Top.Mail.Ru
архив

Возрождение «посылторга»

«Почта России», унитарное предприятие Министерства связи, создало компанию «Почтовый Торговый Дом». Эта компания возрождает систему «посылторга», через которую в советское время совершались миллионы покупок. Первые каталоги уже отпечатаны тиражом в 100 000 экземпляров и поступили в отделения связи. В каталоге около 900 наименований различных товаров. Это одежда и обувь, товары для детей, предметы быта, компьютерная техника. По расчетам маркетологов компании, около 70 – 80% покупок будут совершать женщины. Паскаль Клеман, президент компании PPEGroup, одного из лидеров на этом рынке, считает, что типичный покупатель товаров по почте – замужние и имеющие детей женщины в возрасте 35 – 55 лет.

«При формировании каталога мы рассчитывали на потребности среднего россиянина, – рассказывает генеральный директор «Почтового Торгового Дома» Нина Могилевская. – Нами был учтен опыт работы западных каталогов и таких тематических каталожных изданий, как «Книга-почтой», «Семена-почтой». На основании масштабных исследований мы пришли к выводу, что стоимость среднего заказа составит около 300 руб. Эти цифры, кстати, подтверждаются уже первыми заказами, которые уже поступают к нам».

Специалисты компании предполагают, что основной доход принесут 20% «убойных» позиций в каталоге. Остальные находятся в зоне риска. Реакция покупателей на них пока непонятна, и в каждый следующий каталог будут вноситься изменения, скорректированные спросом. Включение в каталог «рискованного» товара оправдает себя, если его станет приобретать хотя бы каждый тысячный покупатель. «Почтовый Торговый Дом» планирует предлагать услуги по всей России. У «Почты России» более 40 000 отделений, каждое из которых станет торговой точкой, где можно будет совершить покупку по каталогу. «Мы ведем переговоры как с западными производителями товаров, так и с российскими, белорусскими, китайскими. Для нас принципиально важно выдержать соотношение цена/качество. Невозможно создать масштабную и устойчивую систему, не поддерживая высокое качество предлагаемой продукции», – говорит Нина Могилевская.

Объем российского рынка торговли по каталогам в 2002 году составлял $300 млн – $350 млн. В этом году, по оценке экспертов Гильдии предприятий торговли по почте, он составит около $600 млн – $650 млн. Почти двукратное увеличение произойдет в основном за счет прихода крупных западных фирм. Сейчас на рынке наиболее заметны компании RidersDigest, IvesRocher, PPE. Так, например, группа PPE отправляет ежемесячно около 300 000 посылок. Объем продаж IvesRocher по каталогу превосходит объем розничной торговли.

Генеральный директор Гильдии предприятий торговли по почте Александр Иванов считает, что у этого вида коммерции хорошие перспективы. Исследование, проведенное Гильдией, показывает, что в провинции очень высок неудовлетворенный спрос на качественные товары. «Деньги в регионах есть, а покупать им нечего», – утверждает Александр Иванов. В то же время он отмечает, что «Почтовому Торговому Дому» будет очень непросто построить логистическую систему, подобную тем, которые имеют западные компании. Основное преимущество западных компаний заключается в технологиях подготовки товара, упаковки, связей с покупателем и отслеживания маршрута продукции.

Европейские компании, торгующие через каталоги, работают только «на заказ». Они собирают заявки под определенный ассортимент, передают их производителям, которые обязуются оперативно поставить товар, а затем комплектуют посылки. Компании не имеют собственных крупных складов для накапливания продукции. А весь процесс – от заказа до доставки товара на дом – на Западе длится до двух недель. Такой отлаженный механизм обеспечивает 20 – 25% всех розничных продаж.

По мнению Паскаля Клемана, в 2003 – 2004 годах на российский рынок придет много европейских компаний. С учетом того, что в 2005-м объем рынка может достичь $1,5 млрд, PPEGroup уже сейчас ищет стратегического партнера.

Еще по теме