Top.Mail.Ru
архив

Всех излечит, исцелит...

Будет заблуждением считать, что заботливыми владельцами домашних животных являются неплатежеспособные пенсионеры. Согласно данным компании AlexAnn, таковых всего 1,2%. В основном - около 40% - содержит кошек, собак и прочую живность активно работающее население, вполне способное оплатить лекарства для захворавшего любимца.

Помимо домашних питомцев, целевой аудиторией производителей лекарств для животных являются молочные, мясные компании и отрасль птицеводства: выгоднее предупредить возможные заболевания, чем их лечить. "В основном мы закупаем профилактические средства, на ветеринарные препараты тратится 2-3% бюджета", - подтверждает директор по коммуникациям группы "Черкизово" Александр Костиков.

Объем фармацевтического рынка только по мелким домашним животным составляет около 1 млрд руб. в год. По данным Research Techart, общий объем рынка в 2011 г. достиг примерно 4 млрд руб., и каждый год он растет на 8-9%. Крупнейшими иностранными профильными игроками на российском рынке считаются Phizer, Bayer и Intervet. Из российских компаний самые известные и обладающие собственным производством - это "Агроветзащита", ВИК, "Апи-сан", "Нитро-фарм", "Мосагроген" и производственное подразделение Helvet фирма AlexAnn с долей рынка около 25%.


Стрелы для индейца

Генеральный директор и владелец AlexAnn Валерий Давыденков в детстве мечтал быть индейцем. "Ну а какой же может быть индеец без отравленных стрел? - посмеивается Валерий. - Тогда я увлекся изучением трав и их лечебных свойств. Поступил на фармацевтический факультет Первого медицинского института им. И.М. Сеченова, а после его окончания долгое время работал в Институте лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР)". В период развала СССР лекарственные растения оказались никому не нужны, финансирование научных разработок прекратилось, и Валерий Давыденков уехал в Санкт-Петербург, где смог найти денежную поддержку для своих исследований. Ее оказало коммерческое предприятие из Латвии. После возвращения в Москву вместе с сотрудниками ВИЛАР он основал фирму "Арнебия", которая сотрудничала с мировым фармконцерном Biologische Heilmittel Heel. Немецкая компания поставляла на наш рынок гомеопатические препараты.

В отличие от фармакологических препаратов, гомеопатические содержат крошечные дозы активного вещества, а это означает, что токсическое воздействие лекарства минимизировано. Кроме того, в начале 1990-х гомеопатию считали чуть ли не панацеей от всех бед, поэтому торговля шла бойко. Со временем Валерий Давыденков и его коллеги подумали о том, что рынок гомеопатических препаратов для животных можно строить и самим. В 1995 г. они приступили к созданию собственных лекарств, тогда же была зарегистрирована фирма Helvet.

Набрав около 300 000 руб. собственных средств (личные деньги и часть прибыли "Арнебии"), команда приступила к разработке своего препарата. По задумке разработчиков он должен был поддерживать пожилых животных. Получившийся лишь через три года препарат "Лиарсин" с очень широким спектром действия быстро завоевал рынок и даже позволил компании пережить кризис 1998 г., когда спрос упал на 75%. В период проведения исследований по работе над "Лиарсином" Валерий Давыденко всерьез засомневался: действительно ли гомеопатия идеальна?

"Со временем я стал понимать, что гомеопатия не является научной дисциплиной, - рассказывает Валерий. - В "человеческой" гомеопатии есть непререкаемый авторитет - основоположник гомеопатии немец Самуэль Ганеман, на которого ссылаются при любых сомнениях. В ветеринарной медицине Ганеман таким авторитетом не является. Врачи стали задавать нам много неудобных вопросов, для получения ответов на которые приходилось проводить всякие исследования. Таким образом, мы выяснили, что принцип гомеопатии "подобное лечится подобным" не является всеобъемлющим. Гомеопатический метод создания лекарств - последовательное разведение - не в состоянии обеспечить стабильных свойств лекарства: погрешность может составлять 50%. И далеко не все компоненты, используемые в гомеопатии, являются активными". С этого момента "гомеопатическая" часть жизни Валерия Давыденкова закончилась.


Сжигая все, чему поклонялся

С 1999 г. по 2005 г. Helvet расширила линейку собственных препаратов до десяти наименований. Теперь принцип доказательной медицины стал основополагающим для всех разработок компании. В препаратах содержатся гомеопатические дозы активного вещества, но получаются они уже не методом разведения, а с помощью современных физико-химических методик. Получившиеся же лекарства проходят все доклинические и клинические испытания.

"Изучая существующие препараты и отмечая их недостатки, мы искали новые лекарства, - поясняет Валерий Давыденков. - По-прежнему мы придерживались гомеопатического принципа минимальных, то есть токсически неопасных доз. Вопреки сложившемуся о нас мнению в ветеринарных кругах, это все, что связывает нас с гомеопатией. Мы - фармацевтическая компания".

