Top.Mail.Ru
архив

Задача для гуманитария

Уильям (Билл) Шофф закончил институт по специальности «социология» в области гуманитарных наук. Но вся карьера гуманитария Шоффа была связана сугубо с технической сферой. Свой путь менеджера он начал с работы в энергетических компаниях. Теперь Шофф возглавляет российское отделение американской SAS Institute – компании, входящей в десятку крупнейших мировых производителей программного обеспечения.

Карьерный путь российского менеджера, как правило, достаточно стандартен. Можно насчитать два или три типичных варианта сценария. По мнению Билла Шоффа, для западного менеджера набор ситуаций поразнообразнее – возможны различные способы восхождения по служебной лестнице. Шофф окончил Trinity College в штате Коннектикут, однако социологом так и не стал. Тем не менее Шофф глубоко убежден, что университетское образование – один из важнейших залогов его успешной карьеры. «Благодаря университету я получил хорошую базу. Полученное образование научило меня рационально и логически мыслить, оно тренирует и развивает мышление, учит видеть широко и мыслить категориями. Это умение – фундамент для всей дальнейшей работы». После окончания университета Шофф два года работал на экспериментальном заводе оператором установки, которая перерабатывала уголь в газ. Шел 1979 год, в США начался энергетический кризис. Цены на нефть и бензин поползли вверх, и в стране всерьез задумались о переводе энергетики на альтернативные виды топлива. Работа на этом заводе во многом предопределила дальнейшую карьеру Шоффа – он занимал различные должности в нескольких американских энергетических компаниях, а позднее, работая в консалтинговых фирмах, также специализировался на секторе энергетики. Шофф отмечает два важных преимущества своей первой работы: во-первых, она позволила скопить денег на дальнейшее образование, а во-вторых, он получил практический опыт. «Я был простым оператором, и руки у меня частенько бывали перепачканы маслом. Тем не менее я получил неоценимый опыт. Мне знакома работа техника, а не только офисного клерка», – говорит Шофф. Свое образование он продолжил в Далласе, штат Техас. Техас в американской энергетической отрасли играет ту же роль, что Тюмень – в энергетике России. Шофф получил степень МВА в области финансов и налогов. «Налоги в сфере энергетики тогда были в центре внимания – в начале 80-х в США ощущались серьезные проблемы с энергоносителями», – вспоминает Шофф.

Скорый путь Все последующие этапы его карьеры также были связаны с энергетическими компаниями. В 1981 году Шофф пришел на работу в Texas Eastern Corporation, которая занималась добычей, транспортировкой и переработкой природного газа. «Мне повезло: я перепробовал все, – говорит Шофф. – На различных постах внутри компании я выполнял самые разнообразные функции, у меня были непохожие друг на друга должностные обязанности. Кроме того, у компании был широкий профиль, так что я работал сразу в нескольких секторах нефтегазовой промышленности, занимаясь финансами, бухгалтерией, прогнозированием. Это было хорошее начало карьеры: вместо того чтобы сидеть на одном месте и на одной должности, я получил опыт работы практически во всех областях индустрии. В дальнейшем это помогло мне создавать и разрабатывать финансовые схемы и системы прогнозирования – я все это знаю изнутри». Такой быстрый переход с одной должности на другую американцы часто называют fast track – дословно «скорый путь», а в более свободном переводе – «ускоренное развитие» или «ускоренный процесс». Сменив несколько должностей внутри компании, Шофф был направлен на курсы подготовки топ-менеджеров, которые проводила сама Texas Eastern и отбор на которые был достаточно жестким. С этого момента и началась карьера Шоффа в качестве топ-менеджера. В 1988 Шофф сменил компанию, но остался верен сектору энергетики. Новым местом его работы стала американская Transco Energy Company. Эта компания являлась лидером в своем сегменте рынка – транспортировке природного газа, и в ней Шофф возглавил отдел стратегического планирования и развития. Сам он причину своего перехода в Transco объясняет тем, что стремился получить более ответственную работу и попробовать себя в новых областях. Весьма ответственный пост Шофф получил в очень молодом для американского менеджера возрасте: ему было тогда 34 года. В 1992 году начался новый этап в карьере Шоффа – он выехал на работу за границу. Это, по его словам, было то, что американцы любят называть словом сhallenge – «решение сложных задач и создание новых возможностей». «Я пришел к выводу, что мне необходимо приобрести опыт работы за рубежом и ушел из своей компании, хотя в те годы работа в этой отрасли была очень престижной и прибыльной. Но новая работа – это новый сhallenge», – говорит Шофф. Он поступил на работу в американскую Сoastal Corporation. В этой компании Шофф отвечал за бизнес-развитие двух секторов – Европы и России. Кстати, Россия стала первой неанглоязычной страной, которую посетил Шофф, хотя осел он в лондонской штаб-квартире европейского отделения корпорации. Возможно, решение в будущем работать в России созрело у Шоффа еще тогда – по делам компании ему часто приходилось ездить в московский офис компании. «Я бы сказал так: Москва превзошла мои ожидания, а Лондон, наоборот, не оправдал их», – говорит Шофф.

