Top.Mail.Ru
архив

Заказать в асфальт

инфраструктура
В декабре 2012 г. хозяин дорожно-строительной фирмы "Инпрофстрой" Овик Алексанян оказался в тюрьме. Как рассказали "Ко" его родственники, 12 декабря 2012 г. на улице Новороссийской, 34, когда Алексанян и его друг подходили к автомобилю, дорогу им перегородила машина. Из нее вышли несколько муровцев в гражданском, которые, не представившись, предложили Алексаняну проехать вместе с ними. Алексанян отказался ехать с незнакомцами. Он помнил, как два года назад, в 2010 г., был похищен его брат Рушан Алексанян, директор асфальтобетонного завода в Котельниках, за которого ему пришлось заплатить $300 000 выкупа. Далее муровцы долго возили Алексаняна по Москве: если верить родственникам, якобы предлагали отпустить его в обмен на признательные показания в убийстве его партнера - владельца компании "Крисмар ММ" Армена Шагиняна. "Обстоятельства задержания Овика Алексаняна, которые стали мне известны со слов очевидцев, наводят на мысль о заказном характере уголовного дела, поскольку только после вмешательства местных правоохранительных органов была произведена официальная регистрация факта задержания", - отмечает адвокат Алексаняна Дареджан Квеидзе.

За этим делом стоят серьезные разборки в московском дорожном бизнесе.

Нужен собственный завод

Традиционно среди людей, имеющих отношение к ремонту и строительству дорог в Москве, очень много личностей с армянскими фамилиями. Армяне есть и среди владельцев компаний, и среди простых рабочих, то есть там, где москвичи привыкли видеть выходцев из Средней Азии. При этом дорожный бизнес последовательно наращивает масштабы. Ремонт дорог в Белокаменной идет так интенсивно и часто, как никогда ранее. Заказы на ремонт дорожного покрытия размещают главным образом префектуры, ГБУ "Кольцевые магистрали" и ГУП "Доринвест". С назначением Сергея Собянина столичным мэром финансирование работ по ремонту дорог увеличилось вдвое. Если при его предшественнике Юрии Лужкове каждый год ремонтировалось 9-10 млн кв. м дорог, то при Собянине этот показатель превысил 20 млн кв. м. Третий год подряд на эти цели из московской казны тратится более 20 млрд руб. В 2011 г. было заменено 24 млн кв. м, в 2012-2013 гг. еще 46 млн кв. м.

За эти 20 млрд руб. между дорожно-строительными фирмами Москвы идет острая борьба на конкурсах. Если сегодня таких компаний, работающих по госзаказу, примерно 150, то завтра, как обещает Сергей Собянин, их останется всего несколько десятков - самых крупных, со своими асфальтобетонными заводами.

За два года будут отремонтированы все дороги, пообещал и.о. мэра Сергей Собянин в июле 2013 г. (репортаж НТВ) при посещении работ на Люсиновской улице, ведущихся ООО "Корпорация "Руслан-1". На объекте именно этой фирмы Сергей Семенович оказался не случайно. ООО "Руслан-1", названное так в честь отца основателя компании Эдгара Руслановича Арамяна, по объему строительно-дорожных работ в столице в числе первых: в Москве у него объемы ремонта и строительства под 2 млн кв. м дорог в год и пять собственных асфальтобетонных заводов (из них два - в столице). Кроме того, корпорация прокладывает участок скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург в числе субподрядчиков "Мостотреста" Аркадия Ротенберга. В репортаже НТВ кандидат в мэры Собянин озвучил мечту господина Арамяна: "На рынке должны работать только крупные компании со своими асфальтобетонными заводами". Сам Арамян тоже говорил об этом в своем единственном интервью сайту "Московских торгов".

