Top.Mail.Ru
ЕЛЕН
Е
АВТРА
Сегодня невозможно вести бизнес, особенно в высокотехнологичных сегментах рынка, не уделяя внимания ответственности в сфере экологии. «Зеленые» инициативы, забота о будущем планеты — это теперь обязательные условия даже для самой возможности успешной деятельности. Один из самых «зеленых» и экологичных российских технологических лидеров — Росатом, получивший 15 лет назад статус государственной корпорации благодаря историческому решению президента. Строительство ветропарков, рекультивация свалок и даже участие в спасении носорогов от браконьеров в далекой Африке — лишь часть примеров работы атомщиков в этом направлении.
З
ЧАСТЬ #2
Какой транспорт можно считать самым экологичным
ЗЕЛЕНЫЙ
ЦВЕТ ДВИЖЕНИЯ
Транспорт — одна из самых энергоемких отраслей экономики: на него приходится четверть всей потребляемой энергии и такой же объем выбросов. Самыми грязными, по данным Европейского транспортного агентства, считаются автомобили с двигателями внутреннего сгорания и «дизели» (обеспечивают 72 % всех транспортных выбросов) и самолеты (14 % — соответственно). Какой же способ передвижения можно считать самым «зеленым», разбирался «Ко».
По данным ВЦИОМ, 50 % россиян, имеющих обычный автомобиль, готовы пересесть на электрокар, 35 % — на велосипед, а 14 % предпочли бы передвигаться на электроскутере.
Даже в России, где использование двухколесного транспорта имеет серьезные сезонные ограничения, велопоездки набирают популярность. В летнее время хотя бы раз в неделю железного коня «запрягает» четверть населения страны. И чаще всего, по данным соцопросов, велосипеды используют жители страны в возрасте от 25 до 44 лет. При этом для 35 % респондентов велосипед — не развлечение, а средство передвижения и способ добраться до магазина или офиса.

Главным препятствием к тому, чтобы начать использовать велосипед уже завтра, россияне считают отсутствие соответствующей инфраструктуры. ВЦИОМ выяснил, что на отсутствие дорожек, парковок и прочего жалуется 51 % жителей средних городов, а 21 % селян указывает на плохое состояние дорог в целом. В то время как в мегаполисах таких проблем почти нет, так как по 70 % улиц в российских городах-миллионниках уже можно передвигаться на велосипеде. Анонсирована даже прокладка велотрассы между двумя столицами. Впрочем, подтягиваются и другие города: мастер-планы с учетом велосипедного движения есть, например, у Челябинска и Белгорода.

Популяризации этого вида транспорта также способствуют открытие пунктов проката и включение велопоездок в цифровую экосистему городского транспорта.
Два колеса
и ноль выхлопов
Велосипед производит ноль выхлопов, именно поэтому его предпочитают для коротких и средних дистанций — до 20 км — в разных странах.
Для того чтобы снизить углеродный след от своей деятельности, человеку не требуется вовсе отказываться от автомобиля. Достаточно пересесть на транспорт на метане, который гораздо безопаснее с точки зрения экологии машин с ДВС и дизельными двигателями. Его «вклад» в парниковый эффект значительно меньше: тяжелых металлов в выхлопе автомобиля, работающего на газу, нет, а других вредных веществ намного меньше, чем при сжигании бензина или солярки. В целом, по оценке ученых, природный газ в 4–5 раз экологичнее традиционного автомобильного топлива.

Президент Владимир Путин на ПМЭФ-2021 заявил: «Если мы говорим о таком источнике, как газ, для мировой экономики, давайте не будем забывать, ведь это самый оптимальный, самый востребованный продукт на достаточно большой, длительный период перехода к “зеленой” энергетике».

