Top.Mail.Ru
архив

Зеленая изнанка

Беспорядки с десятками убитых и раненых, в последнее время сотрясающие города Турции и грозящие перерасти в революцию, начались всего лишь с планов властей по вырубке городского парка. Это еще раз доказывает, сколь взрывоопасна и политически значима в нашем обществе экологическая проблематика.

экология
Политическую оппозицию власть боится несильно, а местным и региональным властям до нее порою просто нет дела. Налоговыми нарушениями и хищениями занимаются правоохранительные органы, но население относится к подобным преступлениям сравнительно равнодушно, тем более, что разоблачать их ни у отдельных личностей, ни у общественности почти нет никаких возможностей.

Другое дело - экологические нарушения. Чтобы их разоблачить, не надо требовать бухгалтерские документы, достаточно подойти к речке рядом с заводом и взять пробы воды. И люди в случаях экологических конфликтов ведут себя порою гораздо активнее. На политические митинги в провинции выходят десятки, но, когда возникает реальная опасность разрушения среды, в которой живешь, - вдруг, иногда, редко - на площадь приходят тысячи.

Экологи - немногочисленный, но крайне энергичный отряд нашей общественности. К тому же по сравнению с другими "разновидностями" общественников и правозащитников они прекрасно организованы. Есть и международные организации ("Гринпис", Фонд дикой природы), и отечественные ("Экологические вахты", "Зеленая лига", "Зеленая Россия"), имеется множество местных групп, занимающихся конкретными природоохранными проблемами. Активное участие в деятельности экологов неизменно принимает партия "Яблоко", а на местах их часто поддерживают и коммунисты.

Противники у экологов, однако, чрезвычайно могущественные: как правило, это "нерушимый блок" капитала и власти. Решение о реализации инвестиционного проекта уже принято, прибыли поделены, "откаты" распределены - и вдруг какие-то препятствия?! В ход идут бейсбольные биты, ЧОПы и силы полиции. Как отмечает один из лидеров российских "зеленых", член-корреспондент РАН Алексей Яблоков, "главенствующим принципом власти стало обогащение всеми возможными путями, невзирая на законы природы, общепринятые экологические нормы и моральные принципы". Избиения и аресты экологов - это самая обыденная повседневность в России. Наверное, нет такого региона, в котором не было бы своей истории про избитого, а то и убитого эколога. Именно поэтому экологическое сопротивление легко перерастает в политическое: когда власть отказывается сотрудничать, приходится бороться с властью. Во многих регионах нет четкой границы между экологическими общественниками и политическими оппозиционерами. При этом, как правило, именно экологические нарушения являются наилучшим показателем неблагополучия социально-политической обстановки. Потому что позволить себе построить дачу в заповеднике или завод в природоохранной зоне может лишь тот, кто знает особые пути в госаппарате, кто ставит себя выше закона. Экологические нарушения - симптом социального неравенства. По ним можно видеть теневую изнанку российской экономики.


Гангстерское Подмосковье

Символом противостояния экологов с властями и постепенного перехода экозащитной деятельности в политическую в России, несомненно, является Химкинский лес. Сегодня уже даже турецкие журналисты сравнивают Химки со стамбульской площадью Таксим. Конфликт вокруг леса длится около шести лет, он сопровождался множеством малоприятных событий: избиения, нападения, судебные процессы, явно провокационные нападки на администрацию Химок и т.д. Умер от побоев защитник леса, главный редактор газеты "Химкинская правда" Михаил Бекетов. Не исключено, что к конфликту вокруг леса имеет отношение и убийство адвоката Станислава Маркелова, защищавшего Бекетова в суде в деле против химкинского мэра Владимира Стрельченко. Считается, что главным "инициатором" разрушения леса был именно Стрельченко, в то время, как подрядчиком по строительству трассы Москва - Санкт-Петербург выступает строительная группа "ПО "Теплотехник", глава которой Александр Семченко - не только ветеран строительного бизнеса, но еще и пастор Церкви евангелистов и даже начальствующий епископ Союза церквей евангельских христиан. Пока считается, что конфликт закончился компромиссом: трассу будут прокладывать, но объемы вырубки деревьев уменьшены, увеличились планы по компенсационным лесопосадкам.

