Top.Mail.Ru
архив

Это просто праздник какой-то…

В преддверии рождественского пика сезона российские и зарубежные авиакомпании меняют свою ценовую политику. Одни играют на повышение, рассчитывая на резкий рост доходов, другие снижают цены, надеясь привлечь большее количество пассажиров.

 

На протяжении многих лет «Аэрофлот» делал ставку на международные перевозки. Поэтому позиции авиакомпании на этом сегменте рынка напоминают неприступную крепость. Региональные компании сосредоточились на рейсах внутри страны и вряд ли в обозримом будущем смогут разрушить международную монополию «Аэрофлота».

В свою очередь, западные перевозчики еще не успели завоевать сердца россиян. Это дает возможность «Аэрофлоту» вести неконкурентную ценовую политику. Обоснований для повышения цен более чем достаточно. Во-первых, главный национальный перевозчик понес убытки из-за терактов в США. Во-вторых, компании пришлось потратить немало денег на обеспечение международных стандартов безопасности полетов. Прошлогодний бюджет увеличился на $8 млн. В-третьих, у «Аэрофлота» оказалось слишком много расходов, не связанных напрямую с перевозками пассажиров. Например, на строительство терминала Шереметьево-3 компания уже потратила $9,2 млн.

Есть еще один повод для игры на повышение. Недавнее решение ГСГА об ужесточении контроля чартерных перевозок позволит «Аэрофлоту» отобрать солидный кусок прибыли у российских чартерных компаний. Согласно новым требованиям авиакомпании должны иметь международные чартерные лицензии по направлениям или лицензии на выполнение рейса с фиксированной датой вылета. Пока крупные операторы чартерных программ будут собирать бумажки, «Аэрофлот» соберет большой урожай прибыли с регулярных рейсов.

 

Скидки по-английски

Тарифная политика высокого сезона строится в зависимости от спроса на авиаперелеты на тех или иных направлениях. С повышением спроса начинают вступать в действие правила ограничения дешевых классов тарифов. Чаще всего дешевые билеты просто исчезают из продажи. Тариф есть, а билеты отсутствуют. Зато стандартные тарифы вырастают на $50 – $100. Поклонником этой классической схемы является «Аэрофлот». Как сообщили «Ко» в отделе бронирования одного из туроператоров, стоимость «аэрофлотовских» билетов на Женеву вырастет с $350 до $440, а в некоторые дни и до $600. Рейс до Мюнхена подорожает на $40 (с $335 до $375), а в Милан – на $55 (с $355 до $410).

Проявляющие особый интерес к российскому рынку Lufthansa и Air France поддерживают «высокий» настрой «Аэрофлота». По сообщению руководителя пресс-службы немецкой авиакомпании Натальи Вештемовой, в период с 21 декабря по 6 января стоимость билетов на рейсы с вылетом из Москвы увеличится на $50. По словам пресс-секретаря Air France Галины Эмануиловой, стоимость авиабилетов на европейские направления останется неизменной. Зато на 15% возрастут тарифы на дальнемагистральных линиях. Например, полет до Маврикия в начале декабря будет стоить $1190, а ровно через три недели такая же поездка обойдется вам в $1340.

Консервативные англичане третий год подряд будоражат рынок дисконтными программами. В этом году авиакомпания British Airways совместила традиционную осенне-зимнюю «распродажу» билетов и благотворительную акцию «От всего сердца» (Follow your heart). В период акции билет экономического класса на рейс Москва – Лондон – Москва будет стоить всего $299, а на рейс из Санкт-Петербурга – $275 (без учета налогов и сборов). Пассажирам предлагаются на выбор два варианта. Один из них – «Купи билет сейчас и лети» – предполагает приобретение билета и вылет в период с 26 ноября по 15 декабря 2001 года. Второй – «Купи сейчас, а лети потом» – рассчитан на тех, кто хочет приобрести билет в период проведения акции «От всего сердца», а поездку в Лондон планирует с 11 января по 31 марта 2002 года. Условие для пассажиров: при покупке билета передать в офис авиакомпании British Airways или в агентство хорошую новую игрушку или красочную детскую книгу. Подарки будут вручены воспитанникам детдомов и интернатов. Кроме того, снижена и цена билета из Лондона в Москву и Санкт-Петербург. До конца марта 2002 года билет будет стоить 189 фунтов.