"Только имея асфальтобетонные заводы, можно в полном объеме гарантировать качество своей работы", - объясняет смысл владения такими активами Сергей Ермаков, генеральный директор ЗАО "Лемминкяйнен Дор Строй". Финская "Лемминкяйнен" входит в число основных игроков на рынке ремонтно-дорожных услуг в Санкт-Петербурге, в Москве у нее подобных результатов пока нет, но финны стремятся к этому. Не отставать от лидеров и иметь свои заводы желает и Армен Шагинян, глава "Крисмар ММ". Заказы у него есть, дело за малым - купить заводы.

Фальшивый труп

На сегодняшний день Овика Алексаняна, хозяина "Инпрофстроя", обвиняют в покушении на убийство владельца дорожно-строительной фирмы "Крисмар ММ" Армена Шагиняна. Наказание - до двадцати лет лишения свободы. Идет следствие. За страницами следствия - асфальтобетонный завод.

Согласно обнародованной версии правоохранителей, Алексанян "заказал" Шагиняна бывшему военному Владимиру Туманову за 3,5 млн руб. Работники МУРа под видом членов одной из подмосковных преступных группировок предложили Туманову убить хозяина "Крисмар ММ" за 2 млн руб. Туманов согласился. После этого они сообщили о готовящемся убийстве Шагиняну. Муровцы срежиссировали "убийство" Шагиняна в лучших традициях голливудских боевиков. На глазах его родственников предпринимателя выволокли из ресторана на улице Юных Ленинцев и увезли в неизвестном направлении. Через некоторое время Туманов привез Алексаняну дискету с фото "мертвого" Шагиняна, лежащего в яме, - с трупными пятнами и следами удушения на шее. Алексанян согласился оплатить работу киллера, после чего Алексаняна и Туманова задержали сотрудники МУРа.

Это версия следствия, в которой, по словам адвоката Алексаняна, далеко не все - правда. Следователь Следственного комитета Москвы Алексей Долгинов, ведущий это дело, отказался разговаривать с корреспондентом "Ко". Пресс-служба ГУ Следственного комитета Москвы ответила "Ко", что информация о ходе расследования указанного уголовного дела следователем не предоставляется в соответствии со ст. 161 УПК РФ (недопустимость разглашения данных предварительного расследования). Ну а от родственников Алексаняна "Ко" стала известна иная версия событий.

Версия обвиняемых

В 2009 г. Армен Шагинян решил стать депутатом Государственной Думы от ЛДПР от Алтайского края - об этом он говорил в своем интервью. На предвыборную кампанию ему требовались деньги, и он вознамерился продать свой асфальтобетонный завод "Крисмар" в Котельниках давнему знакомому и партнеру Овику Алексаняну. Поскольку деньги Шагиняну нужны были срочно, он продал завод ниже рыночной цены. В армянской общине, членами которой являются Алексанян и Шагинян, все доверяют друг другу, многие сделки совершаются без бумаг. Документы на передачу завода и денег земляки оформлять не стали.

За три года Алексанян прежде убыточный завод превратил в прибыльный и успешно работающий бизнес. Шагиняновская фирма "Крисмар ММ" покупала здесь асфальтобетонные смеси для ремонта и строительства дорог в Москве и Московской области, причем покупала не только для себя, но и для других предприятий, но рассчитывалась не сразу. Когда накопилась задолженность в 40 млн руб., Алексанян отказался дальше поставлять асфальт Шагиняну, потребовав расплатиться по долгам.

Шагинян в ответ предложил Алексаняну отдать завод обратно по той цене, по какой он его продал три года назад. Алексанян не согласился. После этого Шагинян решил купить рядом 2 га земли и поставить новый АБ-завод, пообещав, что Алексанян не сможет больше продавать смеси, так как все будут их покупать у нового завода Шагиняна. Но Алексанян его опередил и сам купил эти 2 га. После этого Шагинян не разговаривал с Алексаняном, и вечером 12 декабря 2012 г. последнего арестовали во дворе его дома.

Шагинян в Госдуму выбран не был: ЛДПР исключила его из списков, когда Верховный суд лишил кандидата права избираться из-за двойного гражданства - российского и армянского. Но Шагинян стал депутатом Алтайского законодательного собрания.

