Top.Mail.Ru
архив

Вызов гиганта

Компания «Открытые Технологии» получила путевку в «большую жизнь». Сделка между Oracle и холдингом «Связьинвест» вывела «Открытые Технологии» в лидеры рынка интеграции. Компания готовится принять вызов, который бросила ей суперсделка.

 

До подписания контракта на автоматизацию холдинга «Связьинвест» компания «Открытые Технологии» была одним из многих российских системных интеграторов. Проект ценой в $153 млн, стартовавший 20 июля 2003 года, изменил ситуацию. В соответствии с контрактом в подразделениях холдинга «Связьинвест» по всей России будет внедрена ERP система (Enterpriseresourceplanning, система управления ресурсами предприятия), разработанная Oracle. Столь масштабных проектов в России не выполнял никто.

 

Как удержаться в русле

 

С лета 2003-го, вне зависимости от контракта со «Связьинвестом», штат компании увеличился более чем вдвое: год назад здесь работали 120 человек, сейчас – 270. «Мы прилагаем существенные усилия, чтобы удержать компанию в том русле, в каком она развивалась десять лет. Процесс адаптации новых сотрудников нельзя назвать гладким, – отмечает президент «Открытых Технологий» Сергей Калин. – Вписать программиста или инженера в корпоративную среду не так уж сложно, вписать человека, который приходит на должность директора или начальника отдела, – гораздо сложнее». В HR-отделе находятся заявки еще на 100 специалистов, однако даже если все заявки будут удовлетворены и штат компании достигнет 370 человек, для выполнения проекта в холдинге «Связьинвест» этого все равно недостаточно. Сергей Калин полагает, что проект в «Связьинвесте» потребует усилий около 500 человек: «Конечно, мы не будем принимать на службу 500 человек. Мы выступаем в роли генерального системного интегратора, в качестве субподрядчиков с нами будут работать еще пять интеграторов». В компании была организована дирекция по работе со «Связьинвестом». В состав этого подразделения вошли около 50 человек – project-менеджеры, системные архитекторы, программисты – им предстоит координировать действия партнеров.

Чтобы компания не потеряла индивидуальности в процессе быстрого развития, ее руководителям пришлось поработать над укреплением корпоративной культуры. Сергей Калин говорит, что в «Открытых Технологиях» были сформулированы представления о миссии компании и ее основных ценностях, а также приняты процедуры адаптации новичков – например, знакомства с корпоративным кодексом и представления нового сотрудника, включающего общую рассылку персональной информации о нем и его фотографии. Кроме того, в компании начато внедрение внутренней ERP-системы. Было принято решение упорядочить информационную среду фирмы, взаимодействие сотрудников друг с другом и с клиентами.

 

Прямое воздействие на клиента

 

«То, что делает наша компания, – это отклик на происходящее на рынке», – комментирует рост бизнеса технический директор «Открытых Технологий» Дмитрий Северов. По его наблюдениям, за 14 лет российский рынок системной интеграции претерпел качественный сдвиг. В начале 1990-х масштаб проектов был невелик. Так, автоматизация касалась работы отдельно взятого бухгалтера. Сейчас интеграторы внедряют комплексные «сквозные» системы, обслуживающие бизнес-процессы на уровне предприятия в целом. Ход эволюции рынка Дмитрий Северов иллюстрирует таблицей.

Северов уверен, что современный интегратор «оказывает прямое воздействие на бизнес клиента». Подготовка к этому воздействию начинается на стадии обследования, когда происходят первые встречи интегратора и клиента.

Обследование может иметь разные формы. В наиболее сложных случаях такой формой являются услуги аудита и консалтинга, предоставляемые на договорной основе. Собственно, роль обследования, как полагает технический директор «Открытых Технологий», в том и состоит, чтобы определить, как именно информационная система улучшит бизнес-процессы заказчика. Как, например, она упростит задачи управления, как сделает бизнес прозрачнее, понятнее и эффективнее. Дмитрий Северов говорит, что «Открытые Технологии» решили заняться управленческим консалтингом, исходя из требований времени: «Сотрудничая с заказчиками в проектах, мы заметили, что часто его ИТ-служба пытается адресовать руководству сообщение о бизнес-процессах предприятия, но, находясь в рамках ИТ, не может сформулировать это сообщение на языке бизнеса». По мере движения рынка от простой автоматизации отделов к комплексной автоматизации предприятия управленческий консалтинг стал естественным образом выдвигаться на первый план.

Логика развития рынка подводит российских интеграторов к необходимости брать на себя исполнение новой роли. Интеграторам – по крайней мере тем из них, кто работает с крупными заказчиками, – приходится осваивать амплуа консультантов. Западные технологические компании, такие, как IBM и Hewlett-Packard, задумались над этой ролью еще раньше. В конце 1990-х они стали создавать у себя консалтинговые подразделения. Однако вхождение в роль консультантов легким быть не обещает.

 

К вам едет консультант

 

«Я – скептик, – заявил на ежегодной конференции «Открытых Технологий» заместитель технического директора компании «Уральский GSM» Алексей Устюжанинов. – Представьте себе: приходят внешние консультанты, долго вникают в проблемы заказчиков, и не факт, что предложат лучшее решение. При этом деньги за свои услуги просят немалые».

