GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
бизнес

«Яндекс» заберет у Uber «Еду», «Лавку» и «Доставку»

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

«Яндекс» полностью выкупит доли Uber в сервисах «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», «Яндекс.Доставка», а также в бизнесе беспилотных роверов и автомобилей. Сделка обойдется IT-гиганту в $1 млрд. В ближайшие пару лет «Яндекс» выкупит оставшуюся часть активов совместного предприятия с Uber за $1,8-2 млрд.

Сделка уже одобрена советами директоров обеих компаний и будет закрыта до конца года, отметили в «Яндексе». Компания собирается выплатить сумму сделки из собственных средств. При этом партнеры продолжат совместно развивать сервисы заказа такси, каршеринга и аренды самокатов. «Яндекс» также приобретет у Uber 4,5% акций совместного предприятия и доведет свою долю в нем до 71%, включая бумаги, зарезервированные для опционной программы», — говорится в сообщении IT-гиганта. Также у «Яндекса» останется право в течение двух лет выкупить у Uber оставшуюся долю за $1,8-2 млрд.

Сделка, как отмечает «Яндекс», поможет ускорить темпы развития бизнеса на рынке электронной коммерции и фудтеха «за счет более тесной интеграции сервисов и упрощения управленческих процессов».

Флот IT-гиганта насчитывает 170 беспилотных машин, которые преодолели более 14 млн км в России, США и Израиле. Запущенные в 2019 году роботы-курьеры, по данным «Яндекса», осуществили более 26 тыс. доставок в России и США.

«Беспилотные автомобили — стратегическое направление для компании, в котором “Яндекс” видит большой потенциал роста в долгосрочной перспективе, в том числе в международном масштабе», — отметили в «Яндексе».

прочитать весь текст

О возможной покупке российской IT-компанией доли Uber в СП СМИ сообщили еще в середине прошлого года. Агентство Bloomberg отмечало, что выкуп доли Uber рассматривался в качестве альтернативы IPO «Яндекс.Такси». Представители «Яндекса» заявляли, что заинтересованы в увеличении своей доли в «Яндекс.Такси», однако вопрос в том, получится ли у сторон договориться о цене. Управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян отмечал, что вопрос IPO на тот момент не стоял на повестке.

О наличии у «Яндекса» планов выйти на биржу Bloomberg писал еще в октябре 2019 года. По его данным, «Яндекс» якобы хотел привлечь к размещению инвестиционные банки Morgan Stanley и Goldman Sachs. Оценка компании варьировалась от $5 млрд до $8 млрд. При этом показатель зависел от того, какие подразделения войдут в рамки сделки. В мае 2020 года Худавердян сообщил The Bell, что IPO «Яндекс.Такси» не входит в число основных приоритетов компании.

Борьба за клиента

Uber пришел в Россию в 2013 году, спустя два года после запуска «Яндекс.Такси». На самом старте к системе были подключены около 1 тыс. водителей, через год их число увеличилось вдвое. При этом доля «Яндекс.Такси» на московском рынке в 2013 году уже приближалась к 20% и продолжала расти.

Для захвата рынка Uber пользовался привычным для себя методом — демпингом. В сентябре 2014 года запустился сервис UberX, стоимость минимального заказа в котором составляла 99 рублей, что в два раза меньше, чем у конкурентов. К началу 2015 года общественное движение «Форум Такси» отводило сервису 10-15% от общего числа онлайн-заказов в России.

Несмотря на приложенные усилия, у Uber не получалось догнать «Яндекс.Такси». В распоряжении Uber было в пять раз меньше машин, чем у таксомоторного подразделения «Яндекса». Более того, в том же году российская IT-компания анонсировала запуск своего такси еще в 14 городах страны, тогда как Uber присутствовал только в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани.

По мнению партнера фонда East Capital Джейкоба Грапенгиссера, Uber просто опоздал на российский рынок, не имея возможности догнать лидера. «У Uber изначально не было шансов. Они продолжили бы впустую сжигать деньги, конкурируя с “Яндексом”», — отмечал он Financial Times.

«Яндекс.Такси» и Uber завершили создание совместного предприятия в феврале 2018 года. Объединенная платформа затрагивала 127 городов и шесть стран (Россию, Армению, Азербайджан, Белоруссию, Грузию и Казахстан). В СП пошли бизнес двух компаний по перевозке пассажиров и доставки еды из ресторанов. Инвестиции Uber составили $225 млн, «Яндекса» — $100 млн. Сначала IT-гигант получил 59,3% СП, Uber — 36,9%, еще 3,8% были зарезервированы под опционы для сотрудников. После СП расширило сферы бизнеса: в нем появилось подразделение по развитию беспилотников, сервис доставки продуктов «Лавка», каршеринг «Яндекс.Драйв» и другие.

«Яндекс» занялся реструктуризацией своей таксомоторной группы в сентябре 2020 года, выделив из нее направление беспилотного транспорта в отдельную компанию Yandex Self-Driving Group. В ней «Яндекс» получил 73%, а Uber — 19%. Заявлялось, что «Яндекс» после реструктуризации выкупит часть доли Uber и дополнительно инвестирует в новую компанию $100 млн и выдаст конвертируемый заем еще на $50 млн. При этом компания не раскрыла, на какой срок будет выдан заем.

Беспилотники — это стратегически важное направление для «Яндекса», сообщал руководитель группы компаний Аркадий Волож. По его словам, «Яндекс» именно поэтому увеличивает долю в этом направлении и вкладывается в развитие, чтобы «реализовать коммерческий потенциал за пределами компании», в том числе на международном рынке.

прочитать весь текст