Российские авиакомпании также пытаются привлечь пассажира специальными акциями. Например, дружественная «Аэрофлоту» авиакомпания «Сибирь» планирует проведение специальной дисконтной программы «Рождественская распродажа», которая пройдет в конце декабря текущего года. В рамках проведения этой программы пассажирам будет предложена возможность приобрести авиабилеты на все рейсы авиакомпании на период январь – март по специальным льготным тарифам, которые будут существенно ниже стандартных. По мнению представителей «Сибири», суперскидка в «мертвом» сезоне должна компенсировать минимальное количество дешевых билетов в декабре и начале января. Более того, на середину декабря запланировано проведение Интернет-аукциона по продаже авиабилетов на сайте «Билет Плюс Ру», разработанном авиакомпанией «Сибирь».

Таблетка от аэрофобии

Сконцентрировавшись на международных рейсах, «Аэрофлот» теряет лидерство на внутреннем рынке. Ведущий российский перевозчик постепенно сдает свои позиции региональным авиакомпаниям. Хотя многие эксперты считают, что это может быть осознанной политикой «Аэрофлота», который сделал упор на доходных зарубежных направлениях.

Впрочем, полному триумфу регионалов мешают приступы аэрофобии, поразившей многих российских туристов. По данным бесплатной туристической службы «Красный телефон», среднестатистический русский турист предпочитает внутри страны передвигаться на поезде или автобусе. Вполне возможно, что тяга к земле вызвана серией авиакатасроф, произошедших в 2001 году.

Авиакомпании борются с осторожностью россиян с помощью традиционного средства – скидок на авиабилеты. Так, «Рождественская распродажа», устроенная авиакомпанией «Сибирь», о которой говорилось выше, касается и полетов по России.

Свою скидочную программу запустила и «КрасЭйр». По словам пресс-секретаря компании Светланы Володиной, все тарифы в период праздников останутся неизменными. К тому же с 15 декабря по 20 января в авиакомпании начинает действовать новая льготная программа «Рождество с KrasAir». Теперь на основные направления Красноярск – Москва, Красноярск – Санкт-Петербург, Норильск – Москва будет предусмотрено определенное количество мест со специальным праздничным тарифом, который составит всего 2990 руб. Также будут предложены льготные билеты и на другие рейсы KrasAir: Новокузнецк – Москва, Кемерово – Москва, Владивосток – Москва, Владивосток – Санкт-Петербург, Благовещенск – Москва, Комсомольск-на-Амуре – Москва, Мирный – Москва. Приобрести дешевые билеты можно будет не позже чем за пять дней до вылета. В этот же период молодежная и пенсионная скидки вырастут до 40%. Предусмотрена и специальная скидка для мам и пап, путешествующих со своими чадами. Билет одного из родителей, сопровождающих ребенка, будет стоить на 30% дешевле базового тарифа.

Наибольший радикализм в тарифной политике на высокий сезон проявили представители авиакомпании «Трансаэро». По словам руководителя пресс-службы компании Сергея Быхала, сейчас на «коротких» рейсах «Трансаэро» действует специальная программа, в рамках которой полет в Киев будет стоить не дороже поездки в столицу Украины по железной дороге в вагоне СВ. А именно – $60. Путешествие по той же программе в северную столицу обойдется всего в $45. Как подчеркнул г-н Быхал, есть поезда до Петербурга, где по такой цене можно приобрести только билет в купе.

Еще по теме