Top.Mail.Ru
бизнес

За транзакционной моделью будущее

Артем Кромочкин. Фото из личного архива. Артем Кромочкин. Фото из личного архива.

«Авито» стал лауреатом премии «Компания будущего — 2022» в номинации «Адаптивность». Главным параметром, по которому экспертный совет выбирал победителя из числа российских компаний, стала быстрая реакция на изменения рынка и бизнес-условий. О том, как всего за 100 дней удалось запустить безопасное онлайн-бронирование квартир, о перспективных планах компании и дальнейших изменениях на рынке краткосрочной аренды жилья рассказал руководитель направления Артем Кромочкин. 

Артем, главное, чем был впечатлен экспертный совет в вашем проекте, — это скорость. Благодаря чему вы смогли уложиться в 100 дней?

— Во-первых, у нас была четко сформированная стратегия развития категории краткосрочной аренды. Дорожная карта предполагала смену бизнес-модели с классифайдной на транзакционную в течение трех лет. Но с уходом иностранных компаний мы решили ускориться. И здесь вступил в силу второй фактор — преимущества горизонтальной платформы «Авито». Благодаря им удалось буквально за несколько дней пересобрать структуру сервиса, перекинуть ресурсы из других команд. Коллективными усилиями мы смогли за 100 дней запустить новый продукт, полностью меняющий опыт пользователей на площадке.

С чем была связана необходимость классическому классифайду изменять себе и входить в сделку?

— Наша цель — сделать краткосрочную аренду частной недвижимости главным способом путешествия по стране. Мы верим в рост этого сегмента и хотим возглавить трансформацию рынка. То, что будущее за транзакционной моделью, — неоспоримый факт. Контроль транзакции позволяет повышать качество сделки, формировать репутацию арендодателей и гостей, давать гарантии обеим сторонам. Все это невозможно в классифайдной модели.

Понятно, что коммерческий интерес тоже присутствует: мы переходим от модели платы за размещение и продвижение объявления на площадке к модели комиссионной оплаты. Это к тому же повышает прозрачность наших отношений с арендодателями: плата только по факту совершенной сделки. Кажется, это честные партнерские отношения.

Что сейчас происходит с рынком краткосрочной аренды в России?

— По нашим оценкам, рынок краткосрочной аренды частной недвижимости (квартиры, комнаты, дома и апартаменты) — примерно 150 миллиардов рублей в год с хорошими темпами роста.

За прошлый год количество объектов, размещенных на «Авито», увеличилось примерно на 30%. Это объясняется, с одной стороны, уходом иностранных игроков и притоком объектов с их площадок, с другой — тем, что краткосрочная аренда дает неплохой доход в годовом исчислении, что делает ее выгодным инвестиционным инструментом в условиях ограничения стратегий для вложения капитала. Конечно, вы можете заметить, что другие российские сервисы после ухода Booking и Airbnb декларировали кратный рост числа предложений, но наша площадка и до этого располагала, согласно данным исследовательской компании «Форейтор», самой большой базой объектов в России, в том числе именно в сегменте посуточной аренды.

В спросе мы выросли почти на 40%, в первую очередь из-за того, что отдых за границей стал сложнее и дороже. Туристы начинают путешествовать по стране, а снимать частное жилье зачастую дешевле, чем жить в гостиничном номере. Кроме того, это шанс пожить в квартирах с дизайнерским ремонтом, в интересных локациях, исторических зданиях.

Но на путешественников приходится только половина бронирований. В структуре спроса около 20% — это размещение командировочных, еще примерно 10% — это аренда жилья рядом с крупными медцентрами с целью медицинского туризма и столько же — для проведения различных мероприятий.

На какие этапы была разбита реализация проекта?

— Фактически каждые три месяца шли и идут большие запуски. На первом этапе был реализован транзакционный сервис, включавший возможности выбрать свободный объект на нужные даты и забронировать его онлайн, а также круглосуточную поддержку. Для арендодателей стали доступны гарантии в виде предоплаты и страхование объектов. Все это мы сделали за 100 дней и летом запустили в первых пяти городах: Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Казани и Екатеринбурге.

В сентябре сервис был масштабирован с 5 до 45 городов страны, а в декабре — практически на всю Россию. Параллельно с масштабированием дорабатывали функциональность, улучшали пользовательский опыт.

Сегодня примерно треть всех объектов уже сдается по новой модели, но при этом у арендодателей остается возможность использовать «Авито» как доску объявлений и администрировать сделки самостоятельно.