Однако скандал вокруг Химкинского леса - лишь самый громкий из целого ряда конфликтов, связанных с защитой различных подмосковных лесов, что в 2010 г. привело даже к созданию некоммерческого партнерства "Коалиция "За леса Подмосковья!". Есть еще Троицкий лес, Цаговский лес, Селятинский лес и многие другие. Конфликты вокруг них не намного мягче гангстерских разборок. Избиения, покушения на убийства - обычные происшествия в рамках таких скандалов. Правда, заказчиками подобных преступлений иногда выступают чиновники, как, например, начальник отдела администрации Химок Андрей Чернышев, заподозренный в организации нападения на журналиста Константина Фетисова. В рамках одного из конфликтов в январе 2013 г. было совершено покушение на убийство Людмилы Гарифуллиной, депутата совета депутатов Старой Купавны Ногинского района. В конце мая по этому уголовному делу задержаны подозреваемые: директор МУП "Наш город" Геннадий Родак и начальник отдела торговли администрации Старой Купавны Рамазан Казимагомедов. Жертвы при этом, как правило, оказываются напрасными: остановить поддерживаемых властями строителей в стремительно развивающемся Подмосковье невозможно. Позиция же и.о. губернатора Московской области Андрея Воробьева проста: "Часто простые обыватели, не академики относятся к рубке леса крайне настороженно. Некоторые экологические организации спекулируют на этом. Нужно объяснить, что без этих работ лес погибнет. Есть только один способ не допустить гибель лесов - это своевременные рубка и высаживание новых саженцев". Впрочем, надо признать, что на нужды лесного хозяйства в Подмосковье выделено 2 млрд руб.


Тяжелый никель

Еще один узел противостояния экологов и крупного капитала сейчас находится на реке Хопер в Воронежской области, где планируется разработка двух крупных месторождений никеля (Еланского и Елкинского). На конкурсе по разработке месторождений, проведенном в мае 2012 г., столкнулись интересы двух гигантов - "Норильского никеля" и Уральской горно-металлургической компании (УГМК). В итоге конкурс выиграл Медногорский медно-серный комбинат, "дочка" УГМК. Пока на территории месторождений идут только геолого-разведочные работы. Если запасы никеля будут утверждены, в 2018 г. компания приступит к строительству рудника и обогатительной фабрики (инвестиции в разработку месторождений составят более 50 млрд руб.). Однако планы металлургов вызвали самый бурный протест жителей и экологов, уверенных в том, что разработка никеля убьет и местную уникальную экосистему, и местное сельское хозяйство. В итоге возникло достаточно энергичное сопротивление проекту, в центре него стоит созданное местным казачеством общественное движение "В защиту Хопра". Ходят слухи, что первоначально, когда на месторождение претендовал "Норникель", УГМК сама поддерживала протесты, а теперь, когда она выиграла конкурс, не может "загнать джинна в бутылку". Постепенно в акции протеста стали втягиваться активисты и политики из соседних Волгоградской и Липецкой областей. На митинги в близлежащих к месторождениям городах - Урюпинске, Новохоперске и Борисоглебске - выходят до 10 000 человек. "Разработка никеля сегодня отодвинула на второй план проблемы ЖКХ, плохие дороги, низкую зарплату", - удивляется депутат Государственной Думы Руслан Гостев. Однако самой громкой акцией стал лагерь экологов, разбитый в мае рядом с поселком геологов, ведущих разработку. Сегодня трудно понять, кто виноват, но после нескольких дней существования лагеря имело место столкновение между участниками лагеря и охранявшим геологов ЧОПом. "Это уже не первый раз, когда с жителями, протестующими против нарушения их прав на чистую окружающую среду, расправляются руками охранников, - рассказывает Рашид Алимов, координатор проекта токсической программы "Гринпис России". - То же самое мы видели и в Химкинском лесу, и в Ангарске, и в подмосковном Жуковском. ЧОПы стали новым оружием в борьбе с экологическими активистами, и при этом грубо нарушаются существующие законы".

