Top.Mail.Ru
архив

Запасной маршрут

Строительство подводных газопроводов становится любимым занятием российской газовой монополии. После настойчивых обращений «Газпрома» российское правительство на прошлой неделе санкционировало строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ), большая часть которого должна пройти по дну Балтийского моря. Хотя формально в распоряжении правительства «добро» дается только на работы по проектированию, в самом концерне «Ко» сообщили, что большая часть проектных работ уже завершена. Более того, в Портовой бухте (около Выборга), откуда «газпромовская» труба должна была «нырнуть» в Балтийское море уже с прошлого года, ведутся строительные работы.

Напомним, что проект СЕГ, активно продвигаемый «Газпромом» как один из ключевых элементов экспортной стратегии, предусматривает строительство двух наземных и двух подводных газопроводов общей протяженностью свыше 3000 км. При этом оценка затрат по проекту колеблется в довольно широком диапазоне.

Согласно официальным расчетам «Газпрома», представленным главой компании Алексеем Миллером потенциальным инвесторам из ЕБРР и Европейского инвестиционного банка, стоимость нового газопровода составит около $6,2 млрд. В $1,8 млрд обойдется строительство российского участка, $2,4 млрд будет потрачено на подводный газопровод от Выборга до немецкого побережья. Дальше «нитка» по территории Германии и Нидерландов добавит к стоимости проекта еще $1,5 млрд и за последний подводный отрезок пути до Великобритании придется выложить еще как минимум $500 млн.

Однако, по мнению независимых экспертов, реальные затраты на реализацию проекта могут достичь $8 – $10 млрд. При этом обоснованность данных вложений пока специалистам далеко не очевидна. Добыча «Газпрома» растет, мягко говоря, умеренными темпами, и заполнение газопровода мощностью 30 млрд куб. м с учетом действующих долгосрочных контрактов представляется далеко не тривиальной задачей. Впрочем, анонимный источник в «Газпроме» заверил «Ко», что «если будет спрос, то газ мы найдем».

Правда, собеседник «Ко» отказался уточнить, за счет каких запасов будет наполняться новый газопровод. А ведь декларируемые в качестве базовых для проекта месторождения Надым-Пур Тазовского района уже расписаны, как по поставкам внутри страны, так и на экспорт. А на Ямале и Штокмане, откуда «Газпром» собирается в будущем качать газ в балтийскую трубу, по образному выражению эксперта из Российского газового общества, «еще конь не валялся». При этом шести лет, отведенных на строительство и вывод газопровода на полную мощность, явно недостаточно для освоения крайне сложных в добыче запасов Заполярья.

Впрочем, у «Газпрома», вероятно, собственный расчет, который строится на двух факторах. Условно их можно обозначить как «славянский» и «британский». Постоянные проблемы с транзитом российского газа через трубопроводы, проложенные по территории Украины, Белоруссии и Польши, уже давно поставили перед «Газпромом» задачу диверсификации транспортных потоков. Новый газопровод, разумеется, не сможет полностью заменить старые магистрали и таким образом радикально решить проблему. Зато у российских газовиков появляется серьезный рычаг давления на несговорчивых партнеров.

«Британский» фактор может оказаться еще более важен. Авторы «Белой книги», опубликованной год назад министерством торговли и промышленности Великобритании, утверждали, что из-за исчерпания месторождений Северного моря с 2006 года страна будет вынуждена импортировать газ, с 2010-го – нефть, а к 2020-му – более трех четвертей энергоресурсов. Выход на британский рынок в этих условиях становится для «Газпрома» чрезвычайно привлекательной задачей.

Впрочем, не только для «Газпрома». О своем интересе к проекту СЕГ уже сообщили немецкие Ruhrgas и Wintershall, голландская Gazuni, англо-голландская Royal/Dutch Shell, финская Fortum и другие компании. Другое дело, что ни с кем из них о конкретных параметрах сотрудничества «Газпрому» пока договориться не удалось. Очевидно, сказались серьезные проблемы, которые испытывает другой подводный проект российской монополии – газопровод «Голубой поток» в Турцию. Весной и летом этого года Турция откровенным шантажом вынудила «Газпром» согласиться на крупные скидки за поставляемое сырье. Так что к новым масштабным проектам «Газпрома» у европейских компаний отношение все же весьма осторожное.

 

Еще по теме

архив
Толковые сновидения
Последние сны кричат и сбиваются в кучку – как дошкольные дети, которых что-то напугало. Пустая, разгромленная, словно после обыска, редакция журнала Vogue. Свет тщится пролезть в комнату, но на три четверти застревает в полосках жалюзи. В воздухе кружится и никак не хочет опускаться на пол возбужденная руками сыскарей фотография Эммануэль Сенье (фотограф Francois Rotger). Голос, принадлежащий, кажется, одному из двух братьев Кличко говорит, что здесь орудовали молодчики из «Христианского главенства» – в последнем номере Vogue они насчитали 666 страниц. Вот я стою в курилке с девушкой, очень похожей на Сенье, она сжимает в своих губах тонкую сигаретку и говорит, что Алена Долецкая еще ничего не знает, потому что сейчас на показах в Милане, а я удивляюсь где-то внутри своего сна: почему мне снится Сенье, ведь это не она, а Эммануэль Беар – самая красивая актриса французского кино.
Толковые сновидения