Top.Mail.Ru
архив

Зачистка

Менеджеры электронного бизнеса оказались в необычном для себя положении - на полу лицом вниз. По сведениям, поступающим с рынков компьютеров и бытовой электроники, против российских компаний возбуждено уже около 40 уголовных дел. Проводятся налоговые проверки и опечатываются склады импортеров компьютерной и бытовой техники в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Иркутске и Владивостоке. Происходящее называется "Операция "Импорт". Эта акция, организованная группой силовых ведомств, продлится до 20 апреля.

Семеро на одного

Семь российских ведомств - МВД, ФСБ, Налоговая полиция, ГТК, МНС, Минторг и Служба валютно-экспортного контроля с 1 февраля по 20 апреля проводят операцию "Импорт". Цель акции, как заявляет ее организатор ГТК РФ, - вытеснить из торгового оборота товары, не прошедшие таможенную очистку, и защитить отечественных производителей.

Правовую базу операции "Импорт" составляют несколько документов. Во-первых, указ президента РФ № 1682 от 22 декабря 1999 года и принятое 19 января 2000 года во исполнение этого указа правительственное постановление № 46. В соответствии с этим постановлением с 26 февраля 2000 года в графе 2 счета-фактуры указывается страна происхождения товара, а в графе 3 - номер грузовой таможенной декларации. Тем самым наносится удар по "серому" импорту: исключается ситуация, когда товары пересекают границу "под чужим именем".

Во-вторых, силовики опираются на правительственное постановление № 661 от 17 мая 1997 года, в соответствии с которым вводится маркировка товаров специальными знаками соответствия. Постановление было принято, но на практике не применялось.

Те компании, которые уже пережили зачистку, рассказывают, что инспекторов интересуют бухгалтерия и склад. Межведомственные бригады, придя в офис, устраивают налоговый аудит, а также проверяют, есть ли марки на товарах и туда ли они наклеены. При этом точных указаний, куда именно какие марки клеить, по утверждению пострадавших, в природе не существует.

По мнению топ-менеджеров одной московской компьютерной компании (операторы электронного бизнеса неожиданно потеряли желание открыто общаться с прессой и соглашаются комментировать ситуацию только на условиях полной анонимности), "правовые акты противоречат друг другу, и выполнить все их требования будет по определению невозможно. А отслеживать все цепочки движения товаров фискальные органы не смогут из-за большого объема подобной работы".

Операция, подобная "Импорту", происходит на российском компьютерном рынке впервые. Согласованные действия нескольких силовых ведомств вообще не характерны для российской практики (хотя в других странах СНГ - например, в Узбекистане или Туркмении, - подобные зачистки стали привычным делом). Пока не известно, какую пользу бюджету принесли действия семи федеральных ведомств. Зато об ущербе, нанесенном рынку, можно говорить с определенностью. "Те компании, на которых завели дела или у которых опечатали склад, пострадали напрямую, - говорит один из менеджеров московского компьютерного бизнеса. - Косвенно же пострадали все игроки данного рынка. Компании несут убытки из-за потерь клиентов, оборота и, следовательно, прибыли. Кроме того, увеличились накладные расходы. Больше других досталось средним по объему импортерам: они вынуждены на время свернуть бизнес".

"Трудно понять, что происходит, - говорит менеджер другой компании. - Если это борьба с "серыми" импортерами, то по логике вещей должны быть скорректированы таможенные пошлины, однако заниматься этим никто не собирается. Уже заведено около 40 уголовных дел. Непонятно, кому это нужно. Говорят, Путину... Но ему-то это зачем? У него и без этого скандала лидирующие позиции".

Российские рынки бытовой электроники и компьютеров пребывают в состоянии шока. Как водится, свой вклад в нагнетание ситуации вносит пресса. Так, в одной из газет была опубликована информация о том, что у компании "М.Видео" изъято товара на сумму в несколько сотен тысяч долларов. Управляющий розничной торговлей "М.Видео" Алексей Максимов эту информацию не подтвердил.

Когда рынки выйдут из этого состояния и по какому пути будут развиваться впредь - операторы не знают.