С 9 марта 23 крупных и 30 близжежащих малых городов полностью перешли на транзакционную модель, то есть на нашей площадке по этим локациям будут только квартиры, которые прошли полноценную проверку и доступны для онлайн-бронирования.

Авито.Недвижимость
Как удается проверить тысячи квартир?

— На протяжении последних лет мы испробовали различные способы. Начинали с проверки подлинности ID-объявления по фото еще перед чемпионатом мира по футболу — даже этот шаг позволил очистить площадку от большого количества недобросовестных арендодателей. Потом были эксперименты с фотопроверкой: наши фотографы обходили все объекты и делали съемку, но это было довольно дорого и плохо масштабируемо. В итоге выработали уникальный метод, который на рынке никто не использует. Арендодатель должен снять на смартфон непрерывное видео — от угла здания с указателем улицы и номера дома через подъезд до квартиры — и далее внутри подробно показать все оснащение, вплоть до фена и любых мелочей, которые заявлены в объявлении. Наши модераторы проверяют квартиру на соответствие текстовому описанию в объявлении, документы арендодателя и отсутствие жалоб и, если все в порядке, присваивают значок «Жилье проверено» и подключают ее к онлайн-бронированию.

После одобрения заявки арендодателем гость оплачивает 30% от стоимости проживания. Средства холдируются на специальном счету, и арендодатель получит их за вычетом нашей комиссии только после заселения. Это убирает возможность любого фрода.

Как реагировали владельцы недвижимости на такие инновации?

— Большинство оценили положительно: это сильно упрощает для них сдачу в аренду своего жилья. А в случае, если речь идет о крупных управляющих компаниях, то это и существенная экономия затрат, ведь клиент все делает на платформе самостоятельно: выбирает дату, количество гостей, возможность заехать с собакой и прочее, узнает цену. Арендодатель видит уже фактическую бронь в своем календаре.

Конечно, были и недовольные, кто не очень готов к изменениям, но мы всеми способами доносили преимущества работы по новой схеме.

Переходя в транзакционную модель, «Авито» начинает контролировать качество оказанной услуги. Мы знаем, как заключается сделка, что происходит после нее, мы можем собирать отзывы гостей и формировать рейтинг арендодателей и конкретных объектов.

Планируете ли как-то рейтинговать и гостей?

— Нам кажется справедливым запрос от арендодателей на подобный инструмент. В ближайшее время хозяева смогут подробно описать, как гость вел себя во время проживания. Это даст возможность коллегам принимать решения на этапе одобрения заявки.

Во многом интерес к рейтингу гостя связан с переживанием за сохранность своего жилья. Эту задачу мы решили так: на весь период проживания гостя с «Авито» квартира страхуется полностью за счет сервиса. Если происходит какое-то повреждение, арендодатель обращается по выделенной линии в страховую компанию и получает компенсацию. Сумма покрытия — до 300 тысяч рублей. По состоянию на 1 марта поступило 257 обращений за страховыми выплатами, и в 51% они были удовлетворены. Случаи отказа связаны с тем, что сумма возмещения была ниже франшизы (3000 рублей) либо хозяин не предоставил необходимые документы.

Как живется стартапу внутри большой корпорации? Меняется ли при этом мотивация команды?

— Не совсем правильно говорить, что наше подразделение было стартапом: все-таки краткосрочная аренда уже была для «Авито» бизнесом с серьезной выручкой. Стартапом можно назвать смену бизнес-модели, и в этом случае у корпоративной прописки есть плюсы и минусы. С одной стороны, мы обязаны соблюдать определенные бюрократические процедуры, которые ни один стартап не любит, так как хочется двигаться быстрее и принимать решения самостоятельно. С другой стороны, у нас есть поддержка «большого Авито», без которой быстро получить нужные финансовые и кадровые ресурсы вовне было бы крайне проблематично.

Многие цифровые компании жалуются на дефицит кадров, вы этого не ощущаете?

— Сегодня в нашем сервисе уже более 50 человек, и в ближайшее время планируем удвоиться. Да, всегда хочется найти высококлассного специалиста уже завтра, но это так не работает. Во многом привлекать людей помогает популярность самой платформы. Даже внутри «Авито» многие говорят: вы делаете классную штуку, я хочу быть причастным к этому. Действительно, до нас практически никто в мире на рынке краткосрочной аренды из классифайда на транзакционную модель еще не переходил. Были попытки у французского leboncoin, но довольно медленные и с определенными сложностями. Но то, что за этой моделью будущее, — неоспоримо.

Вовне хорошо работает на HR-бренд нашего направления признание экспертов, в том числе и ваша премия.