Top.Mail.Ru
архив

Второй срок

Дмитрий Зимин, основатель и генеральный директор «Вымпелкома» – второй по величине российской компании сотовой связи – неожиданно снова занял пост президента своего детища. Норвежец Джо Лундер, назначенный в сентябре прошлого года президентом «Вымпелкома» перешел на должность исполнительного директора компании. Таким образом, разговоры о скором уходе харизматичного лидера «Вымпелкома» в отставку оказались преждевременными.

От перестановки мест…

По утверждению пресс-службы «Вымпелкома», в новых кадровых перестановках нет ничего особенного. «Произошло просто уточнение должностных титулов, а сами обязанности руководителей не изменились, – заявил «Ко» пресс-секретарь «Вымпелкома» Михаил Умаров. – Джо Лундер является CEO компании. В этой должности он как отвечал, так и отвечает за операционную деятельность – в частности, за московский регион и за выход компании на прибыль. С точки зрения западного рынка ничего нового не произошло, потому что для акционеров и иностранной прессы должность CEO говорит сама за себя. Зимин же как отвечал, так и отвечает за стратегическое развитие в регионах и внешние связи. Просто удивительно, сколько спекуляций возникло вокруг этих назначений. Еще раз подчеркну – круг обязанностей руководителей не изменился». Однако аналитики и участники рынка считают, что все не так однозначно. Странно, что президентство Лундера продлилось всего несколько месяцев. Зачем «Вымпелкому» требовался «халиф на час»? Плановая ли это ротация или нет? 

Многопартийная система

ак и всякая крупная корпорация, «Вымпелком» уже стал государством в государстве. Видимо, внутри компании существуют свои группы влияния. Их борьбу наглядно демонстрирует серьезная ротация в совете директоров «Вымпелкома» – за последние годы его состав существенно изменился. Одна из групп влияния – норвежская – настроена консервативно и далека от наполеоновских планов передела сотовой карты России. Норвежский государственный оператор связи Telenor, который является одним из крупнейших акционеров «Вымпелкома», больше заинтересован в возврате своих инвестиций. Он ставит во главу угла укрепление позиций «Вымпелкома» в московском регионе и выход компании на прибыльность. Менеджерам-совладельцам более интересна экспансия «Вымпелкома» в другие регионы. Сейчас у них появился мощный союзник – пожелавшая превратиться в серьезного игрока на рынке российских телекоммуникаций ФПГ «Альфа-групп». «Альфа» уже приобрела большой пакет акций (43,8%) другого российского оператора связи – компании «Голден Телеком». Но «Голден Телеком» – оператор проводной связи и Интернет-провайдер, а для превращения в серьезного игрока «Альфе» необходимо добиться универсальности и приобрести пакет крупного оператора мобильной связи. Поэтому региональные проекты «Вымпелкома» все аналитики единодушно называют в числе наиболее вероятных будущих инвестиций «Альфы». Между «Вымпелкомом» и компанией «Альфа-Эко», входящей в «Альфа-групп», уже ведутся переговоры по проекту «Вымпелком-Р» о привлечении инвестиций в регионы, но окончательных договоренностей пока нет.

