – реконструированный Рязанский кремль, гостиный двор в Казани, участки тоннеля метро в Новосибирске и Вилюйская ГЭС в Якутии.

 

Секреты геолога

Секрет своих побед на конкурсах и тендерах Михаил Рудяк объясняет просто: «Наши цены значительно ниже, чем у конкурентов. Однако при этом мы обеспечиваем высокое, конкурентное качество строительства. У меня есть правило: норма прибыли не должна превышать 20%. А на таких принципах в строительном бизнесе сегодня, увы, работают немногие». Слова президента «Ингеокома» подтверждает один из его партнеров – руководитель департамента инвестиционной политики строительства Москвы Леонид Краснянский: «Рудяк чрезвычайно обязательный человек. Он всегда держит слово – строит и хорошо, и дешево».

Впрочем, строить дешево и хорошо у Рудяка (который является кандидатом технических наук) получается во многом благодаря уникальным технологиям. «Ингеоком» активно инвестирует в научно-исследовательские разработки. К примеру, это одна из немногих компаний в мире, использующих технологию «струйной цементации под высоким давлением» и метод «буросекущих свай». Как объясняют специалисты, сваи благодаря этому методу могут принимать любую заданную конфигурацию, что обеспечивает мощную гидроизоляцию будущего участка. Если учесть многовековые архитектурные пласты столицы и ее сложный геологический рельеф, то становится понятно, почему «Ингеоком» выигрывает у конкурентов. Кстати, именно за счет этих технологий объединение в 1999 году смогло выиграть тендер на строительство котлована для центрального ядра ММДЦ «Москва-Сити». Компания оценила стоимость своих работ в $80 млн, тогда как ближайший конкурент – корпорация «Трансстрой» бралась построить котлован за $190 млн.

Когда речь заходит о «Москва-Сити», Михаил Рудяк перестает сдерживать свои эмоции. «Это не просто самая большая «яма» Европы, это одно из самых сложных инженерных сооружений. Сейчас в мире реализуется лишь еще один подобный проект – бостонский тоннель, но его стоимость оценивается в $4 млрд. Подобного класса строения есть еще в Монреале, где сооружен грандиозный подземный городской комплекс. «Наш прежний рекорд – Манежная площадь, которую мы строили вместе с «Мосинжстроем», значительно превзойден», – говорит Рудяк. Сотрудничество с «Мосинжстроем» было весьма интересным. «Меня восхищает глава «Мосинжстроя» Семен Свирский, – рассказывает Рудяк. – Была такая история: он посмотрел, как мы работаем, и тут же прикупил себе станок для буросекущих свай. Теперь он может даже конкурировать с нами. Но у него один станок, а у нас восемь». Кстати, каждая такая машина стоит около $2 млн.

Преимущество масштаба

Глава «Ингеокома» не любит говорить о проблемах. Тем не менее его компания за свою сравнительно долгую по российским меркам историю пережила несколько кризисов. Самый острый из них случился после августа 1998 года. Подобно большинству западных фирм компания жила на кредиты, которые после девальвации резко подорожали. «С сентября по декабрь 1998 года мы пережили тяжелейший период, – рассказывает Михаил Рудяк. – Августовский кризис настолько обескровил нас, что мы даже не могли закрывать проценты по кредиту. Уже через месяц у меня на столе лежал список на увольнение трех тысяч человек, но, как говорится, рука не поднялась подписать его». По рассказам очевидцев, многие зарубежные конкуренты тогда стали подсчитывать, во сколько им обойдется покупка активов «Ингеокома». Вдобавок к этим бедам после кризиса у зарубежных заказчиков резко изменилось отношение к российским компаниям. «Очень часто мы просто не могли выходить на тендеры, потому что было заранее известно, что русских там не ждут, – говорит президент «Ингеокома». – Я, конечно, мог пойти и попросить денег у хороших знакомых и партнеров, многие из которых числятся в олигархах. Но меня останавливало нежелание попадать к кому-либо в зависимость, пусть даже моральную».

В итоге за полгода антикризисного управления Рудяку и его команде удалось полностью восстановить компанию. «Ингеоком» отказался от множества перспективных проектов. Более того, по признанию Рудяка, компания была вынуждена даже продать часть своих непрофильных бизнесов и зарубежных активов. Один из представителей «Трансстроя», постоянно конкурирующего с «Ингеокомом», считает, что компанию Рудяка спасли большие объемы реального строительства: «Когда у вас много объектов, можно сконцентрироваться на главных из них и выжить».

