Top.Mail.Ru
архив

За двумя зайцами

Недавно в Москве была создана Ассоциация страховых брокеров – первая в своем роде. Далекие от страхового рынка люди вряд ли знают, что это за профессия. Создавая свою ассоциацию, российские страховые брокеры пытаются решить сразу две задачи – заявить о себе и помешать экспансии крупных западных конкурентов.

 

Среди российских страховых брокеров есть компании, которые основаны в самые первые дни существования страхового рынка. Однако о страховых брокерах в России до сих пор знают гораздо меньше, чем о страховых компаниях.

На Западе человек, который хочет застраховать, скажем, машину или получить медицинскую страховку, но не обладает необходимым опытом и знаниями, обращается к профессионалу – страховому брокеру, который может порекомендовать ему наилучшие условия страхования или выбрать нужную страховую компанию. Так же поступает и любое западное предприятие, когда ему необходимо выяснить, в какой компании лучше застраховать тот или иной риск. За оказанные услуги страховой брокер получает вознаграждение от страховой компании, которой он оптом поставляет клиентов.

 

Пескари

«Изначально это был мелкий частный бизнес, – говорит Андрей Бабаев, исполнительный директор Ассоциации страховых брокеров, вспоминая о днях, когда этот бизнес в России только зарождался. – А сейчас наблюдается тенденция к укрупнению брокерских компаний и к расширению спектра предоставляемых ими услуг. Поэтому мы и объединились в ассоциацию».

Учредили ассоциацию три компании – «Страховая фирма «Брокер Гарант», «Тиборг Лтд.» и «Юнити Консалт». Очень скоро к ним присоединятся еще несколько компаний – в частности, группа Cinco, брокерское и консультационное бюро «Навигатор», Страховая брокерская лига, страховая и перестраховочная компания «MЕЙВЕРИ» и «Балтстрах-М». «В начале этой недели состоится правление, на котором мы будем принимать в ассоциацию новых членов. Пока можно говорить о том, что на данный момент есть трое учредителей ассоциации, а еще семь компаний подали заявки на вступление в ассоциацию. Еще с несколькими фирмами ведутся переговоры», – говорит Андрей Бабаев. По его словам, ассоциация уже успела наладить отношения с Константином Пыловым, руководителем департамента страхового надзора Минфина, что удается не всем страховщикам.

По мнению Бабаева, основная задача ассоциации – позиционирование брокеров как участников страхового рынка. «Рынок у нас – страховой, но брокеров мало кто знает, – говорит Бабаев. – На самом деле брокер не просто посредник. Порой он более квалифицированный специалист в области продаж,чем специалисты страховых компаний».

Не секрет, что российским страховым брокерам не хватает финансовых возможностей для развития своего бизнеса. Бабаев считает, что членство в ассоциации позволит страховым брокерам удешевить многие составляющие бизнеса – например, подготовку кадров, рекламные акции, а также позволит проводить законодательные инициативы. Брокеры собираются также сертифицировать себя и проводить аттестацию своих руководителей, чтобы не пускать на рынок непрофессиональных игроков. Ведь в реестре страхнадзора уже зарегистрированы 700 брокерских компаний, а реально работают не больше двадцати.

 

Щуки и акулы

На самом деле все усилия брокеров направлены на то, чтобы хоть как-то удержаться на рынке, конкурируя с такими международными гигантами, как Marsh & McLennan и AON, которые занимают весьма прочные позиции на нашем рынке и успели обрасти солидными клиентами. По оценкам экспертов, эти компании контролирует 90% рынка брокерских услуг в России. Парадокс состоит в том, что западные специалисты зачастую размещают риски российских предприятий в российских же страховых компаниях.

Хотя в мире существует множество компаний – страховых брокеров, в последние пять лет на этом рынке произошла колоссальная концентрация. Образовалась «двуглавая» система, состоящая из международных гигантов-конкурентов Marsh и AON, которые обладают огромными финансовыми ресурсами. Поглотив другие компании, лидеры рынка серьезно расширили спектр своих услуг и сферу деятельности. Все прочие брокеры уже совершенно несопоставимы с этими двумя гигантами, хотя и вполне профессиональны.

Схожая тенденция наблюдается и на российском рынке: компании, которые давно занимаются этим видом деятельности (АФМ, РАФАМС, «Навигатор», «Центр-Брокер», Cinco и др.), уже накопили некоторый опыт, но не располагают достаточными средствами, чтобы бороться с иностранными конкурентами, которые занимаются этим видом деятельности более ста лет. Например, Marsh основана в 1871 году и сегодня имеет 57 тыс. сотрудников по всему миру. В прошлом году эта компания заработала $10,2 млрд.