Duty free

О том, что российский рынок электроники вплоть до 1 февраля 2000 года работал в режиме, близком к duty free, догадывались даже дети. Сколько компьютеров было продано в России в 1999 году? International Data Corporation (IDC) считает, что 1 млн 188 тыс. штук. Официальная оценка Госкомстата на 290 тыс. штук меньше. Почему Госкомстат "не заметил" почти 300 тысяч компьютеров? Ответ на этот наивный вопрос коренится в российской практике.

В стране отсутствует собственная элементная база для производства вычислительной техники. Все комплектующие российскими сборщиками завозятся из-за рубежа, преимущественно из стран Юго-Восточной Азии. Таможенные сборы и налоги в РФ при импорте электроники составляют порядка 70% от стоимости товара. Однако строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.

Традиционно микрочипы путешествуют из Тайваня в Россию "под псевдонимами": в таможенных декларациях указываются не настоящие товары, а другие - те, для которых предусмотрены более щадящие таможенные сборы. Часто чипы проходят таможенную очистку под именем рыболовных снастей. Другим методом ухода от налогов и таможенных платежей является использование фирм-однодневок. Их задача - получив товар на свое имя, передать его настоящему владельцу и исчезнуть с лица земли. Контролирующим органам, желающим установить фискальную правду, в этом случае остается задаваться риторическим вопросом: "А был ли мальчик?"

Был, был... Подобная схема вплоть до самого последнего времени столь широко использовалась в отечественном бизнесе, что таможенные и налоговые органы просто не могли не знать о ее существовании. Злые языки говорят, что фирмы-однодневки создавались не без участия самой таможни (или по крайней мере близких к ней структур). Однако мы не станем утверждать подобного. Будем считать, что жена Цезаря вне подозрений и что на таможне работают ангелы.

Простодушные и несмелые, таможенные ангелы мирились с подобным положением дел вплоть до 1 февраля. Такую же доверчивость проявляли и сотрудники Госкомстата, чьи оценки национального компьютерного рынка основывались на первичных документах таможни. Отсюда и расхождение в 300 тыс. ПК с оценкой IDC. На самом деле цена вопроса несколько больше, чем 300 тыс. компьютеров. По оценке газеты "Ведомости" (эту оценку подтверждают и менеджеры российских компьютерных компаний), разница между тем, что должно было поступить в бюджет, и тем, что действительно поступило, в 1999 году составила порядка $300 млн. В эту сумму входят недоимки по таможенным и налоговым сборам от импорта микрочипов - это цена duty free. Для размеров отраслевого сектора сумма заметная, для масштабов национального бюджета - мизерная.

Белые агнцы и серые волки

На бесхитростный вопрос "Ко", почему бы не работать "по-белому", менеджер по маркетингу одной московской дистрибуторской компании эмоционально ответил: "А как вы себе это представляете? Если мы будем платить все налоги и таможенные сборы, то цена на наш товар увеличится на 40-50%. (Обратите внимание - не на 70%. Это свидетельствует о том, что некоторые отчисления импортеры делали и до 1 февраля. В бюджет или таможенным ангелам - оставим этот вопрос без комментариев. - "Ко".) А где гарантия, что конкуренты, с которыми мы работаем на одном поле, тоже захотят перейти на полностью легальный бизнес? Даже если мы договоримся с конкурентами, чтобы сделать это одновременно, никто не сможет поручиться, что договоренности будут выполнены. Тот, кто попытается работать "по-белому" в одиночку, потеряет дилерскую сеть и приобретет репутацию идиота".

В другой дистрибуторской компании (компьютеры и оргтехника) корреспонденты "Ко" получили следующий комментарий: "То, что когда-нибудь придется переходить на "белый" бизнес, было понятно. Разговоры об этом на рынке велись, однако никто не ожидал, что это придется делать прямо сейчас и под давлением сверху".

