Top.Mail.Ru
архив

Заправка с доставкой

16.11.201600:00

С доставкой на дом сегодня можно получить практически все – от ужина из ресторана и лекарств до стройматериалов и ювелирных изделий. Доставка услуг – сектор менее развитый, но не менее перспективный. 

Еще недавно предложение здесь ограничивалось разве что уборкой квартир или стрижкой собак на дому. Но ситуация меняется, и к бытовым услугам на дому присоединяется доставка по месту требования сервисных услуг для личных автомобилей. 

Как оказалось, для замены масла, тормозных колодок и прохождения технического осмотра вовсе не обязательно отправляться в сервис, а за бензином – на АЗС. Даже чтобы помыть железного коня, никуда не нужно ехать. Все необходимое можно получить с доставкой на дом. 

Предлагающие такие возможности компании намерены потеснить с рынка традиционных игроков – автосервисы и мойки. И бороться есть за что. Если в 2012 г. объем авторемонтных услуг в стране составлял 300 млрд руб., то к началу 2016 г. он увеличился почти на 67%, превысив 500 млрд руб., подсчитали в агентстве «Автостат». В ближайшие два года на фоне снижения спроса на новые автомобили этому сегменту прочат рост на 15–20%.

 

На заправку становись

Наиболее молодая и, по сути, революционная опция на рынке услуг для автомобилистов с доставкой – выездная автозаправка. Решить проблему внезапно опустевшего топливного банка можно было и раньше – например, вызвать такси, которое либо подвезет бензин, либо отбуксирует незадачливого водителя до ближайшей заправки, говорят в Русском автомотоклубе (РАМК). Кстати, по подсчетам РАМК, в такой ситуации хоть раз в год оказываются около 3% всех автомобилистов.

В данном случае речь идет все же об экстренной помощи. А теперь в принципе можно исключить из списка дел регулярную заправку автомобиля на АЗС. Передать эту услугу на своеобразный аутсорсинг позволяет сервис Pump.today серийного предпринимателя Бориса Голикова – достаточно оформить заказ через мобильное приложение, указать место и время заправки и оставить топливный люк открытым. 

«Это wow-эффект, я сам заправляюсь при помощи нашего сервиса и каждый раз удивляюсь», – говорит Борис Голиков.

Сам сервис задумывался изначально не для физических лиц – главным потребителем услуги был каршеринговый сервис Бориса Голикова YouDrive. Потом идея пришлась по вкусу и другим каршеринговым компаниям, в итоге сегодня Голиков заправляет машины компаний Anytime и Carfive. А с сентября 2016 г. заказы на заправку принимают у всех желающих. 

Чтобы стать клиентом сервиса, нужно получить инвайт с сайта, оставив номер телефона, скачать по ссылке специальное приложение (его разработка стоила 6 млн руб., еще 4 млн руб. ушло на покупку автомобилей-заправщиков) и привязать банковскую карту для оплаты услуги. Пока, правда, все это доступно лишь в границах ТТК, а приложение разработано только для iPhone.

«У нас пока мало автомобилей-заправщиков (их только пять. – Прим. «Ко»), они не в состоянии выполнить все заказы», – объясняет Борис Голиков.

Литр 95-го бензина стоит 39 руб. (можно заказать также и 92-й, и дизельное топливо), который покупают у «Газпромнефти», еще 200 руб. стоит доставка. По расчетам Бориса Голикова, с увеличением объемов сервис сможет продавать бензин дешевле, чем АЗС. К тому же, говорят в Pump.today, исключен недолив топлива, который происходит на АЗС, – в среднем речь идет о 3% недолива. «Мы наливаем ровно столько, сколько говорим», – объясняет Борис Голиков.

Сейчас Pump.today заправляет парк из 480 машин, в среднем каждая из них потребляет 200 л топлива в месяц. Частных заказов пока не очень много – 10–15 в день.

