Top.Mail.Ru
архив

Заговор рассерженных автозаправщиков

Волнения на топливном рынке России, похоже, в ближайшее время выльются в масштабное повышение цен на бензин. Ожидаемое введение вмененного налога на бензоколонки неизбежно должно привести к росту розничных цен на топливо, однако, даже если законопроект об этом и будет остановлен в Госдуме, причин, чтобы и производители бензина, и розничные торговцы начали увеличивать цены, более чем достаточно.

Локальный бензиновый кризис в Санкт-Петербурге убедительно показал, насколько легко сминается тот ценовой барьер, который держат нефтяные компании и бензиновые трейдеры с начала года. Началось все по стандартному сценарию: сначала перебои в снабжении бензином розничных точек, потом согласованное повышение цен во всех звеньях торговли нефтепродуктами. В принципе ситуация целиком и полностью совпала с историей о «сговоре нефтяного клуба» 1997 года - напомним, что тогда Государственный комитет по антимонопольной политике обвинил 23 компании Санкт-Петербурга в картельном сговоре с целью согласованного повышения цен на автобензин, но в итоге главе местного отделения ГКАП Олегу Коломийченко удалось только вынести предупреждение каждой из компаний, вошедших в так называемый нефтяной клуб. Факт сговора тогда доказать не удалось. Как не удалось и сбить поднявшиеся цены. Вот и на этот раз расследуемое ГКАП майское двукратное повышение цен в Санкт-Петербурге закончится, скорее всего, с тем же результатом.

Между тем договоренности между различными игроками на российских рынках топлива, в том числе и на московском, - явление не только существующее, но и считающееся одним из немногих реально работающих механизмов работы нефтетрейдинговых и нефтеперерабатывающих компаний. В Москве, как и во многих других регионах России, существует официально зарегистрированная организация, которую при желании можно считать лицом столичного топливного картеля, - Московская топливная ассоциация (МТА), контролирующая до 90% объема поставляемых в город нефтепродуктов. Антимонопольный комитет, кстати, в ноябре 1998 года уже пытался «наехать» на МТА - в связи с очередным повышением цен на топливо в Москве, однако получил от ассоциации лишь обстоятельное обоснование роста цен: привязка расходов по эксплуатации АЗС к курсу доллара и изменение финансовых условий по оплате закупаемого топлива. Дело закончилось ничем.

Между тем питерский бензиновый кризис может в любой момент повториться в Москве, и причин для этого предостаточно. Прежде всего, это, как ни странно, увеличение цен на сырую нефть: если растет рентабельность нефтеэкспорта, то нефтекомпании вряд ли упустят возможность увеличить ее сбыт за границу (и, учитывая вес нефтяного лобби во властных структурах, так или иначе найдут способ это сделать). Следовательно, загрузка российских НПЗ хоть немного, но упадет - никто не будет дотировать внутренний рынок. Во-вторых, ухудшающиеся финансовые условия для нефтетрейдеров (последние полгода постоянно увеличивается доля предоплаты за поставленные нефтепродукты) и сокращающийся объем кредитного рынка так или иначе заставят их наверстывать свое в рознице - для этого и картель-то не нужен. В-третьих, политика сдерживания оптовых цен на нефтепродукты, практиковавшаяся российскими нефтяными компаниями, тоже в ближайшее время должна прекратиться. Российские НПЗ в настоящий момент работают на грани рентабельности - это признают все нефтяные компании. Между тем ожидаемый рост курса доллара, вызванный отставкой правительства, неизбежно вызовет уход части НПЗ за грань рентабельности. Рост цен будет вызван не столько медленным, но плавным увеличением оптовых цен на бензин, сколько сменой стратегии производителей на рынке. Сдерживать цены возможно до уровня нулевой рентабельности нефтепереработки, но в условиях отрицательной рентабельности от подобной стратегии просто отказываются. Похоже, такой отказ уже состоялся - по некоторым сведениям, на днях состоялось закрытое совещание глав нефтекомпаний, договорившихся о согласованном повышении цен на продукты нефтепереработки. Впрочем, даже если такой встречи и не было, переход на новые цены все равно неизбежен в каждом отдельном регионе: рентабельность большинства НПЗ европейской части России более или менее одинакова, и прогорать они начнут практически одновременно. Да и рентабельность бизнеса АЗС с падением рубля тоже не растет. Так, Владимир Щербаков, начальник отдела эксплуатации компании «Контракт Ойл», специализирующейся на сбыте нефтепродуктов, еще в начале апреля заявил «Ко»: «Рентабельность продажи нефтепродуктов равна примерно 20 - 25%, а была в районе 40%». Если НПЗ повысят отпускные цены, а доллар вырастет на 10 - 15%, долго ли АЗС будут держать цены при рентабельности в 0 - 5%?

Подорожание бензина в Москве, для приличия растянутое на несколько недель, уже началось, хотя основного всплеска цен, видимо, следует ожидать в конце мая - начале июня. По информации «Ко», к повышению цен уже приступил Московский НПЗ, поднявший с 11 мая на 2 - 4% отпускные тарифы на большую часть продукции, что немедленно вызвало рост розничных цен, но уже на 5 - 7%. Кстати, если учесть, что главный московский производитель бензина ориентировочно в мае намерен поставить часть своих мощностей на профилактический ремонт (именно такие сезонные явления обычно и являются поводом для повышения цен), то догадаться, когда произойдет скачок бензиновых цен, будет нетрудно - как только факел в Капотне несколько потускнеет. Можно порекомендовать ГКАП отслеживать яркость горения.

Что же касается Санкт-Петербурга, то там вопрос об образовании картеля, похоже, также решится безо всякого участия ГКАП: по некоторым сведениям, «ЛУКойл» проводит переговоры с Петербургской топливной компанией (ПТК) и Балтийской финансово-промышленной группой (БФПГ) об образовании альянса. Если учесть, что и ПТК, и БФПГ активно работают с «Сургутнефтегазом» и принадлежащим ему киришским НПЗ «КИНЕФ», то понятно, что вопрос о согласованной ценовой политике, или, если хотите, о «ценовом сговоре», решится сам собой. Иначе следует предположить, что альянсы между крупными нефтетрейдерами организуются лишь с целью совместного проведения пикников.

Еще по теме