"Металлургия на Среднем Урале развивается три сотни лет, и люди здесь не шарахаются от металла, - возражает Виктор Белимов, начальник управления по связям с общественностью УГМК. - А в Воронежской области нам противостоят мифы. Люди привыкли, что их обманывают, ждут обмана и на этот раз".

Заместитель генерального директора УГМК Евгений Брагин считает, что заявления о грядущей в Воронежской области экологической катастрофе - это "наглая ложь", что по фотографиям с уральских заводов компании можно видеть, что "панорама вся утопает в зелени". "Вокруг ГОКа, большую часть времени работавшего с использованием карьерного способа добычи, никакой экологической катастрофы не произошло", - резюмирует представитель УГМК.


Прибрежная недвижимость

В Краснодарском крае эколог уже превратился в политического беженца. Известный местный активист общественной организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу" Сурен Газарян под угрозой уголовного преследования вынужденно эмигрировал в Эстонию. Впрочем, уголовное дело было уже вторым. По первому он получил три года условно за то, что увешал забор вокруг дачи кубанского губернатора Александра Ткачева оскорбительными надписями.

Газарян по самым разным поводам не давал покоя прежде всего краснодарским властям, но главным пунктом были так называемые дворцы: "дворец Ткачева", "дворец патриарха" и "дворец Путина". Экологов возмущало, что данные "дворцы" отсекли население от территорий общего пользования - дорог и морского побережья, хотя, согласно законодательству, любой землевладелец обязан обеспечивать подобный доступ. Среди претензий экологов - и то, что в периметр имения губернатора незаконно попали не принадлежащие ему госземли, в том числе участки побережья, а также, что прибрежные поместья находятся в природоохранной зоне. Так, существование "дворца патриарха" привело к уничтожению одного из старейших и известнейших в России пешеходных туристических маршрутов.

По данным организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу", при строительстве Духовно-культурного центра РПЦ на побережье вырублено почти 10 га пицундской сосны (занесена в Красную книгу РФ). За оградой элитного церковного объекта оказалось 12 га особо ценного леса и почти 500 м общедоступной береговой полосы и дороги.

В 2011 г. "Яблоко" и "Вахта" выпустили брошюру "Черноморские дворцы и их хозяева", где были "разоблачены" прибрежные имения Владимира Путина, Дмитрия Медведева и патриарха Кирилла. В разоблачении "дворца Ткачева" принял участие лидер "Яблока" Сергей Митрохин. В ответ правоохранительные органы края начали преследовать экологов, и сегодня Газарян живет в Эстонии, продолжая "язвить" власти в своем блоге. Недавно он сообщил в "Живом журнале" про незаконный захват земли на побережье. Как утверждает эколог, Черноморская финансовая компания (ЧФК) поместила на своем сайте объявление о продаже участков в Геленджике "под эксклюзивную резиденцию", находящихся в квартале Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесхоза и входящих в состав памятника природы Краснодарского края "Роща сосны пицундской". Газарян считает, что после продажи на участке вырубят особо ценные насаждения сосен. Он также пишет, что директор ЧФК Евгений Мышалов имеет гражданство США, а у экс-владельца компании, а ныне депутата Госдумы от Краснодарского края, члена фракции "Единая Россия" Александра Ремезкова дети живут и учатся за границей.


Озеро победы

В столкновениях крупных корпораций с экологами у последних случаются и победы. Именно это произошло в 2006 г., когда "Транснефть" озвучила планы по прокладке нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан вдоль Байкала. В Иркутске было создано "Байкальское движение", в 2006 г. организовавшее протесты. На митинги выходили по 10 000 человек.