Бизнесмен из ящика

Региональные рынки сотовой связи интересны тем, что в провинции борьба за передел сфер влияния еще только начинается. Для завоевания регионов потребуются серьезные финансовые средства, агрессивный маркетинг и готовность к риску. Последнее качество в полной мере свойственно бессменному президенту «Вымпелкома». Случаев, когда его проект пробивался не благодаря, а вопреки обстоятельствам, в истории компании немало. В бизнес Дмитрий Зимин пришел уже немолодым человеком, что для новой России весьма нехарактерно. Прежде чем стать «акулой капитализма», выпускник МАИ Дмитрий Зимин более 30 лет проработал в военном «ящике», а именно в Радиотехническом институте им. Минца. Там он занимал должности начальника лаборатории, начальника отдела, был заместителем главного конструктора. В институте Зимин разрабатывал и создавал радиолокационные комплексы систем противоракетной обороны. Уйти из науки в бизнес одного из ведущих инженеров и его коллег заставили обстоятельства: военные заказы были свернуты, и Зимин сотоварищи практически остался без работы. Свой первый проект – кооператив АО «КБ Импульс» – Зимин организовал, уже разменяв пятый десяток. Как говорит сам Зимин, он вместе с коллегами занимался конверсией. Кооператив «Импульс» создал немало хороших разработок: систему спутникового телевидения, систему кабельного телевидения, автомобильный антирадар. Однако это не принесло кооперативу практически никаких доходов. Решающий поворот в карьере Зимина произошел после встречи в 1992 году с молодым американским предпринимателем Оги Фабелой. Тот приехал в Россию в качестве представителя маленькой фирмы Plexsys, производившей аппаратуру для сотовой телефонии. Фабела добился встречи с представителями военно-промышленной корпорации ЦНПО «Вымпел», куда от направления конверсионных программ пригласили Зимина. Последовавшая за этой встречей поездка Зимина в США окончательно убедила его в перспективности «сотового» бизнеса. Но тут возникла первая серьезная проблема: все частоты, необходимые для ведения мобильного бизнеса, были уже разобраны. В диапазоне 450 МГц работала МСС, а диапазон 900 МГц уже застолбила за собой МТС, в числе акционеров которой был немецкий оператор связи Deutcshe Telekom. Проект «Импульса» можно было спокойно закрывать.

Связи для связи

Однако невероятные пробивные способности Зимина позволили ему найти брешь в распределении частот. Воспользовавшись своими связями среди военных (35 лет в «ящике» были проведены не зря), Зимин смог выбить у них «кусок» частот в диапазоне 800 МГц. На этих частотах работал американский стандарт AMPS, одним из преимуществ которого было более дешевое по сравнению со стандартом GSM оборудование. Так была создана компания «Вымпел-Коммуникации», учредителями которой стали КБ «Импульс», фирма Фабелы Plexsys и множество государственных структур – ЦНПО «Вымпел», НИИДАР, РТИ им. Минца. Поставщиком оборудования для новой компании стал шведский концерн Ericsson. У телекоммуникационного бизнеса есть одна особенность: огромное количество организационных вопросов (распределение частотного ресурса, сертификация оборудования и т.д.) решается на государственном уровне в законодательном порядке. В связи с этим очень важную роль в телекоммуникациях играют лоббизм и связи на высоком уровне. Впрочем, государственное регулирование накладывает на телекоммуникационный бизнес и другой отпечаток. Несмотря на то что в телекоме крутятся огромные деньги, сопоставимые с оборотом алкогольного рынка, отрасль связи остается сферой, в которой силовые приемы применяются крайне редко. В начале развития компании Зимину удалось избежать ошибок, которые погубили немало компаний, созданных «технарями». Очень часто такие компании увлекались передовой технологией, позабыв о том, что нужно умудриться еще и продать услугу. Зимин с командой нашли в себе мужество довериться профессиональным продавцам-маркетологам. Большую роль в начинающей компании играли американцы – сотрудники Фабелы, но главным автором маркетингового прорыва считается Георгий Васильев, пришедший в компанию в 1993 году. Выстроенная Васильевым схема работы в принципе действует и сейчас. Кстати, одним из первых шагов Васильева стала «экспедиция» за рубеж: несколько команд сотрудников «Вымпелкома» были командированы в западные операторские компании, чтобы потом взять их опыт на вооружение.

