Top.Mail.Ru
архив

Запасной маршрут

Строительство подводных газопроводов становится любимым занятием российской газовой монополии. После настойчивых обращений «Газпрома» российское правительство на прошлой неделе санкционировало строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ), большая часть которого должна пройти по дну Балтийского моря. Хотя формально в распоряжении правительства «добро» дается только на работы по проектированию, в самом концерне «Ко» сообщили, что большая часть проектных работ уже завершена. Более того, в Портовой бухте (около Выборга), откуда «газпромовская» труба должна была «нырнуть» в Балтийское море уже с прошлого года, ведутся строительные работы.

Напомним, что проект СЕГ, активно продвигаемый «Газпромом» как один из ключевых элементов экспортной стратегии, предусматривает строительство двух наземных и двух подводных газопроводов общей протяженностью свыше 3000 км. При этом оценка затрат по проекту колеблется в довольно широком диапазоне.

Согласно официальным расчетам «Газпрома», представленным главой компании Алексеем Миллером потенциальным инвесторам из ЕБРР и Европейского инвестиционного банка, стоимость нового газопровода составит около $6,2 млрд. В $1,8 млрд обойдется строительство российского участка, $2,4 млрд будет потрачено на подводный газопровод от Выборга до немецкого побережья. Дальше «нитка» по территории Германии и Нидерландов добавит к стоимости проекта еще $1,5 млрд и за последний подводный отрезок пути до Великобритании придется выложить еще как минимум $500 млн.

Однако, по мнению независимых экспертов, реальные затраты на реализацию проекта могут достичь $8 – $10 млрд. При этом обоснованность данных вложений пока специалистам далеко не очевидна. Добыча «Газпрома» растет, мягко говоря, умеренными темпами, и заполнение газопровода мощностью 30 млрд куб. м с учетом действующих долгосрочных контрактов представляется далеко не тривиальной задачей. Впрочем, анонимный источник в «Газпроме» заверил «Ко», что «если будет спрос, то газ мы найдем».

Правда, собеседник «Ко» отказался уточнить, за счет каких запасов будет наполняться новый газопровод. А ведь декларируемые в качестве базовых для проекта месторождения Надым-Пур Тазовского района уже расписаны, как по поставкам внутри страны, так и на экспорт. А на Ямале и Штокмане, откуда «Газпром» собирается в будущем качать газ в балтийскую трубу, по образному выражению эксперта из Российского газового общества, «еще конь не валялся». При этом шести лет, отведенных на строительство и вывод газопровода на полную мощность, явно недостаточно для освоения крайне сложных в добыче запасов Заполярья.

Впрочем, у «Газпрома», вероятно, собственный расчет, который строится на двух факторах. Условно их можно обозначить как «славянский» и «британский». Постоянные проблемы с транзитом российского газа через трубопроводы, проложенные по территории Украины, Белоруссии и Польши, уже давно поставили перед «Газпромом» задачу диверсификации транспортных потоков. Новый газопровод, разумеется, не сможет полностью заменить старые магистрали и таким образом радикально решить проблему. Зато у российских газовиков появляется серьезный рычаг давления на несговорчивых партнеров.

«Британский» фактор может оказаться еще более важен. Авторы «Белой книги», опубликованной год назад министерством торговли и промышленности Великобритании, утверждали, что из-за исчерпания месторождений Северного моря с 2006 года страна будет вынуждена импортировать газ, с 2010-го – нефть, а к 2020-му – более трех четвертей энергоресурсов. Выход на британский рынок в этих условиях становится для «Газпрома» чрезвычайно привлекательной задачей.

Впрочем, не только для «Газпрома». О своем интересе к проекту СЕГ уже сообщили немецкие Ruhrgas и Wintershall, голландская Gazuni, англо-голландская Royal/Dutch Shell, финская Fortum и другие компании. Другое дело, что ни с кем из них о конкретных параметрах сотрудничества «Газпрому» пока договориться не удалось. Очевидно, сказались серьезные проблемы, которые испытывает другой подводный проект российской монополии – газопровод «Голубой поток» в Турцию. Весной и летом этого года Турция откровенным шантажом вынудила «Газпром» согласиться на крупные скидки за поставляемое сырье. Так что к новым масштабным проектам «Газпрома» у европейских компаний отношение все же весьма осторожное.

 

Еще по теме