Вымирание консерваторов: какое будущее ждет логистику в России
В последние годы цифровизация разных сфер деятельности человека стала глобальным трендом. Не исключение и логистика, хотя в ней еще сохраняется консерватизм. Пока лидеры отрасли трансформируются, предприятия поменьше продолжают действовать старыми методами — ведут учет перевозок в таблицах Excel и общаются с заказчиками и отправителями грузов через электронную почту и мессенджеры. Тем не менее, рынок постепенно меняется. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», рассказал, как консерватизм в логистике «вымирает», уступая место цифровому развитию.
За что держатся консерваторы
Ассоциация «Национальные системы управления» в январе 2024 года провела опрос 120 компаний-грузоперевозчиков (в их число не вошли лидеры отрасли) и выяснила, что 70% опрошенных консервативны. Вместо автоматизированных систем у них таблицы Excel для учета перевозок и мессенджеры или электронная почта для коммуникации с заказчиками и отправителями грузов. Это приводит к проблемам: нет полноценного контроля за перевозками и груз может приехать с опозданием или затеряться, документы могут быть утеряны или оформлены с ошибками.
Причин такого консерватизма множество: желание сэкономить бюджет компании, опасения за утечку информации к конкурентам, за повышенное внимание контролирующих органов. Другие причины отказа от «цифры» в логистике — недоступность или труднодоступность зарубежных ИТ-решений и недостаточная осведомленность об отечественных, не подготовленная к новым технологиям инфраструктура, неумение сотрудников работать с новыми системами.
Тем не менее консервативный подход постепенно заменяется цифровой трансформацией. Причин перейти на современные инструменты и менять бизнес-процессы больше, чем причин остаться в старой системе.
С устаревшим пора прощаться
Финансовые потери. Использование традиционных каналов связи (телефон, мессенджеры, электронная почта) без единой системы приводит к задержкам выполнения заказов, ошибкам и, как следствие, к финансовым потерям. Загруженные рутинной работой сотрудники не могут мгновенно взяться за оформление нового заказа, могут потерять или неправильно оформить документы. Когда нет возможности отслеживать перевозки в режиме реального времени, есть риск злоупотреблений водителей: могут задержаться или изменить маршрут в личных целях, перепродать какую-то часть груза. Приводит к ошибкам и планирование рейсов без алгоритмов. Около 10% из них убыточны.
Высокая конкуренция, необходимость постоянно привлекать новых клиентов, работать над удержанием старых, а без цифрового обеспечения это практически невозможно. Поэтому современные предприятия предпочитают быстрое выполнение заказов с возможностью отслеживать их статус. Но небольшие перевозчики часто не могут получить заказы от крупных грузовладельцев — те не допускают их до участия в тендерах. А механика цифровых платформ позволяет получать заказы даже перевозчикам, у которых есть только одна фура.
Дефицит кадров. В 2024 году в логистике не хватает 321,5 тыс. сотрудников, прежде всего водителей и складского персонала. За 1 полугодие 2024 года объем вакансий увеличился на 52%. Цифровизация и автоматизация логистики уменьшают потребность компании в кадрах, позволяют освободить сотрудников от рутинных операций.
Активная работа властей по цифровизации отрасли. На 2025-2030 годы запланирована реализация нового нацпроекта «Развитие транспортной инфраструктуры», который в том числе включает блок, посвященный цифровому развитию перевозок.
Все перечисленные факторы заставляют логистику меняться, становиться более технологичной и гибкой.
Прощание с бумагой
Цифровая трансформация транспортной логистики подразумевает внедрение разных категорий сервисов, инструментов и решений. Базовый уровень — это постепенный переход к электронному документообороту (ЭДО). При перевозках создаются цифровые документы (транспортная накладная, сопроводительная ведомость, заказ-наряд), благодаря чему упрощаются расчеты с контрагентами, снижается риск ошибок при оформлении, сокращаются расходы на бумагу и услуги курьеров.
Отказ от бумажных документов помог «Почте России» экономить 250 млн рублей в год. У небольших компаний цифры будут скромнее, однако это все равно весомый плюс для экономики бизнеса. Кроме того, отказ от бумаги и переход на ЭДО позволяет бизнесу следовать тренду на заботу об экологии: по словам участников транспортно-логистического рынка, это эффективный способ сохранить природные ресурсы.
С 1 августа 2024 года до 1 июня 2025 года проходит эксперимент по внедрению ЭДО на всех этапах грузоперевозок всеми видами транспорта. В рамках тестов будет отработано взаимодействие национальной цифровой транспортно-логистической платформы с информационными системами крупных участников рынка, разработаны рекомендации для нормативного регулирования перехода на ЭДО. Не исключено, что летом 2025 года ЭДО в грузоперевозках уже станет обязательным.
Царство «цифры» в российской логистике
Кроме электронной документации в логистику все активнее проникают и другие цифровые решения:
Платформы и сервисы для организации перевозок, которые позволяют находить и выбирать подходящих перевозчиков, оптимизировать маршруты, сокращать издержки.
Системы управления перевозками TMS, которые позволяют составлять маршруты с учетом расстояния, времени в пути, загруженности дорог, условий перевозки груза, а также контролировать перевозки в режиме реального времени.
Системы управления транспортом на территории склада YMS: с их помощью планируется очередность прибытия транспорта, осуществляется контроль за ним, соответственно, исключаются простой транспортных средств при погрузке и разгрузке, опоздания, ошибки с очередностью.
Системы управления складом WMS: позволяют автоматизировать все рабочие процессы на складе — приемку товаров, их размещение и хранение, комплектацию, отгрузку, инвентаризацию. Благодаря этому увеличивается продуктивность работы, снижаются затраты на персонал и риск ошибок. Например, благодаря внедрению «1С:WMS Логистика. Управление складом» Чусовской металлургический завод сократил расходы на содержание склада на 40% и ускорил обработку заказов на 25%.
Помимо этого в российской логистике все чаще применяется Интернет вещей (IoT). RFID-метки и сенсоры устанавливаются на товары или транспортные средства, что позволяет отслеживать путь товаров от производителя до потребителя в режиме реального времени.
Постепенно отрасль начинает обращаться к роботам, дронам, беспилотному транспорту, которые работают на базе искусственного интеллекта. Однако поскольку это достаточно затратные решения, пока к ним приходят в основном крупные игроки рынка. Планируется эксперимент по доставке грузов дронами в Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Самарской области и Нижегородской.
Механизмы работы логистики эволюционируют в более современные и эффективные. Цифровые технологии, позволяющие ускорить процессы и сократить издержки, работа с отечественными товарами, ПО, транспортными средствами, забота об окружающей среде — основные тренды трансформации логистики, за которыми будущее.