Финансовый директор Челябинского филиала «Уралсвязьинформа» (входит в холдинг «Связьинвест») Валерий Чернышев настроен еще более решительно: «У меня есть опыт работы с профессиональными консультантами, в том числе из нынешней «большой четверки» (KPMG, Ernst & Young, Deloitte & Touche, PricewaterhouseCoopers. – Прим. «Ко»). Они исписали массу бумаги, потратили наши деньги, а результата не было почти никакого. Трудно оказалось объяснить сотрудникам, почему консультанты, изложившие в отчетах идеи, сформулированные специалистами заказчика, получают в качестве гонорара около $1000 в день».

Директор по финансам Екатеринбургского филиала «Уралсвязьинформа» Евгений Грачев говорит, что не видел ни одного консультанта, который согласился бы работать с оплатой не по часам, а в зависимости от конечного результата. «Однажды на конференции Мирового банка я задал вопрос, есть ли у компаний, входящих в «большую четверку», опыт успешного управленческого консалтинга в России? Мой вопрос остался без ответа», – замечает Грачев. «Открытым Технологиям» предстоит работать с уральскими скептиками в рамках «связьинвестовского» суперпроекта. Дмитрий Северов не испытывает тревоги по этому поводу: «Это нормальная ситуация. Уральские компании «Связьинвеста» – агрессивные (в хорошем смысле этого слова), компетентные заказчики. Три – пять лет назад российские клиенты превосходили по своим знаниям консультантов, отсюда их негативное отношение к консалтингу». Иными словами, на заре российского капитализма западный консультант едва ли мог предложить эффективное решение искушенному в тонкостях отечественного бизнеса российскому директору. К тому же консультанты «большой четверки» редко направляли в российскую провинцию лучших своих бойцов. В результате, как говорят уральские финансовые менеджеры, «консультанты учились на наши же деньги».

Сегодня «консультант повзрослел» (если под взрослением понимать накопление реального опыта), а рынок стал более цивилизованным и более отзывчивым в отношении советов, которые дает представитель консалтинговой фирмы. На рынке интеграции все настойчивее звучит мысль о том, что в рамках проекта работа консультанта должна принести практический результат и быть оплачена в зависимости именно от него.

 

Оппозиция прозрачности

 

«Нет сомнения в компетентности и опытности консультантов, работающих на рынках ИТ-услуг в России. Главным в реализации успешного проекта является не только желание заказчика, но и совокупность финансовой и организационной готовности предприятия, – считает заместитель главного инженера Мозырского нефтеперерабатывающего завода Геннадий Карасев. – Поэтому можно сказать: нет плохих консультантов, есть плохие заказчики». Мнение Карасева, идущее вразрез с суждениями уральских связистов, отражает важную тенденцию на рынке интеграции – клиенты находятся на разных стадиях корпоративного развития. В то время как банки, страховые компании и торговые сети занимаются комплексной автоматизацией бизнес-процессов, другие предприятия, например оборонные заводы, только-только открывают свои двери для системных интеграторов. Сергей Калин говорит, что спрос на услуги интеграторов быстро растет в финансовом и страховом секторах, а также в ритейле – то есть в тех отраслях, где высок уровень конкуренции, а менеджмент озабочен вопросами эффективности, и где никому не нужно объяснять, почему бизнес должен быть прозрачен. На государственных или полугосударственных заводах дело обстоит иначе. Здесь менеджеры, оберегая свои интересы, зачастую борются за непрозрачность бизнеса и затягивают внедрение информационных систем, делающих их работу слишком открытой.

В «Открытых Технологиях» такую противоречивую ситуацию называют «рабочим моментом, хорошо знакомым по предыдущим проектам».

 

Зоопарк в наследство

 

Информационная инфраструктура «Связьинвеста», которую будут модернизировать «Открытые Технологии», представляет собой пеструю картину. Входящие в холдинг областные предприятия электросвязи автоматизировали бизнес, руководствуясь собственными вкусами, потребностями и финансовыми возможностями. Например, начальник отдела эксплуатации ИТ «Уралсвязьинформа» Михаил Крымский сообщил «Ко», что в «Уралсвязьинформе» есть не один, а два ключевых офиса – в Перми и Екатеринбурге, соответственно архитектура информационной системы должна учитывать это обстоятельство. В других региональных подразделениях «Связьинвеста» свои особенности, которые как в зеркале отразились в информационной инфраструктуре. На просторах российской связи «Открытым Технологиям» предстоит встретиться с самыми разными информационными системами – промышленными и доморощенными. На жаргоне интеграторов такую разнородную картину обычно называют «зоопарком», в компании «Открытые Технологии» предпочитают термин «унаследованные системы».

Начальник отдела развития решений «Открытых Технологий» Василий Шабат говорит, что его компания «сплошь и рядом встречает на объектах унаследованные системы» и относится к пестроте решений, «как к явлению природы, как к жизненному факту». Сложность проекта в «Связьинвесте» состоит в том, что интегратору придется столкнуться более чем с сотней старых информационных систем одновременно – задач такого масштаба российские интеграторы еще не решали. Сергей Калин так раскрывает политику в отношении «наследия»: «Старые системы будут оценены. Все функции ERP из них изымут и передадут новой системе, это «политическое решение» заказчика. Те системы, которые выполняют другие функции, уцелеют и продолжат работать».

Помимо «Связьинвеста» компания ведет и другие крупные проекты, основанные на принципе «унаследованных систем». Примером может служить проект построения мультисервисной сети для Западно-Уральского производственно-технического управления связи ОАО «Связьтранснефть».

Еще по теме