Стоит отметить, что, объявив себя фармкомпанией, Helvet потеряла потенциальных клиентов - появляющиеся органические хозяйства, которые как раз гомеопатию и покупают. Правда, в середине "нулевых" подобные хозяйства только-только формировались, а к концу десятилетия они сделали выбор в пользу зарубежных производителей. "Мы используем сертифицированные вакцины, иммуностимуляторы и гомеопатические препараты иностранного производства (США, Голландия, Испания), - говорит главный ветеринарный врач компании "АгриВолга" Александр Сорокин. - В России же мы сотрудничаем с Московской государственной академией ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина, которая поставляет нам пробиотики".

Но что сделано, то сделано. В 2001 г. оборот Helvet был менее миллиона рублей в месяц. Компания активно искала партнеров для проведения исследований, на предприятии и сейчас нет собственной исследовательской базы - только отдел, потому что, по мнению собственника, исследованиями должны заниматься специализированные учреждения. Сейчас уже специальное подразделение Helvet, занятое производством лекарств - AlexAnn проводит свои исследования на базе многих научных учреждений: Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина, Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины, Костромской государственной сельзкохозяйственной академии, Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова и др.

В 2008 г. Helvet сосредоточилась на продажах, а AlexAnn была выведена в отдельное подразделение, основной задачей которого стала разработка и продвижение препаратов на рынке. Производство требовало высоких технологий и стандартов качества. Чтобы полностью отойти от "гомеопатического" прошлого, компании нужно было совершить качественный рывок.


Большие проблемы сверхмалых доз

Для обеспечения качества требовался полный контроль всех стадий производства. В 2010 г. в компании дозрели до мысли о создании собственного завода. Годовой оборот AlexAnn/Helvet составлял порядка 100-150 млн руб., вложить в завод - а это не только закупка современного оборудования, обучение персонала и операционные расходы, но и создание собственных технологий - нужно было порядка 300 млн руб.

Весной 2014 г. завод был открыт в подмосковном Долгопрудном. 80% средств - собственные деньги, оставшиеся 20% - лизинг и кредиты в частных банках. По пессимистическим прогнозам, предприятие должно окупиться через два года.

Если большая часть компаний, специализирующихся на фармакологии для животных, выпускает лекарства с привычными, а не минимальными дозами, то конкуренты в сегменте, облюбованном AlexAnn, появляются из числа своих же сотрудников. Так, например, фирму "Репровет" возглавляет бывший сотрудник Helvet/AlexAnn Александр Титов.

По словам генерального директора "Репровета", из компании Валерия Давыденкова он ушел по сугубо бытовым причинам, о нынешних конкурентах отзывается уважительно. "Репровет" выбрал своей специализацией лекарственные препараты для решения акушерско-гинекологических проблем у коров. По мнению Александра Титова, одного из собственников компании, именно узкая специализация и подтвержденная патентом уникальность продукции позволяют сравнительно небольшой фирме уверенно себя чувствовать на этом непростом рынке. Годовой оборот и свою долю рынка генеральный директор "Репровета" не раскрывает. "Сегодня трудно оценить нашу долю рынка", - говорит Александр Титов. По оценке аналитиков, в своем сегменте компания может занимать около 10% рынка.


Коту под хвост?

Сейчас в Helvet около 50% всех продаж приходится на препараты для сельскохозяйственного сегмента, и эта доля будет расти. Но в целом в одном из самых денежноемких секторов - ветеринарные средства для животноводческих хозяйств - доля отечественной продукции сокращается. Так, согласно данным исследовательской компании B2B Research, доля АВС (антидиарейные ветсредства) российского производства в общем объеме рынка сократилась с приблизительно 45 до 30%. Причиной явился постепенный переход российских потребителей на импортную продукцию, в основном выпускаемую компаниями Trouw Nutrition, Neolait, KRKA, Invesa, ставшими мировыми лидерами в разработке и производстве качественных кормов, кормовых добавок, лекарственных средств.

Животноводческие хозяйства выбирают иностранных производителей. "На закупку препаратов, разрешенных в органическом сельском хозяйстве и прошедших органическую сертификацию, уходит больше средств, чем на обычные ветеринарные лекарства, - сетует Александр Сорокин. - Это связано прежде всего с тем, что они иностранные. Полностью на российские препараты мы перейдем тогда, когда они будут не менее качественными, чем заграничные". Согласны с подобной оценкой и в "Евродоне" (производство индюшатины), и в группе "Черкизово". "70% закупаемых лекарств - это импортные препараты. На сегодняшний день их качество выше, чем у российских аналогов", - констатирует Александр Костиков.

Что касается лечения домашних питомцев, то тут российские и зарубежные производители получают по половине аудитории. По словам специалистов красногорской ветеринарной клиники "Айболит", покупатели находятся в плену давнего заблуждения, что все, что дороже, то и лучше. "Состав российских и зарубежных препаратов часто полностью совпадает. Кроме того, цена отечественных лекарств на десятки процентов ниже, чем у зарубежных аналогов, - подчеркивает сотрудница аптеки в "Айболите". - Если российские компании будут больше внимания уделять исследованиям своих препаратов и чаще общаться с практикующими ветеринарными врачами, то, возможно, они смогут увеличить свои продажи".


Еще по теме