В середине 1999 года компания «Ингеоком» вернулась на московский рынок. К уже имеющимся стройкам добавилось еще несколько проектов. Главными из них стали торгово-развлекательный комплекс на площади Курского вокзала и мини-метро в Москве, которое проходит от «Москва-Сити» до аэропорта Шереметьево. Компания Михаила Рудяка начала эти стройки еще до кризиса 1998 года. Однако из-за кризиса они были фактически заморожены.

Торгово-развлекательный комплекс на площади Курского вокзала станет крупнейшим в Европе. Новый комплекс будет на 60% принадлежать «Ингеокому» и на 40% – городским властям. В числе подрядчиков – французская Bouygues. Площадь комплекса составит около 100 тыс. кв. м, а его стоимость – более $150 млн. Одна из примечательных деталей проекта – огромная автостоянка на 800 машин, что крайне необходимо городу. Завершение строительства комплекса намечено на декабрь этого года.

 

Взять в Кольцо

Но, похоже, одним только бизнесом Михаил Рудяк ограничиваться не намерен. Совсем недавно он фактически сэкономил городу $1 млрд. «Городские власти попросили меня, как советника мэра, оценить проект строительства тоннеля под Лефортовским парком, предложенный фирмой «Организатор», – говорит Рудяк. – Я взглянул… и был поражен».

Дело в том, что ООО «Организатор», ранее строившее Московскую кольцевую дорогу, оценило строительство Лефортовского участка Третьего транспортного кольца (ТТК) в астрономическую сумму – $2,1 млрд. Плавный ход событий нарушил глава «Ингеокома». Рудяк предложил строить либо эстакаду, либо тоннель открытым способом фактически в обход Лефортова. Стоимость такого строительства, по оценке главы «Ингеокома», составила бы $500 млн – $600 млн. «Я даже не буду говорить о сумме проекта, – комментирует свое сентябрьское выступление сам Рудяк. – Такая смета получилась во многом из-за принципов ценообразования «Организатора». Главная же проблема их проекта состояла в том, что в результате такой дорогой стройки Москва могла получить только новую транспортную пробку». Действительно, «Организатор» намеревался рыть тоннель с помощью буровой установки Herrensknecht, диаметр которой составляет 14 м. В таком тоннеле могут поместиться максимум три полосы автомобильной дороги, а на протяжении всей трассы ТТК полос предусмотрено четыре. Естественно, на въезде в такой тоннель образовывалась бы огромная пробка.

По мнению представителей «Организатора», строительство эстакады и открытого тоннеля могло нанести «непоправимый ущерб уникальному комплексу Лефортовского парка и его водной системе». Михаил Рудяк доказывал обратное: «Во-первых, трассу тоннеля мелкого заложения предусматривалось проложить по краю Лефортовского парка, где сегодня нет ничего, кроме временных гаражей, ветхих строений, грязи и мусора. Тоннель легко изолировать от грунтовых вод, а в сумму строительства заложена и реконструкция с реновацией самого парка, который сейчас находится в плачевном состоянии».

Предложения главы «Ингеокома» вскоре принесли свои плоды. После двухмесячных раздумий московское правительство приняло за основу комбинированный вариант. В одну сторону ТТК предполагается построить тоннель глубокого заложения, который будет пересекать парк под землей, а в другую – эстакаду, которая пойдет в обход Лефортовского парка. Как следует из заявленной программы, общая стоимость строительства составит $1,2 млрд. По мнению же Юрия Лужкова, стоимость строительства участка не должна превысить $400 млн, из которых на бурение тоннеля надо потратить $202 млн. Однако реализация такого варианта может быть осложнена целым рядом обстоятельств и технических сложностей: в частности, необходимы новые согласования с Министерством культуры, общественными организациями и пожарными.

 

Сложный и дорогой

Сидя в своем кабинете в офисе «Ингеокома» в Яковоапостольском переулке, Михаил Рудяк показывает на большую стройку напротив. «Раньше здесь были лишь грязный пустырь и завод «Электроприбор», архитектура которого настолько безобразна, что ее трудно оценить по цивилизованным меркам. Это уродливое, барачного вида здание со стенами метровой толщины занимало площадь 4 тыс. кв. м. Теперь мы здесь строим комплекс, в котором будут и офисы, и квартиры. Объект очень сложный и дорогой. Но, честно говоря, мне так надоело смотреть на эту грязь напротив…»

Еще по теме