Из всех секторов национального рынка сегмент hi tech традиционно был самым интеллигентным. Он находился в стороне от интересов олигархов, политические скандалы обходили его стороной, и выстрелы здесь раздавались гораздо реже, чем на других участках рынка. Нельзя сказать, что сектор был изолирован от "большого рынка", но все же отцы-основатели передали российскому компьютерному бизнесу интеллигентскую отстраненность от "правды жизни". Как говорится, каковы сами - таковы и сани. Теперь эта отстраненность выходит участникам рынка боком. У российского компьютерного рынка нет лобби. За 10 лет компьютерные компании не вырастили своих защитников в коридорах власти. Сегодня менеджеры делают запоздалый вывод: "Поскольку собственного лобби (такого, как, например, у производителей водки) у компьютерных компаний нет, на понимание проблемы со стороны государства рассчитывать не приходится".

Компьютерные менеджеры на научились играть в "большие игры" и теперь стали жертвой в чьей-то большой игре. Теоретически компьютерный рынок ближе других секторов подошел к идее "белого бизнеса". Разговоры об этом, как уже было замечено, велись. Интеллигентские разговоры: "Когда-нибудь, по доброй воле, все сразу..." Но пришли вооруженные люди: "Всем к стене! Руки за голову!" Незавидна судьба русской интеллигенции...

Следите за прайс-листами

Ситуация в секторе бытовой электроники мало чем отличается от ситуации в сегменте компьютеров. Игроки не согласны с бытующим в общественном сознании тезисом о том, что 90% товарного потока составляет "серый" импорт. На вопрос "Ко", сколько же тогда процентов грузов проходит таможенную очистку в обход правил, в офисе известной московской компании скромно ответили: "Сто".

Удрученные происходящим, топ-менеджеры пытаются ответить на вопрос: кому это выгодно?

"Все проходит под лозунгом "Защитим покупателя от некачественного товара" - это, наверное, и есть главная PR-составляющая акции, - говорит менеджер московской дистрибуторской компании. - Другой лозунг - пополнение бюджета. Эта PR-акция выгодна тому, кто собирается победить на предстоящих президентских выборах. Если эта кампания затевается не как PR-акция, а всерьез, то последствия для рынка будут тяжелыми. Часть груза (если не весь) крупные дистрибуторы должны будут ввозить "по-белому". Это значит, что цены подрастут. К сожалению, наш рынок очень чувствителен к колебаниям цен, поэтому при пессимистическом варианте развития событий рынок в первую очередь сузится в сегменте компьютерной периферии, поскольку периферию в России не производят. Меньше же всего эта операция должна ударить по производителям компьютеров. В перспективе также возможны альянсы российских производителей с западными (наподобие "отверточной сборки" россиянами автомобилей GM, Renault, Daewoo). В таком случае появится Compaq, собранный в России".

Сходного мнения придерживается топ-менеджер другой дистрибуторской компании: "Каждый раз при смене власти у нас происходит показательная борьба с преступностью. В данном случае в качестве мальчика для битья выбран электронный бизнес, поскольку правительственной крыши у этого бизнеса нет. Инициатива идет от высших государственных чиновников - не исключено, что от самого Путина. Если наберется достаточно кандидатов для показательного процесса, то эта карта будет успешно разыграна. В противном случае все затихнет само собой: во время выборов и после них будет не до компьютерщиков. Уж больно мелко выглядит компьютерный бизнес на фоне нефти, алюминия и прочих стратегических направлений, где есть что делить.

Если эта акция затянется, то она может привести к более жесткому рынку - в частности, к сокращению числа игроков за счет средних операторов. Сейчас рынок поделился на закрывшихся, работающих "по-черному" и работающих "почти по-белому". Перспективы будут зависеть от активности силовых органов и от способности фирм спускать дело на тормозах. Скорее всего, результатами акции станут "пойманные крайние". Эта кампания приведет к усложнению схем бизнеса и - как следствие - к удорожанию продукта, то есть, как всегда, отразится на кармане конечного законопослушного покупателя".

По оценке топ-менеджера компании, специализирующейся на торговле бытовой электроникой, в результате операции "Импорт" цены на ввозимую продукцию возрастут на 20 - 40% в зависимости от глубины зачисток и от их истинных целей.

Игроки компьютерного рынка солидарны с коллегой: если нынешние зачистки - проявление новой экономической политики, то цены вырастут на 40% и более. Если же происходящее есть PR-акция - все будет зависеть от того, как договорятся между собой силовые органы и компьютерные компании. Следите за прайс-листами. Мы тоже будем следить.

Еще по теме