Западные специалисты признают, что руководители и сотрудники многих российских страховых брокеров – весьма грамотные специалисты. Многие из них работали в советском «Ингосстрахе», где приобрели солидный опыт и наладили контакты с зарубежными партнерами. Однако россиянам многого еще не хватает. Например, деятельность страховых брокеров практически не регулируется законодательством. В нашей стране страховой агент одной из компаний может одновременно выступать и брокером, так как попутно предлагает клиенту застраховаться и в других компаниях. «Нередко можно видеть, как человек извлекает из кармана кипу карточек и называет себя представителем одной страховой компании. А так делать нельзя. В России это позволено, но на Западе за подобные вещи отнимают лицензию. Брокер обслуживает сначала страхователя, а потом уже «тащит» нам соответствующее предложение», – говорит один из западных страховщиков.

Крупнейшие международные брокеры не ограничиваются одним лишь размещением рисков клиента и его консультированием. Многие брокерские структуры имеют в своем составе аудиторские и инвестиционные компании, то есть предоставляют клиентам полный комплекс финансовых услуг. AON, например, сочетает услуги страхового брокеража с риск-менеджментом, перестрахованием и консультированием в области подбора персонала. На российском рынке похвастать наличием в своем составе аудиторской компании может пока только АФМ, а о более разнообразных финансовых услугах говорить и вовсе не приходится. Андрей Бабаев надеется, что с помощью новой ассоциации дело сдвинется с мертвой точки. «На предприятиях стали появляться риск-менеджеры, – говорит он. – Страховые брокеры могли бы выполнять роль риск-менеджеров для нескольких предприятий».

 

«У нас есть дела и поважнее»

В то же время потребители услуг страховых брокеров считают, что на этом рынке есть огромные ниши, которые смогут занять лишь российские компании. Это, например, работа с частными лицами или размещение перестраховочных договоров. По мнению представителя одной из крупнейших международных перестраховочных компаний, пожелавшего остаться неназванным, особенно не хватает специалистов в области перестраховочных рисков. Этой спецификой владеют многие международные брокеры, которые работают на Россию и СНГ, но они находятся в Риге или в Праге. В их числе, например, BRB МAI – лондонский брокер, специализирующийся на Восточной Европе, с офисом в Риге, или Harris & Dickson, у которой есть восточноевропейское отделение в Праге. «Ненормально, когда москвичи и питерцы общаются с нами через Ригу и Прагу», – считает представитель международной перестраховочной компании.

Что касается работы с частными лицами, то этим серьезно занимается только компания «Центр-Брокер», да и то она специализируется в основном на страховании автомобилей и автогражданской ответственности.

Узкая специализация – та характерная особенность, которая не позволяет российским брокерам конкурировать с западными. Если Marsh и AON – универсальные или смешанные брокеры (то есть могут разместить и дать консультацию по рискам любой степени сложности и практически любого объема), то у наших специалистов порой не хватает квалификации, чтобы обслужить крупного клиента. Например, риски «Русского алюминия» в этом году размещала AON, и этот контракт, естественно, достался западным компаниям.

Но все же Андрей Бабаев исполнен оптимизма. «Никакие Мarsh и АON не смогут работать без кооперации с нами, – считает он. – Строить все заново на развивающемся рынке – слишком большие затраты при слишком непонятном результате».

В самих западных компаниях так не считают. Международные гиганты явно не воспринимают российских брокеров как конкурентов. Когда корреспондент «Ко» обратился в AON с просьбой прокомментировать создание Ассоциации российских брокеров, там ответили, что еще не слышали о такой организации, а комментарий последовал такой: «У нас есть дела и поважнее».

С известным скептицизмом к перспективам ассоциации относятся и российские специалисты. «О серьезном объединении брокеров можно говорить, только если в него войдут такие организации, как «Центр-Брокер» и АФМ – наиболее опытные и «старые» на нашем рынке, действительно охватывающие разные сегменты», – считает Сергей Пучков, генеральный директор компании «Центр-Брокер». Сергей Пучков не верит в «горизонтальные» объединения, к которым он относит и новую ассоциацию. «Все это похоже на PR-акцию», – говорит он. В «Центр-Брокере» действуют другими методами, распространяя свою марку с помощью франчайзинга. А уж если с кем-то объединяться, считает Сергей Пучков, то с продавцами автомобилей. Кстати, именно так поступила DaimlerChrysler, которая создала собственного страхового брокера Debis, чтобы страховать автомобили, «не отходя от конвейера».

Еще по теме