Top.Mail.Ru
архив

Загадки о пяти этажах

Столичное правительство на днях напомнило о своих грандиозных планах сноса, реконструкции и расселения московских пятиэтажек. Само по себе это дело нужное и давно назревшее. Есть тем не менее соображения общего порядка, вытекающие из сложившейся практики всех московских мероприятий и понимания того, как гарантируются гражданские права в России, в том числе и права собственности. Начинать, впрочем, придется с вопроса, который в последнее время сопровождает все сколько-либо значимые события, происходящие в стране, – с вопроса об отсутствии возможности получать полную и достоверную информацию в любом органе исполнительной и всякой иной власти.

То есть правительству Москвы не мешало бы, озвучивая свои планы, упоминая проценты и квадратные метры, публично разъяснить, когда и что будет реконструироваться с указанием конкретных адресов и сроков – хотя бы с точностью до года. Ведь многие жители – особенно неаварийных домов – иногда имеют привычку делать ремонт, продавать и покупать квартиры на вторичном рынке, и для них такая информация будет вполне уместной. Конечно, сегодня любой план корректируется наличием или отсутствием финансирования. Но ведь и этот фактор можно обговорить. И не принуждать отдельных граждан мыкаться со своими индивидуальными запросами – программа-то, напомним, общегородская. Хорошая программа – без конкретных адресов и сроков. Потому жителям пятиэтажек не остается ничего иного, как заниматься гаданием и футурологией. Хотя, конечно, организации, осведомленные о планах реконструкции, понять можно. Такая информация стоит денег. Вообще, надо сказать, что задуманное масштабное мероприятие дает широкие возможности для улучшения положения городских чиновников различного уровня.

Но вся информация, повторимся, остается тайной – почему, бог весть. Зато никак не является тайной качество массового строительства в нашем любимом городе. Здесь успешно перенят и применен на практике опыт флагмана отечественного автомобилестроения – ВАЗа. Опыт этот простой: новую машину нужно дособирать и дорегулировать сразу же после покупки, но перед тем, как на ней начнут ездить, подобные процедуры нужно провести обязательно. Так и в новые квартиры, которые сдаются с отделкой, сразу въезжать – несколько легкомысленно. Здесь существует еще одна проблема, которая заключается в том, что при переселении (прежде всего это касается приватизированных квартир) никто не собирается учитывать стоимость квадратного метра старой и новой площади. А этот показатель существенно зависит и от качества дома (новая «панелька» вряд ли намного лучше построенных в 1960-е «в два кирпича» пятиэтажек), и от района. Ведь любой реально мыслящий человек понимает, что для расселения в старом районе может просто не быть необходимого количества площадей. И, несмотря на сохранение прежнего метража, многие переезжающие потеряют на разнице в цене между старой и новой квартирой вполне серьезные деньги.

Банальный пример: если цена за квадратный метр отличается на $500 – что вполне реально при переезде из обжитого района в какое-нибудь кокосово-кактусово – стоимость 50-метровой, пусть даже и новой квартиры упадет на 15 000 – 20 000 всеми похороненной, но вечно живой американской валюты. И ничего с этим поделать нельзя, поскольку невозможно защитить свои права в судебном порядке. То есть добиться независимой экспертизы, которая оценит стоимость старого и нового жилья, на основании чего суд обяжет застройщика или город выплатить владельцу разницу. Почему нельзя? А почему ветер дует? – Оттого, что деревья качаются. Нет правоприменительной практики, когда собственнику, которому был нанесен ущерб в результате действий городских властей, в судебном порядке, по результатам независимой оценки, этот ущерб полностью компенсируется. В Москве, во всяком случае.

Конечно, кто-то в результате переселения выиграет, и это правда. Но такое должно происходить никак не ценой потери иным человеком части своей собственности. Лотерея по принципу «кто-то выиграл, а кто-то проиграл» – все же дело добровольное, а здесь никого спрашивать не собираются. Так что собственник по-прежнему имеет право, а право по-прежнему имеет собственника.

Еще по теме