Места хватит для троих

Еще раз вся мощь лоббистких возможностей Зимина потребовалась в 1996 году – при получении лицензии на стандарт GSM. Автоматический роуминг с европейскими странами, которого не имеет стандарт AMPS, становился все более важным конкурентным преимуществом. Фактически AMPS являлся тупиковой ветвью развития. И в 1996 году Зимину снова удалось «пробить» у военных большую полосу частот диапазона 1800 МГц. Впрочем, не все операторы считают «пробивание» частот исключительной заслугой Зимина. «Сегодня Зимин достиг такого статуса, когда человек обрастает легендами, – говорит один из участников рынка. – На самом деле к моменту, когда «Вымпелком» получил лицензию на работу в GSM, второй оператор был уже просто необходим. Рано или поздно эту лицензию все равно выдали бы». Разумеется, история компании складывалась не только из побед. Осень 1998 года стала для «Вымпелкома» временем тяжелых испытаний. Примерно в начале 1998 года конкуренты всерьез занялись пересмотром тарифной политики, а штаб Зимина изменение конъюнктуры проглядел. В итоге к июню 1998-го основной конкурент «Вымпелкома» – компания МТС предлагала гораздо более выгодные и удобные тарифы. Отвоевать свои позиции «Вымпелкому» удалось лишь позднее, когда была введена система предоплаты (карточки «Би Плюс») и появились знаменитые «коробочки» за $49. Абонентская база возросла, но в то же время клиенты значительно «подешевели». Но окончательный спор за московский рынок решился все-таки в пользу МТС.

СПРАВКА

Конкуренты, лидеры, призраки

Сегодня число абонентов МТС превышает 1,5 млн человек, у «Вымпелкома» – немногим более 1 млн абонентов. Правда, МТС не всегда в состоянии обслуживать такое количество абонентов и чаще, чем другие московские компании, «роняет» свою сеть. Но МТС – компания прибыльная, а «Вымпелком» по-прежнему остается убыточным. Тем не менее аналитики в целом позитивно оценивают положение компании, указывая на то, что главный для операторов связи финансовый показатель EBITDA (прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации) у «Вымпелкома» вырос вдвое и на 31 декабря 2000 года составил $52 млн. Еще одна серьезная угроза для московских операторов мобильной связи – и в первую очередь для «Вымпелкома» – собравший, наконец, силы для наступления третий оператор GSM, «Соник Дуо». Эта компания-призрак пугает рынок своим вторжением уже не один месяц. На сей раз «Соник дуо» обещает выйти на рынок к лету. Компания намерена начать коммерческую эксплуатацию сети в ближайшее время, хотя точная дата ее запуска держится в секрете. Известно только, что для старта намечено целых три возможных даты. Руководители «Соник Дуо» твердо заверяют, что к началу коммерческой эксплуатации сети у компании будут необходимые частоты в обоих диапазонах – 900 МГц и 1800 МГц. Это заявление отнюдь не кажется голословным: «Соник Дуо» пользуется поддержкой другой харизматичной личности российского телекома – министра связи Леонида Реймана.

Заложники харизмы

От «Вымпелкома» снова требуется прорыв – теперь на региональные рынки. В такой ситуации трудно найти замену Зимину. Все участники рынка сходятся в мнении, что он – профессионал и очень сильная личность. Но харизма начинает мешать, когда начинается рутинная работа по укреплению позиций на рынке. Как заявил «Ко» один из операторов, «ситуация, когда топ-менеджер является одновременно совладельцем компании, не слишком хороша. Положение компании, находящейся в прямой зависимости от одного конкретного человека, весьма ненадежно. Примеров тому – сколько угодно. Один из самых ярких – НТВ. Бизнес фактически становится заложником харизмы. Когда звезды благоволят развитию, все идет хорошо, но долго так продолжаться не может – в жизни белые полосы чередуются с черными». Тем более опасно такое положение в секторе hi-tech, где удельный вес риска при ведении бизнеса выше, чем в других сегментах рынка. С неожиданным возвращением Зимина на должность президента у региональных проектов «Вымпелкома» появляется новый шанс. Видимо, региональные проекты для «партии Зимина» важнее, чем антикризисный план, разработанный норвежцами.

Еще по теме