Протесты были и в Москве: в апреле 2006 г. в центре столицы, у офиса "Транснефти", бойцы ОМОНа разогнали участников акции "Дуракам Байкал не нужен", арестовав 18 активистов. Антон Романов, депутат Иркутского законодательного собрания, говорит, что именно с протестов против "трубы" началась консолидация местного общества против "колониальной" политики Москвы.

Протесты, беспрецедентные для того времени, подействовали: президент Владимир Путин публично, под телекамеры, заявил: "Если есть хоть ничтожная доля, малейшая доля опасности загрязнения Байкала, то мы, думая о будущих поколениях, должны сделать все, чтобы эту опасность не минимизировать, а исключить". 26 апреля 2006 года в Томске президент РФ принял решение о смещении трассы нефтепровода за водосборные районы Байкала и поручил Академии наук принять участие в изучении будущих трасс.

Ну а у байкальских экологов осталась другая, куда более давняя проблема - Байкальский ЦБК, 51% акций которого до последнего времени принадлежал инвестиционной компании "Континентальинвест" Николая Макарова. В 2008 г. БЦБК по требованию Росприроднадзора приостановил выпуск беленой целлюлозы и перешел на производство менее рентабельной небеленой целлюлозы с использованием технологии замкнутого водооборота. К августу 2009 г. численность работников БЦБК сократилась с 2300 до 1600 человек, а задолженность предприятия достигла 1,2 млрд руб. В результате комбинат был добит долгами: во время кризиса контроль над ним фактически получил Альфа-банк, передавший долги Внешэкономбанку.

В начале июня губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко заявил, что БЦБК подлежит закрытию в течение двух лет. Такое решение было принято после результатов исследований компании "ВЭБ Инжиниринг", доказавших невозможность модернизации и обеспечения экологической безопасности производства на комбинате. Скорее всего, вместо ЦБК на Байкале отстроят корейские судоверфи. По словам губернатора, пока финансирование убыточной компании будет осуществляться извне, чтобы ее работники не остались без зарплаты. Сейчас уже идет разработка проекта по утилизации опасных отходов, накопившихся за период всей деятельности предприятия. Однако судоверфи тоже могут загрязнять воду. Таким образом, у экологов появился новый противник.


Хром в воде

Острый конфликт бизнеса с экологами в настоящее время разворачивается в городе Первоуральске Свердловской области, близ которого работает завод "Русский хром 1915", подконтрольный екатеринбургскому предпринимателю Сергею Гильваргу.

Все началось с того, что в мае группе местных экологов стало известно: завод произвел сброс сточных вод в реку Чусовая. Экологи отправились брать пробы, в результате произошло столкновение с охраной завода, затем активисты попали в полицию. Позже один из них, Степан Черногубов, оказался жестоко избит и доставлен в больницу, при этом полиция завела против него уголовное дело по разжиганию национальной ненависти. Дело, однако, замять не удалось, к нему подключилось российское отделение "Гринписа", взявшее собственные пробы воды из Чусовой. Позже с аналогичной проверкой на завод пришли представители природоохранной прокуратуры, однако их заключение пока официально не опубликовано.

3 июня в Екатеринбурге прошла акция свердловских и пермских экологов, посвященная проблеме загрязнения Чусовой ЗАО "Русский хром". На месте присутствовали сотрудники полиции, отдела "Э", Следственного комитета, ФСБ и представители горадминистрации.

Пробы, взятые "Гринписом", показали, что предельно допустимые концентрации хрома превышены от 50 до почти 100 раз. Превышения зафиксированы по сульфатам и натрию. Все данные направлены в природоохранную прокуратуру Свердловской области.

В самом "Русском хроме" утверждают: никаких выбросов токсических веществ в майские праздники не было, пробы, взятые лабораторией предприятия и прокуратурой, это доказывают, а вода цвета крови на фотографиях активистов - это нормально, учитывая, что хромовые отходы очищаются железом.