Завод остался, госзаказ упал

Асфальтобетонный завод "Крисмар" "Инпрофстрою" отстоять удалось. В ходе следствия Шагинян признался, что продал завод Алексаняну и получил за него деньги. Но после ареста главы "Инпрофстроя" госзаказ от Москвы на ремонт дорог у фирмы заметно упал. На текущий год он составляет 350 000 кв. м, тогда как в прошлом году только в отношении ремонта МКАД госзаказ равнялся 700 000 кв. м. "У нас большие частные заказы на ремонт дорог", - говорит Руслан Измайлов, директор по строительству "Инпрофстроя". Впрочем, их объемы он не раскрывает. Овик Алексанян в дружеских отношениях с миллиардерами Годом Нисановым и Зарахом Илиевым. Фирма "Инпрофстрой" делала ремонт асфальтобетонного покрытия на рынке "Садовод", у оптово-розничного ТЦ "Москва", на площади Европы и у Киевского вокзала, где находятся гостиница "Рэдиссон Славянская" и крупнейший торговый центр Москвы "Европейский" Нисанова и Илиева, а также ремонтировала дорожки и кровлю на ВВЦ, которым управляют Нисанов и Илиев.

ООО "Крисмар ММ" супругов Амелины и Армена Шагинян в 2011 г., по данным газеты "Коммерсантъ", заключило 55 госконтрактов на ремонт дорог на общую сумму 813,6 млн руб. в Москве и Московской области. В 2012 г. фирма имела 52 контракта на общую сумму 2,27 млрд руб., то есть объем столичного и областного заказа за год увеличился почти в три раза. Крупнейший подряд - работы по капитальному ремонту Московского большого кольца (Минско-Волоколамское шоссе) ценой в 523,7 млн руб. от ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства". "Крисмар ММ" также занимается строительством и ремонтом взлетно-посадочных полос аэропортов, в том числе Внуково. Кроме того, эта фирма была четвертой среди подрядчиков по укладке плитки во время масштабной кампании по ее замене в течение последних двух лет. В этом году госзаказ Москвы на ремонт дорог у "Крисмар ММ" составил около 1,2 млрд руб. (по собственным данным компании).

В "Крисмар ММ" отрицают факт инсценировки убийства Шагиняна. Секретарь Шагиняна и его заместитель Лазарь Гусакян отказались предоставить контакты Шагиняна. Между тем родственники Алексаняна утверждают, что сидящему в Матросской Тишине Алексаняну поступают предложения от людей Шагиняна с предложением отдать асфальтобетонный завод в Котельниках в обмен на закрытие уголовного дела. Алексанян отказывается от подобной сделки.

Кое-что о цене асфальта

Средняя стоимость ремонта одного квадратного метра столичных дорог в 2012 г. составляла, по данным департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства правительства Москвы, 769 руб. "Ко" проанализировал результаты десятков конкурсов текущего года, опубликованные на сайте zakupki.gov.ru, и зафиксировал, что победителями некоторых из них становились фирмы, предлагавшие свои услуги менее чем за 500 руб. за "квадрат". Это примерно вдвое ниже цен, указанных в официальных прайс-листах этих предприятий, на коммерческие заказы. Таким образом, чтобы получить городской заказ, некоторые дорожно-строительные компании практикуют демпинг. В таком ценовом диапазоне работает и ООО "Крисмар ММ" Армена Шагиняна.

Один из топ-менеджеров "Крисмар ММ" объяснил "Ко" низкую цену тем, что у "компании имеются два собственных асфальтобетонных завода с большой производительностью, и поэтому она может себе позволить некоторый демпинг. С зимы остались неиспользованные материалы". Когда в "Крисмар ММ" говорят о своем АБЗ, они, вероятно, имеют в виду тот самый одноименный завод, из-за которого его нынешнего хозяина Овика Алексаняна подозревают в покушении на убийство Армена Шагиняна. Потому что в "Крисмар ММ" не называют, какие АБЗ у них есть, нет информации о заводах и на корпоративном сайте ООО "Крисмар ММ".

