Top.Mail.Ru
политика

«Задача федерального центра — выровнять бюджетную обеспеченность регионов»

Фото: Пресс-служба Государственной Думы Фото: Пресс-служба Государственной Думы

Как власти будут справляться с грядущим дефицитом бюджета, какие меры должны спасти российскую экономику и где теперь стране искать новых экономических партнеров? Об этом в интервью журналу «Компания» рассказал глава комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов.

Как геополитическая ситуация скажется на бюджете регионов РФ? Будет ли усугубляться разница между ними?

— Рост дефицита бюджетов регионов, особенно приграничных или связанных с производством экспортной продукции, конечно, будет становиться все более заметным. Задача федерального центра — выровнять бюджетную обеспеченность регионов, в том числе в рамках изменения налоговой политики в части распределения по регионам налога на прибыль компаний: налоги должны эффективнее взиматься и оставаться в региональных бюджетах.

Нам предрекали глубокий экономический кризис, но пока катастрофы не наблюдается. Как так вышло? Можно сказать, что мы пока движемся по инерции?

— Конечно, есть элемент инерции и большой запас прочности. Нам это удается за счет роста цен на энергоносители и смены экспортных рынков. Мы не видим катастрофы в перспективе.

Но возможность продолжительного, хоть и не очень, глубокого спада может сохраниться, если мы не решим вопросы с наращиванием технологичного, инвестиционного импорта, если не стабилизируем курс рубля на уровне конца прошлого года, в том числе за счет потребительского импорта, и не используем имеющиеся возможности по сохранению резервов и сотрудничеству с дружественными государствами. Эффективнее в данной ситуации будет поступить так: снизить бюрократические издержки, в том числе закупочных процедур, сконцентрировать ресурсы на развитии высокотехнологичных отраслей и создании новых в рамках импортозамещения, создать серьезный инвестиционный навес за счет стимулирования инвестиций, используя при этом возможности не только ФНБ, но и ЦБ, повысить контроль за целевым использованием средств, особенно длинных денег.

В качестве рецепта вывода импортозамещения на новый уровень мы предлагаем финансировать его путем выпуска предприятиями специальных облигаций. Они будут включаться в ломбардный список Банка России и использоваться в качестве залога при выдаче таким предприятиям долгосрочных кредитов.

Предлагаем также использовать возможности плановой экономики не только в прогнозировании развития стратегических отраслей и преодолении межотраслевых диспропорций, но и в применении директивных показателей и методов в наиболее чувствительных для экономики страны отраслях.

Считаем, что кроме мобилизации экономики для достижения целевых показателей нужны методы анализа и моделирования экономических процессов. Для этого необходимо учитывать возможности цифрового потенциала, а также использовать опыт Китая, Японии, Германии. Это позволит нам сделать серьезный инвестиционный рывок в наиболее значимых для развития отраслях.

Полагаем, что важно принимать меры по повышению эффективности не только экономического блока, но и управления госкорпорациями, мотивации сотрудников госкорпораций.

За первую половину 2022 года доходы составили 14 трлн рублей, расходы — 12,5 трлн рублей, зафиксирован профицит федерального бюджета. Чем это объясняется? Куда целесообразно направить эти средства?

— Профицит объясняется повышением объема налоговых поступлений в доходную часть бюджета за счет эффективности наших экспортных возможностей, а также высоких цен на энергоносители. Но он будет сокращаться, и это нормальный процесс.

Средства, полученные от доходных источников бюджета, включая дивиденды, должны быть направлены на модернизацию отраслей как экспортоориентированных — нефтегазодобычи и переработки, металлургии, так и стратегически важных — станкостроения, электроники, авиастроения и космонавтики. Это важно для преодоления зависимости от наших бывших европейских партнеров и особенно актуально в связи с будущим падением профицита и формированием дефицита бюджета.

Считаем, что в следующем году нужно все-таки не только восполнять дефицит бюджета за счет эффективности налогообложения экспортных отраслей через таможенные механизмы, но и думать о развитии экономики, которая является основой для роста доходной части бюджета.

