Top.Mail.Ru
архив

Як отдали за долги

ОСЕНЬЮ 2000-го – весной 2001-го премьер Михаил Касьянов энергично продвигал проект списания части российского долга Парижскому клубу в обмен на активы. В пропагандистских целях эту бартерную по сути схему даже назвали абсурдным слоганом: «Долги в обмен на инвестиции». И вот в прошлый четверг стало известно, что один из конкретных проектов, разрабатывавшийся в рамках этой схемы, осуществлен: правительство Италии зачло России $77 млн. Взамен итальянская авиастроительная компания Aermacchi получила от ОКБ им. Яковлева техническую документацию по учебно-тренировочному самолету (УТС) Як-130. Сделка завершена, и на авиасалоне в Ле Бурже итальянцы демонстрировали «свой» самолет М-346, сделанный на базе Як-130 (подробнее об авиасалоне в Ле Бурже читайте в этом же номере «Ко»). В рекламных проспектах он называется «полностью западной производной» (derivative) от Як-AEM-130. Теперь итальянцы будут продавать М-346 – естественно, уже без участия России. По оценкам экспертов, Aermacchi получила документацию на УТС по цене восьми самолетов. А главное, позиции этой компании в конкурентной борьбе с нашими авиастроителями заметно усилились. У Як-130 долгая история: создан он был еще в 80-х, но накануне запуска в серийное производство деньги у разработчика кончились. В 1994 году нынешний глава Минпромнауки Александр Дондуков, долгие годы руководивший ОКБ им. Яковлева, договорился с Aermacchi о «доводке» самолета. Одновременно Aermacchi должна была заняться маркетингом российского самолета на мировом рынке. За это компания получила 50% в проекте. Тем не менее итальянцы не очень торопились с инвестициями в Як. Они увлеклись созданием своей модели, и спустя годы, в декабре 2000-го, вице-премьер Илья Клебанов заявил, что в рамках схемы «долги за инвестиции» Россия сама профинансирует работы, необходимые для окончательной доводки самолета, а итальянцы спишут часть долга. Однако в конечном счете из всего этого вышла бартерная сделка с очень сомнительным результатом. Итальянцы получили документацию и возможность выпустить на базе «совместной» модели свой М-346, на который ОКБ им. Яковлева никаких прав не имеет. Видимо, с запуском самолета в производство у итальянцев в отличие от нас проблем нет. А в качестве компенсации ОКБ получило от Минфина примерно две трети списанной суммы долга – $50 млн. В ОКБ им. Яковлева сделкой довольны и не считают, что усилили конкурентов. Aermacchi просто строит самолет с учетом требований своих заказчиков – в частности, стран НАТО. А у ОКБ другие клиенты. Кроме того, по словам представителя ОКБ им. Яковлева, в контракте есть положения о разделе рынков и о компенсациях, которые итальянцы должны выплатить ОКБ. Эта идиллия кажется весьма сомнительной. Как сообщил информационному каналу «Полит.ру» заместитель генерального директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, если информация верна, то это скандал, поскольку списанная сумма долга очень мала. Соглашение о разделе рынков, считает эксперт, тоже едва ли поможет компенсировать потери. Как раз сейчас Индия проводит тендер на закупку 66 учебно-тренировочных самолетов, и теперь в нем могут участвовать и Aermacchi, и ОКБ им. Яковлева. Причем большего контракта на УТС в этом десятилетии, по словам аналитика, уже не будет. Даже если Россия и получит какую-то компенсацию, финансовые и маркетинговые возможности Aermacchi сильно осложнят «яковлевцам» продвижение своей машины на мировой рынок. Более того, Aermacchi может воспользоваться российским подарком еще интереснее. По словам Макиенко, весьма перспективен рынок легких штурмовиков и истребителей, создаваемых на базе УТС. Летать на таких самолетах будет «вся Африка и значительная часть Азии». Причем проектов, закрывающих эту нишу, пока очень немного. Так или иначе, но российское правительство выгадало на дисконте порядка $27 млн. Упущенную выгоду отечественных авиастроителей оценить вряд ли возможно. Но вполне очевидно, что никакой нужды «выгадывать копейки», отдавая за долги техдокументацию, у правительства не было. Ситуация с выплатой долга достаточно напряженная, но текущих доходов бюджета пока на погашение долга хватает. А если цены на экспортные товары снизятся, то кредиторы, как неоднократно заявлялось, долг реструктуризируют. Как обычно бывает при бартерных квазирыночных сделках, ключевые договоренности сторон остаются за кадром. Однако понятно, что все «долги в обмен на инвестиции» в конечном счете заканчиваются именно бартером. И что платить долг деньгами выходит значительно дешевле. Разумеется, пока деньги есть.

Еще по теме