Закат московской звезды
2000 год стал для столичного рынка недвижимости временем больших перемен. Московские власти утратили ставшее уже традиционным за последнее десятилетие право монопольно распоряжаться землей и городским бюджетом, и свободно регулировать отношения в сфере недвижимости. Давление со стороны федерального центра вынудило столичное правительство лихорадочно реформировать строительный комплекс. Как следствие у строителей появились новые начальники, а старые, наоборот, ослабли.
Штурм Кремля завершился взятием мэрии
Новая федеральная власть, с прихода которой, собственно, и начался минувший год, как выяснилось, совершенно не хотела видеть рядом с собой самостоятельное государство в государстве – Москву – со своими законами, понятиями о собственности, приватизации и способах управления. Москве дорого обошлась политическая ошибка Юрия Лужкова, который всерьез засветился в качестве претендента на президентский трон. Естественно, что в таких условиях от новой власти или, вернее, от структур, действующих под ее вывеской, стоило ожидать начала нового передела рынка.
Сначала было мало что понятно – кроме изменения самой атмосферы. Когда-то высокий московский строительный чиновник мог в телефонном разговоре с премьер-министром требовать у него прислать крупный долг за работы в Кремле, мотивируя тем, что до тех пор не даст официально ввести в эксплуатацию построенный для кремлевских структур жилой дом. Эти требования двухлетней давности сейчас выглядят почти что преступлением.
Урезание московской вольницы началось с главного – ресурсов. Новые налоговые условия оказались таковы, что московские сборы, которые раньше город пускал в строительство, были отобраны в федеральный бюджет, а уж оттуда могли возвращаться в Москву – если дадут. А это многие миллиарды рублей, позволявшие городу потихоньку тащить свои проекты. Потому что сам город отнюдь не во всех отношениях эффективен – к примеру, сумма в?100 млн, которой хвалится Москомзем – это ресурсы, которых достаточно для двух средненьких девелоперских проектов.
После этого на протяжении всего года Москва потихоньку, одно за другим, теряла все свои особые столичные ресурсы. Чиновники из правительства Москвы сегодня говорят, что город (читай – Юрий Лужков) отдал все. Дорожное строительство, объекты федерального статуса, которыми раньше Москва распоряжалась свободно и т.п. В кулуарах московской власти сейчас царит пораженческое настроение. В высоких кабинетах даже говорят на досуге о разных исторических примерах, подтверждающих диктаторские замашки федерального центра.
Карточный домик
Удивительная легкость, с которой в столице прошел передел власти и собственности, объясняется не только силой федерального центра, но и многочисленными слабостями Юрия Лужкова. В команде, некогда славившейся своей сплоченностью, неожиданно стали возникать острые противоречия. Самым заметным конфликтным узлом оказался рынок жилья. Если раньше в Москве действовала несколько своеобразная, но все же более или менее отлаженная властная вертикаль, то после начала холодной войны с «федералами» карточный домик стал быстро разваливаться.
Передел особенно остро задел московский строительный комплекс. Основная интрига развернулась в треугольнике: «первый вице-мэр Валерий Шанцев – первый вице-премьер Владимир Ресин – рукводитель Департамента внебюджетной политики строительства (ДВПС) Леонид Краснянский». Московские строительные организации, раньше находившиеся под жестким давлением ДВПС, воспользовались помощью и политическим весом Валерия Шанцева и фактически ушли из-под контроля московских властей.
В результате расстановка сил в московском правительстве изменилась. В выигрыше, естественно, остался вице-мэр. Это вообще чуть ли не единственный крупный московский чиновник, в последнее время не только не теряющий, но, напротив, набирающий политические очки. Валерий Шанцев, ставший куратором жилищного строительства, как поговаривают люди, близкие к высоким чиновникам, в подробности дела особо не вдается, ограничиваясь необходимой лоббистской поддержкой. О силе этого чиновника говорит уже тот факт, что ему удалось выпустить документ, полностью отменяющий продажу прав аренды земли под жилищное строительство.
Зато Владимир Ресин, де-юре сохранив главенство над комплексом, де-факто сдал свои позиции. Регулировать строительные процессы призван теперь специальный департамент, главой которого назначен руководитель одной из компаний, входящих в Московский строительный союз – Михаил Балакин. Формально он входит в структуру комплекса, но приказывать главе этого департамента Владимиру Ресину будет довольно трудно.
В условиях ощутимо слабеющей политической верхушки Москвы вполне резонно было совершить коммерческий переворот и создать самостоятельное удельное княжество – что, собственно, строители и сделали, создав Московский строительный союз. Теперь МСС, а не ДВПС, фактически управляет строительным комплексом Москвы. Разумеется, общественности все было представлено как передача рынка массового строительства из одних рук, мудрых, в другие – мудрейшие. Однако когда говорят, что господин Краснянский отдал руководство массовым жилищным строительством, это напоминает пропаганду. Такой рынок, на котором зарабатывают на хлеб с икрой сотни и тысячи застройщиков, подрядчиков, риэлтеров и чиновников, - не отдают. Его отбирают.
В итоге главным проигравшим года оказался руководитель ДВПС Леонид Краснянский. То, что бизнес департамента после потери массового рынка закончился, никто не утверждает. Однако из всесильного застройщика номер один, способного решить любой вопрос и построить всех строителей у себя в кабинете, Краснянский превратился в крупного городского девелопера, которого как сверхвлиятельную персону уже никто не воспринимает.
Победители и проигравшие
Политические интриги внутри московского двора – явление постоянное. Проблема, однако, заключается в том, что сражение в верхах самым непосредственным образом отразилось на потребителе. Потому что следствием строительной революции станет рост цен на массовые категории жилья. Потому что основным пропагандистским лозунгом Московского строительного союза при его создании было «строители терпят колоссальные убытки». Какие – понять очень трудно. Разве что воспринимать это как фразу одного знакомого предпринимателя: «У меня денег нет. То есть, конечно, есть, но вообще-то нету». Или как афоризм, который приписывается г-ну Бендукидзе: «Если у предприятия прибыль – у него плохой бухгалтер». Естественно, получив право распоряжаться ценами самостоятельно, строители эти самые убытки будут оптимизировать. Так что не удивляйтесь, что цены на квартиры в панельных домах массовых серий ползут вверх. То ли еще будет.
Несмотря на огромные внешние перемены московский строительный рынок по большому счету не очень-то и изменился. На нем по-прежнему властвуют неофициальные правила игры, а реальные хозяева предпочитают не особенно светиться. Землеотводы и участки все так же получают по сложным схемам, объяснить которые могут только особо просвещенные чиновники. И неважно, что большинство участков теперь получает МСС, а не ДВПС, а стройкомплекс управляется Шанцевым, а не Ресиным. В сущности, между ними нет никакой разницы.