Допустимое загрязнение рек происходит из-за того, что хромовые отходы из хранилища вымываются талыми и грунтовыми водами, поясняет специалист по связям с общественностью "Русского хрома 1915" Всеволод Орешкин.

Координатор токсической программы "Гринпис" Рашид Алимов утверждает: "То, что это предприятие выбрасывает в окружающую среду хром, в том числе шестивалентный, признается официально, эта информация публикуется в официальных докладах Министерства экологии Свердловской области". При этом, по мнению Алимова, ответственность за загрязнение Чусовой несет не только "Русский хром", но и несколько других предприятий, в том числе Первоуральский новотрубный завод.

Как отмечает местный общественник Владимир Терехов, "отстойники и ранее накопленные отходы принадлежат не "Русскому хрому 1915", а правительству Свердловской области. Ситуация патовая: что толку жаловаться правительству области, если подчиненные ему структуры контролируют ситуацию? Но неоднократно звучала тема, что существует госпрограмма уничтожения ранее накопленных отходов. Пока она в стадии разработки".


Выйти на берег

За доступ к морю и зонам отдыха, за земли муниципальных заказников "Лебяжье" и "Поляна Бианки" в настоящее время борются жители и активисты Ломоносовского района Ленинградской области. Порядка 750 земельных участков на южном побережье Финского залива передано в частную собственность под коттеджную застройку. Лидер местного отделения "Яблока", эколог и краевед Александр Сенотрусов, пытающийся предотвратить застройку берега районными властями, был жестоко избит битой. В нападавшем потом опознали рабочего, делавшего ремонт в одной из квартир главы Лебяженского городского поселения Юрия Захарчука.

Впрочем, недовольство населения иногда принимает и экстремальные формы: были сожжены бытовки строителей и магазин главы поселения, уничтожено два забора, загораживающих проход к морю.

Участки на берегу моря продавались по "инвалидной" схеме. Местные чиновники находили инвалидов, имеющих право на льготное (без конкурса и по низкой цене) приобретение земельных участков для строительства жилья, от имени этих инвалидов по генеральной доверенности получали в администрации землю по льготным ценам, а потом перепродавали их третьим лицам, иногда в 50 раз дороже. Продав около 750 участков, преступная группа получила по этой схеме около 4 млрд руб. "Своих" инвалидов не хватало, и их привлекали из Санкт-Петербурга и Новгородской области, хотя льготы должны предоставляться только местным жителям. Известны случаи, когда заявления подавались от имени умерших людей.

Кроме того, участки под застройку выделялись в рекреационных, водоохранных зонах и на территориях заказников "Лебяжий" и "Охраняемый природный ландшафт "Поляна Бианки", что, разумеется, также запрещено законом. Кстати, на самом краю "Поляны Бианки" расположилась скромная дача в прошлом первого заместителя прокурора Ленинградской области, а ныне прокурора Ненецкого автономного округа Николая Егорова - главной "крыши" местных властей. Продажа участков в охранных зонах длилась несколько лет, общественники жаловались во все инстанции, но правоохранительные органы не вмешивались. Дело сдвинулось с мертвой точки только после смены прокурора Ленинградской области в конце 2011 г. В 2012 г. были арестованы глава администрации Ломоносовского района Евгений Устинов и заместитель главы Ломоносовского района Евгений Черняев. Глава Лебяженского городского поселения Юрий Захарчук объявлен в федеральный розыск.

Однако большинство участников аферы по-прежнему работают в администрации, и участки уже проданы. Общественники же хотят оспорить их продажу в суде.


Самые экологически проблемные регионы России
(Согласно Экологическому рейтингу субъектов РФ от "Зеленого патруля", весна 2013)

1. Челябинская область

2. Оренбургская область

3. Свердловская область

4. Ленинградская область

5. Северная Осетия

Источник: http://www.greenpatrol.ru/regions


Еще по теме