Top.Mail.Ru
авто

За статус ретроавтомобиля придется побороться и заплатить

Фото: Photoxpress Фото: Photoxpress

Введение отдельного ГОСТа для ретроавтомобилей с марта 2020 года может привести к ощутимым изменениям на вторичном рынке. Эксперты предсказывают рост цен на классические автомобили, а также на оригинальные запчасти к ним.

В России до настоящего времени ретроавтомобили регистрировались на общих основаниях и были обязаны, в частности, проходить технические осмотры по стандартам последних лет, что приводило к ряду противоречий. Например, многие владельцы легендарных ГАЗ-21 «Волга» могут вспомнить претензии инспекторов ГИБДД из-за отсутствия на машине ремней безопасности, которые не были предусмотрены на данной модели конструктивно. При этом общемировая практика давно показала целесообразность применения к подобным автомобилям отдельных критериев оценки технического состояния.

Разговоры о возможном выделении классических автомобилей в отдельную регистрационную категорию начались еще в 2018 году с введением нового ГОСТа на государственные регистрационные знаки: в рамках новых правил предполагалось выделение отдельной категории автономеров для ретромашин. Как поясняла Российская автомобильная федерация (далее — РАФ), главный инициатор реформы, введение новой регистрационной категории должно было стать первым этапом большой реформы по закреплению особого юридического статуса подобных транспортных средств. В дальнейшем РАФ планировала закрепить особые правила регистрации и эксплуатации классических автомобилей на законодательном уровне.

В России насчитывается 2,65 млн автомобилей в возрасте старше 30 лет, согласно данным агентства «Автостат». Подавляющее большинство — это авто производства из Тольятти — «Жигули» и LADA. Помимо этих брендов, на учете ГИБДД числятся автомобили более 150 марок.

Новый ГОСТ Р 58686-2019 «Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» был утвержден 26 ноября 2019 года, его действие началось 1 марта 2020 года.

Данный документ, как сообщается на сайте Росстандарта, распространяется на мотоциклы, легковые автомобили и прицепы от 30 лет и старше, на грузовые машины, автобусы и прицепы к ним, не предназначенные для коммерческой перевозки пассажиров и грузов, старше 50 лет, с оригинальными двигателем, кузовом и рамой (при ее наличии), сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния. При этом особо подчеркивается, что применяться данный ГОСТ будет на добровольной основе.

ГОСТ предусматривает большое количество критериев для определения того, является ли автомобиль классическим: учитываются техническое состояние автомобиля, его двигателя, технических узлов, шасси, его внешнее состояние, интерьер и экстерьер. По идее, его принятие должно облегчить жизнь любителей раритетов, так как классические автомобили будут проходить техосмотры по особым правилам, для них предусматриваются собственные экологические стандарты и правила страхования.

ретро, автомобильФото: Photoxpress

7 декабря 2019 года (что примечательно, после формального утверждения нового ГОСТа) в московском Музее культовых автомобилей М.О.С.Т. прошел круглый стол, на котором обсуждались детали стандарта. В рамках обсуждения было объявлено, что статус классического автомобиля будет подтверждаться результатами экспертизы. За каждую неоригинальную деталь автомобиль будет получать штрафные баллы, предельный порог установлен на отметке в 100 баллов: машина, получившая больше 100 баллов, будет признана требующим реставрации или модернизированным раритетным транспортным средством. По результатам экспертизы владельцу будет выдаваться специальный документ — паспорт классического транспортного средства, с которым можно будет получить в МРЭО особые государственные регистрационные знаки.

При этом стоимость собеседования на соискание вакансии в группе экспертов, по информации членов одного из автоклубов, составляет 40 тыс. руб. вне зависимости от результата. Как следует из Положения об эксперте, опубликованном на сайте РАФ, на право «приемки» могут претендовать лишь люди, имеющие техническое образование, обладающие опытом реставрации двух и более классических автомобилей, а также выпустившие не менее трех публикаций на тему технических особенностей автомобилей; кроме того, особое преимущество соискателям дает рекомендация от специалистов в данной области.

Как заявил «Компании» председатель Комитета классических автомобилей РАФ Андрей Паньковский, главной целью введения нового стандарта является облегчение жизни владельцев классических автомобилей в перспективе. Во-первых, классические автомобили должны проходить процедуру техосмотра по нормативам года выпуска автомобиля, не подвергаясь при этом модернизации и сохраняя свою аутентичность. Во-вторых, Паньковский считает необходимым установить для классических авто особую ставку транспортного налога, так как бо́льшую часть времени подобные машины проводят в гараже, периодически выезжая на выставки и ретроралли. В-третьих, в условиях потенциального введения в городах России экологических зон с ограничениями на передвижение автомобилей, не соответствующих нормам, необходимо избавить от подобных «лишений» классические автомобили. В-четвертых, в связи с малой мобильностью ретромашин их владельцам должны быть доступны отдельные предложения по полисам ОСАГО (сейчас минимальный срок, на который можно заключить договор, — 3 месяца).

Позитивно новую реформу оценивает автомобильный эксперт Алексей Грамматчиков. По его мнению, регулирование правил регистрации классических автомобилей — сложившаяся европейская практика, и внедрение подобных изменений в российское законодательство назревало уже давно, так как данная отрасль никак не регулировалась, и теперь ей обеспечено «цивилизованное развитие». «Введение нового ГОСТа также должно обеспечить рост рынка ретроавтомобилей, так как единые правила регистрации смогут привлечь в ряды «ретроводов» новых людей, которые смогут ответственно подойти к выбору и эксплуатации автомобиля», — говорит эксперт.

Тем не менее далеко не все владельцы ретроавтомобилей с энтузиазмом восприняли реформы.

Наибольшее недовольство новым ГОСТом активно выражают владельцы автомобилей советского производства, так как для них их машина зачастую является не просто «роскошью», но и средством передвижения, семейной реликвией, полученной в наследство от родителей.

Так, основатель клуба RetroLada Владимир Гужов заявил «Ко», что прохождение экспертизы каждые пять лет по цене 15 тыс. руб. на данный момент нецелесообразно, так как закон в настоящее время не предусматривает особых льгот для классических транспортных средств (КТС). Это же признает и Паньковский: «На данный момент статус КТС дает лишь паспорт КТС и номера особого образца». Кроме того, Гужов считает, что процедура экспертизы на соответствие автомобиля критериям классического может в перспективе стать частью коррупционной схемы, при которой владельцы КТС будут обязаны платить «на сторону», чтобы получить заветные паспорта; при этом те владельцы старых автомобилей, которые откажутся от прохождения экспертизы, могут столкнуться с ростом транспортного налога и тарифов страхования. Также, по мнению Гужова, введение нового стандарта вызовет неизбежный рост цен не только на классические автомобили, но и на запасные части к ним, на которые начнется настоящая «охота» ради снижения штрафных баллов. В свою очередь, это может привести к дефициту комплектующих и, в худшем случае, сокращению числа автолюбителей, готовых заниматься содержанием и реставрацией ретроавтомобилей.

Андрей Паньковский настроен более оптимистично. По его мнению, автомобили и запчасти если и подорожают, то не существенно. При этом автомобили, получившие статус КТС, будут пользоваться бо́льшим спросом в связи с их соответствием оригиналу, а их продавцы — бо́льшим доверием. Кроме того, в РАФ уже разработан механизм для лишения недобросовестных экспертов статуса: в частности, все аккредитованные ими автомобили будут обязаны пройти повторную проверку. Однако гарантировать соответствие всех экспертов «кодексу чести» на 100 % господин Паньковский отказался.