«Заправка без владельца – отличная идея, если удастся убедить клиента, что бензин будет хорошего качества и зальют его ровно столько, за сколько он заплатил», – соглашается представитель компании CarFix Денис Лукин.

Далеко не все видят в заправке на дому перспективы. «У меня большой скепсис насчет этого типа бизнеса, – говорит бизнес-хирург Вячеслав Семенчук. – Платить дополнительные 200 руб. за подвоз топлива при среднем чеке в 2000 руб. (что на 10% дороже) мало кто станет. Я не вижу пока этого клиента».

«В таком бизнесе, как бы удобно для потребителей это ни было, мало перспектив для развития и легализации. При обращении с топливом, маслами и другими горючими жидкостями существуют весьма строгие требования к пожарной безопасности. Верить, что государство выпустит такой бизнес из-под контроля, можно, но выглядит такая вера все же немного наивно», – полагает управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Ольга Пономарева.

Борис Голиков не видит препятствий для развития проекта, по его словам, машины-заправщики перевозят не более 200 л топлива, что допускает действующее законодательство.

 

Только добавь воды

Лучше других на рынке мобильных автоуслуг приживается мойка машин – только в Москве можно насчитать десяток компаний. Бизнес легко масштабируется, не требует больших инвестиций, на услугу существует постоянный спрос – на долю автомойки в принципе, по данным «Автостата», приходится 23,4% объема рынка автосервисных услуг. 

Правда, наибольшей популярностью мобильная мойка пока пользуется в корпоративном секторе – за счет новой услуги компании экономят на обслуживании автопарка.

Сама услуга стала возможной благодаря технологии сухой очистки автомобиля, появившейся в ХХ в. в США. Загрязнение удаляется при помощи концентрированного моющего средства и отреза микрофибры, а воды требуется совсем немного. Мойка считается экологичной за счет экономии воды, но главное, владельцу автомобиля нет необходимости отправляться в специально оборудованный бокс и ждать своей очереди. Чистый автомобиль можно получить, не выходя из дома. 

Первой компанией, опробовавшей технологию в России, стала Fast & Shine, основанная в 2010 г. выпускниками физфака МГУ Олегом Герасимовым и Аркадием Хохловым.

«Мы решили, что стоит заказать химию в США и посмотреть, будет ли спрос на нашем рынке. Одно дело – Нью-Йорк, где меньше грязи и зима не такая суровая, другое дело – Москва, где зимой все замерзает; снег, щебень, реагенты», – вспоминает Олег Герасимов.

Кстати, компания начала работу не с разъездных моек – первые точки открывались на парковках торговых центров (сначала в ТЦ «Час пик» на МКАД, затем в Lotte Plaza). К 2015 г. у Fast & Shine было уже 37 моек в Москве (сегодня их 30), также компания запустила продажу франшизы (продано 120 франшиз, в том числе в страны СНГ, Европу и даже в Китай). Стоимость стандартной франшизы – 239 000 руб., цена включает, в том числе поставку моющего средства собственного производства на 1500 моек.

После локализации производства моющего препарата в России (его делают на заводе под Смоленском) себестоимость услуги стала очень низкой, 10–15 руб., при стоимости мойки для клиента в Москве от 700 руб. Оборот, по словам исполнительного директора Fast & Shine Аркадия Хохлова, составляет 350 млн руб. 

Спрос появился, правда, не сразу. Приучать российского автомобилиста к услуге было сложно – клиенты не верили в качество и безопасность метода (такое предубеждение, впрочем, существует на рынке и сегодня).

«Гораздо проще находить общий язык с корпоративными клиентами. В первый год работы с ними мы получили несколько крупных заказов. В последние годы 13–14% всех корпоративных автомобилей Москвы моем мы», – говорит Аркадий Хохлов. Среди клиентов Fast & Shine – Caterpillar, ВТБ, IKEA, Deutche Bank, каршеринговые фирмы. 