"Если покупать качественный асфальт, как, например, у ЗАО "Темех-1", за 500 руб. кв. м дороги не отремонтировать. Минимальная цена может начинаться от 680 руб. за кв. м", - говорят дорожники. Заместитель генерального директора ООО "Роуд групп" Алексей Аксенов посчитал, что "стоимость работ по ремонту дорог и тротуаров, производимых из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси толщиной 5 см, должна составлять не менее 700 руб., из которых около 520 руб. составляют затраты на материалы. Сюда не входят ремонт бортового камня и ремонт колодцев. Стоимость работ по ремонту асфальтобетонных покрытий из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси толщиной 6 см должна быть не менее 830 руб., из которых около 630 руб. составляют затраты на материалы, без учета ремонта бортового камня и колодцев. Снижение стоимости этих работ возможно только при условии изменения типа асфальтобетонной смеси. Однако при существующей интенсивности движения это ведет к более быстрому разрушению покрытия. В зависимости от количества колодцев и бортового камня на объекте улично-дорожной сети Москвы стоимость работ может существенно возрастать, до 50%. Также значительную роль играет категория объекта. Временные затраты, допустим, в ЦАО, на узких улицах города, из-за стесненности производства работ значительно, до 100%, выше, чем на вылетных магистралях Москвы".

Основные игроки

Среди крупнейших строительных фирм, имеющих шансы вписаться в новую градацию "крупный подрядчик со своими мощностями", всего несколько компаний. Наиболее известные из них - "Трансстромсервис", корпорация "Руслан-1", финское ЗАО "Лемминкяйнен Дор Строй", "Крисмар ММ". Почти все они имеют по несколько своих асфальтобетонных заводов и все время наращивают парк машин и объем заказов. Эти же компании и строят дороги в Москве на субподряде у главной пятерки дорожно-строительных компаний: "Мостотрест", АРКС, "Трансстрой", НПО "Космос", СК "Мост".

Но афишировать свои активы и объемы после истории с Алексаняном никто не хочет: боятся передела. Самые важные магистрали ремонтирует компания "Трансстромсервис", принадлежащая Петру Шкатулову и его семье. Это дороги у Кремля, Кутузовский и Ленинский проспекты, Рублевское шоссе, Садовое кольцо. О своей истории успеха Шкатулов говорить с "Ко" отказался.

Хозяин корпорации "Руслан-1" Эдгар Арамян свои основные заказы получил тогда, когда возглавлял управление координации дорожно-мостового строительства департамента градостроительства Москвы, курировавшее крупнейшие дорожно-строительные проекты в 2007-2008 гг. В это время его "Руслану-1" было предложено сделать капитальный ремонт на таких больших городских магистралях, как Ленинский и Рязанский проспекты, Новый Арбат, Московская кольцевая автодорога, Садовое кольцо, Третье транспортное кольцо, проспект Мира. Эти проекты включены в портфолио компании как ключевые. А с 2005 г. по 2006 г. Арамян был первым заместителем руководителя ГУП "Доринвест", крупнейшего распределителя московских горзаказов на ремонт дорожной сети. Работа в ГУПе оказалась полезной для бизнеса Арамяна. На рынке, где конкурируют 150 игроков, сложно попасть в лидеры.

ЗАО "Лемминкяйнен Дор Строй" стремится стать основным игроком на московском рынке. А пока в конце прошлого года материнская структура ЗАО - концерн "Лемминкяйнен" - получила субподряд у ОАО "Мостотрест" на модернизацию федеральной трассы M4. Важнейший участок трассы связывает Москву с Сочи. Сумма контракта для "Лемминкяйнен" - 15 млн евро. Контракт включает в себя укладку дорожного покрытия протяженностью 32 км и производство 120 000 тонн асфальтобетона.


Объемы работ по ремонту дорог Москвы в 2011-2013 гг. (млн кв. м)

2011 - 24,2

2012 - 23,1

2013 - 23,0

Источник: департамент ЖКХиБ правительства г. Москвы


Еще по теме