Настоящий challenge Еще работая в энергетических компаниях, Шофф изрядную часть своего времени тратил на работу с другими компаниями – консультировал их, анализировал инвестиционные перспективы. Это повлияло на дальнейший поворот в его карьере: он работал в таких крупных консалтинговых компаниях, как Arthur Andersen и Boston Consulting Group. Впрочем, в этих компаниях Шофф также специализировался на энергетике. Затем пришло приглашение от SAS Institute. Эта американская компания специализируется на производстве программного обеспечения для систем управления предприятием. «Продукция SAS помогает менеджеру принимать решения, снабжая его необходимой информацией. Сейчас мне служит хорошим подспорьем накопленный ранее опыт менеджерской работы: я хорошо понимаю, что именно нужно менеджеру для принятия важных решений, поэтому мне легко понимать потребности клиента», – говорит Шофф. Он не первый год живет в Москве, женат на русской и уже не считает себя иностранным менеджером, работающим по контракту в другой стране. Шофф утверждает, что его дом здесь, в России. Тем не менее, как и всякий иностранный менеджер, он сталкивается с определенными трудностями. «Если не брать в расчет язык, то определенные сложности для иностранного менеджера в России представляет иная бизнес-культура. Чтобы работать в российских компаниях, западному менеджеру требуется время на адаптацию и на понимание здешних порядков», – утверждает Шофф. С его мнением соглашается другой западный менеджер, президент «Вымпелкома» норвежец Джо Лундер: «Две главные трудности, которые стоят перед западным менеджером в России – другой язык и другая бизнес-культура. Необходимо некоторое время, чтобы понять все схемы взаимодействия, когда работаешь в другой стране». Но, как отмечают большинство менеджеров-иностранцев, за последнее время российские компании значительно изменились. Их методы и их культура становятся похожи на западные образцы. «Это объясняется тем, что перед всеми топ-менеджерами – как русскими, так и западными – стоят одни и те же задачи, и они принимают бизнес-решения, исходя из одних и тех же целей, – говорит Билл Шофф. – Я работаю с клиентами в Москве, но у меня иногда возникает ощущение, что нахожусь в Нью-Йорке». Вообще для американца переехать на работу в другую страну – настоящий challenge. Но, по мнению Шоффа, жизнь без этого challenge была бы не так интересна: «Я бы никогда не смог добиться серьезных результатов и успехов в карьере, если бы не ставил перед собой сложные задачи, не брал на себя новые обязанности и не менял сферы деятельности. Эти задачи непросты, но интересны. Для меня очень важно, чтобы какая-либо сложная задача давала мне мотивацию для дальнейших действий. Работа в России на ответственном посту – одна из таких непростых задач».

Еще по теме