В будущем компания намерена уделять больше внимания частным клиентам (в 2015 г. было выпущено онлайн-приложение для заказа выездной мойки) а количество моек в торговых центрах и жилых комплексах будут сокращать. Fast & Shine намерена стать аналогом «Яндекс.Маркета» для выездной мойки машин, предлагая рынку IT-продукт, который «соединит» мойщиков (в основном это граждане, ищущие подработку, в том числе студенты) и автомобилистов. Мойщиков будут подбирать, обучать и снабжать моющими средствами франчайзи компании. 

Ставку на работу с корпоративными клиентами делает и другой игрок рынка мобильных моек, компания Park & Go. Основанная в 2014 г. Павлом Мясоедовым и Завалуном Бадаловым, компания сначала работала, как и все игроки, с частными лицами, предлагая мойку в стационарных точках (на паркингах в торговых центрах и жилых комплексах), даже запустила в 2015 г. франшизу, но в итоге от нее отказалась и b2c-сегменту стала уделять меньше внимания. 

«У нас начали появляться корпоративные клиенты, и мы поняли: если не сможем удержать качество в точках, работающих по франшизе, это ударит по бизнесу», – говорит сооснователь Park & Go Павел Мясоедов. 

Сейчас Park & Go обслуживает автомобили компаний «Цезарь сателлит», Papa John's (350 машин), каршеринговых фирм Anytime и Delimobile, часть парка «Якитории», ведет переговоры с «Тануки» и Lamoda. В день Park & Go моет до 150–200 машин, в отличие от Fast & Shine, мойщиков здесь оформляют в штат. Всего в компании девять автоэкипажей (в Fast & Shine, напротив, предпочитают метро). 

Стартовые вложения в проект Павел Мясоедов оценивает в 5–6 млн руб., большая часть затрат пришлась на разработку программного обеспечения. Сегодня Park & Go приносит прибыль, говорит Павел Мясоедов, ее оборот – около 5 млн руб. в месяц. «Это не колоссальные обороты, просто у нас неплохая рентабельность: 25% после уплаты налогов, в чистых деньгах, – это хорошая цифра», – говорит Павел Мясоедов.

Стоимость мойки для корпоративных клиентов – 350 руб., для частных лиц – от 600 руб., она может колебаться в зависимости от марки и модели машины (рассчитать конечную цену можно на сайте и в приложении).

От обслуживания частников Park & Go не отказывается – здесь можно заказать мойку у своего дома. 

Мойка машин по месту вызова для частных клиентов сопряжена с рядом серьезных сложностей, например, с недовольством соседей, если услуга будет оказываться во дворе. Почти в любой спорной ситуации государство встает на сторону жильцов, а не предпринимателей, напоминает Ольга Пономарева.

Но больше всего проблем вызывает недоверие самих клиентов к технологии. «Я уверен, когда-нибудь все будут мыться на мобильных мойках, но это будет нескоро», – говорит Павел Мясоедов. По его мнению, технологию сложно развивать из-за репутации, и услуга именно мобильной мойки для частных клиентов вряд ли может сильно вырасти в ближайшее время.

 

Мастера вызывали?

Сегодня компании, стартовавшие с услугой мобильной мойки, намерены расширяться и выходить в другие сегменты авторынка. Например, Fast & Shine развивает проект «Таксимета» – агрегатора услуг такси, причем один из операторов – близкая к Fast & Shine компания.

Park & Go же двигается в сторону авторемонтных услуг – также в выездном формате, – в том числе для корпоративных клиентов.

«Это базовые диагностические и ремонтные услуги – компьютерная диагностика, замена масла, фильтров, проверка состояния подвески, смена колодок», – говорит Павел Мясоедов

По его словам, сервисные услуги уже сейчас растут быстрее, чем мойка. К тому же, компания изначально задумывалась как мобильный сервис, который мог бы замкнуть на себя мойку, шиномонтаж и сервисное обслуживание автомобиля клиента.