Сергей ГавриловФото: Пресс-служба Государственной Думы
Сейчас мы наблюдаем отток россиян. Уезжают айтишники, предприниматели, узкопрофильные специалисты. Что будет с экономикой без них?

— Частичная мобилизация действительно может отразиться на функционировании малого и среднего бизнеса, если собственники — руководители компаний получают повестки. Правительство делает немало — готовит меры, касающихся, в частности, расширения возможностей временной передачи управления бизнесом другим лицам, отсрочки по налогам и кредитам, но этого недостаточно, конечно, нужно искать и другие возможности сохранения предприятий.

Надеемся, что большая часть IT-специалистов вернется в Россию, потому что для них созданы все условия с точки зрения брони от службы в армии, налоговой и ипотечной поддержки. Нам необходимо прежде всего выращивать у себя талантливых специалистов, которые определяют будущее IT-сектора.

Как показывает реальность, компании из дружественных стран не торопятся перебираться в РФ и переносить туда производства или поставлять нам технику (из-за боязни попасть под санкции США). Почему так вышло и что с этим будет делать Россия?

— Компании из дружественных стран пока не перебираются в Россию, и это сложно ожидать, но мы надеемся, что будет расти параллельный импорт, причем не только потребительских товаров, но и инвестиций, технологий.

Мы также надеемся, что будут использованы механизмы государственно-частного партнерства для привлечения не только внутренних, но и зарубежных инвесторов для создания совместных производств в области переработки энергоресурсов и сферах, где предприятия выбыли из-за санкций, таких, как, например, автомобилестроение.

С повышением доли недолларовых расчетов по нашим контрактам рост экономической интеграции должен увеличиться. У нас есть опыт сотрудничества с Китаем: колоссальные темпы роста торгового оборота между нашими странами на основе расчетов в национальных валютах.

Допускаю возможность переноса в Россию ряда европейских производств и переселения многих ориентированных на РФ квалифицированных сотрудников, прежде всего из Германии, которые считают, что жизнь в нашей стране более свободная и безопасная. Наша страна гарантирует все права и свободы, в том числе свободу вероисповедания, защиту традиционных семейных ценностей. Многие соотечественники, уехавшие в 90-е годы, могут со временем вернуться в РФ.

Как и где России искать новых экономических партнеров?

— Новых партнеров нужно искать в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Сейчас ситуация очень острая, напряженная, но если нынешние партнеры будут выдерживать соглашения в области оплаты энергоносителей, которые поставляет им Россия, то, возможно, эти отношения будут расширяться.

На какие современные вызовы отвечает ШОС, которая, по вашим словам, заменит ООН и для которой наступил звездный час?

— ШОС будет бороться не только с такими региональными вызовами безопасности, как наркотрафик и экстремизм, но и с попытками вмешательства во внутренние дела, организации «цветных революций», как это было в Казахстане. ШОС предстоит выход на широкие горизонты трансграничной экономической интеграции, создание общих институтов, регулирующих рынки Большой Евразии и инвестиционные потоки, уравнивание налоговых режимов.

На чей опыт России стоит опираться при развитии?

— В первую очередь на свой собственный исторический опыт. При проведении серьезной экономической модернизации может быть полезен опыт СССР, а также Китая и многих других стран, успешно осуществивших экономический, прежде всего инвестиционный рывок, кстати, также не без использования советского опыта, — это Южная Корея, Япония, Германия.

Насколько велика ставка России на государственно-частное партнерство? Как поможет увеличение роли государства в ГЧП? В чем сегодня заключается проблема отечественного рынка публично-частного партнерства?

— Ставка России на государственно-частное партнерство значительная, однако пока не во всем реализуется. Увеличение роли государства в государственно-частном партнерстве обусловлено необходимостью в нынешних условиях взять на себя риски непредвиденных финансовых потерь в рамках проектов государственно-частного партнерства, гарантировать частным партнерам возмещение расходов и компенсацию недополученных доходов.

Кроме инструментов концессии нужно искать новые механизмы в области современных технологий, интеллектуальных прав в сфере IT, делать более эффективные и короткие процедуры, а также привлекать возможности наших партнеров из дружественных стран.