«Данный сегмент рынка быстро развивается, и в будущем выездные автомобильные услуги станут занимать в нем значительное место», – соглашается директор по послепродажному обслуживанию компании «Ауди центр Варшавка» Алексей Кирдяшов.

«Практически у всех официальных дилеров существует программа помощи на дороге», – говорит эксперт Ассоциации автотуристов России Александр Яншев.

Например, механики ГК «Независимость» выезжают к клиенту для подзарядки аккумулятора автомобиля, замены колеса, долива технических жидкостей. Среди автомобилистов наибольшим спросом пользуется выездной шиномонтаж.

Потеснить традиционный сервис за счет мобильного и при этом более дешевого ремонта пробует также компания «Мой механик». Зарубежным аналогом сервиса стал американский стартап Yourmechanic (работает в 700 городах США, инвестиции в проект – $32 млн). В Москве проект запустили в 2014 г. бизнесмены Андрей Валиев, в прошлом топ-менеджер компании «Разгуляй» и российских подразделений Mars и Microsoft, и Александр Безнос. 

«Мы создаем новый формат обслуживания автовладельцев, при нашей помощи они экономят время, которое раньше тратили на поездку в сервис, сама услуга стоит для них дешевле, ну и в конце концов это просто удобно», – говорит Андрей Валиев.

 По его словам, цены сервиса на 30% ниже, чем у официальных дилеров, а дальнейшем, с ростом объема заказов, они еще упадут. «У нашего сервиса есть две уникальные «фишки» – это онлайн-калькулятор стоимости ремонта и интеллектуальный подбор мастера – исполнителя заказа», – рассказывает Андрей Валиев. Стоимость ремонта, кстати, окончательная: даже если мастер потратит больше времени на работу, она не изменится, что для рынка автосервисов почти революция. 

Больше при сотрудничестве с сервисом получают и сами автомеханики – 50–70% стоимости заказа (средний чек – 8700 руб., еще недавно он был вдвое меньше), им также компенсируется проезд до места ремонта и выплачиваются бонусы в случае повторных обращений клиентов. На ремонт дается годовая гарантия, а мастера должны иметь стаж минимум 10 лет.

Ежемесячный оборот компании – 3–4 млн руб., говорит Андрей Валиев, причем в последние месяцы сервис растет органически, без вложений в рекламу. Начиная с середины прошлого года услугами «Моего механика» воспользовались 5500 человек. По словам основателей, компании удалось выйти на 20% валовой прибыли, и сейчас они ищут инвесторов для масштабирования бизнеса.

«Сервис с доставкой – интересная идея. Это может быть диагностика, ТО, ремонт, замена колодок, масла, фильтров и еще более 300 услуг на выезде», – полагает руководитель компании Dealer Mobility Алексей Лазарев.

«Это удобно, когда есть номер телефона или мобильное приложение – человек отправляет обращение, и к нему оперативно выезжает специалист и решает проблему. Здесь как раз помогут сервисы геолокации и таргетинга, с помощью которых можно найти исполнителя в любой точке страны», – говорит генеральный директор компании Wowworks Сергей Дядиченко. 

Тем не менее такой проект вряд ли сможет полностью заменить традиционную автомастерскую или дилерский сервис, куда в любом случае придется отправиться, если требуются кузовные работы. 

К тому же, на современном автомобиле практически невозможно выполнить диагностику удаленно, поэтому провести сложные манипуляции вне техцентра довольно проблематично, уточняет технический директор бизнес-подразделения Jaguar Land Rover и Volvo в ГК «Независимость» Алла Мартынова.

«Оценить перспективы подобного бизнеса довольно тяжело. Скорее всего, выездные услуги будут развиваться на базе уже состоявшихся автосервисов», – полагает директор компании «Мосавтоподбор» Антон Потапов. Хотя в успех агрегаторов на рынке такси тоже мало кто верил, но жизнь показала, что скептики ошибались.