Такие взгляды разделяют еще в 80 странах мира, где метан используют в качестве альтернативы бензина и дизеля. Если в 2020 году глобальный парк автомобилей на газу составлял 1,3 млн машин, то в 2020 году он вырос до 28 млн авто. Этим объясняется и рост потребления метана во всем мире — за последние десятилетия спрос на природный газ увеличился на 20 %. Форум стран — экспортеров газа — прогнозирует, что к 2050 году на долю метана придется 27 % мирового энергобаланса, что позволит ему обогнать бензин и дизель. Ожидается, что мир сможет «переварить» 5,6 трлн куб. м природного газа, что вдвое больше нынешнего потребления метана.

В России транспорт потребляет ежегодно около 1,4 млрд куб. м, это в три раза больше, чем в 2013 году. Растет и число специализированных заправочных комплексов. Ожидается, что к 2024 году заправок газом (АГНКС) будет более 1000, но в масштабах России этого явно недостаточно. Подобные темы часто становятся предметом дискуссии на самом высоком уровне, так как развитие газомоторного рынка вошло в число государственных приоритетов.
В соответствии с государственной программой «Развитие рынка газомоторного топлива», в 2024 году в стране должно быть 1273 — АГНКС, а потребление метана должно быть доведено до 2,72 млрд куб. м. На достижение этих показателей будет потрачено 19,29 млрд рублей.
Газ вместо бензина
Москва с 2018 года планомерно пересаживается на электробусы. Власти столицы рассчитывают сделать весь общественный транспорт в пределах Садового кольца электрическим к 2025 году. Электробус считается идеальным решением для мегаполисов. Замена дизельной техники на современное транспортное средство приводит к уменьшению выбросов СО2 на 60,7 тонны в год. По итогам 2020 года благодаря электробусам в воздух не попали свыше 400 тонн загрязняющих веществ. Дополнительными бонусами подобных транспортных средств становятся отсутствие шума, бóльшая по сравнению с рельсовыми машинами маневренность, а также возможность отказаться от наружных проводов, портящих вид города.

По числу общественного электротранспорта Москва — европейский рекордсмен. Вслед за ней многие российские города увеличивают парк электробусов.

Однако к «зеленому» статусу электротранспорта у специалистов по защите окружающей среды в целом есть вопросы. Его использование в городе действительно снижает нагрузку на окружающую среду, но заставляет задуматься о том, насколько соответствует концепции снижения выбросов выработка необходимой электротранспорту энергии. По-настоящему эко-френдли электробус становится, если заправляется от возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а фабрики по производству элементов питания соответствуют современным требованиям защиты окружающей среды.
Автобус
меняет цвет
Как провайдер энергетического перехода Росатом взял на себя решение ключевого вопроса «зеленого» транспорта — проблемы батарей. Одна из «дочек» госкорпорации — компания «Рэнера» — начала строительство гигафабрики по производству литий-ионных аккумуляторов на площадке в Калининградской области. Здесь будут производить батареи для электробусов, электромобилей и спецтехники, а также стационарные системы накопления энергии. Специалисты «Рэнеры» разрабатывают новые аккумуляторы на основе катодного материала NMC 811, который отличается высокой энергоемкостью при низкой себестоимости.
Для межрегионального и международного транспортного сообщения оптимальной с точки зрения экологии становится железная дорога.

На заре строительства железнодорожных путей этот вид транспорта воспринимался как наносящий непоправимый вред природе: прокладка трасс разрушала природные ландшафты, дробила популяции диких животных и существенно повышала шум. Однако сегодня Международное энергетическое агентство относит поезда к одному из самых энергоэффективных видов транспорта.
Одно из главных преимуществ — пропускная способность. В то время как железнодорожная линия может перевозить 50 000 человек в час, по автостраде за это время могут проехать только 2500 человек.

В глобальных масштабах таким способом перевозятся 9 % пассажиров и 7 % грузов. При этом железнодорожному транспорту нужно на 80 % меньше энергии на тонну перевозимого груза, чем грузовикам. По сравнению с автомобилями интенсивность выбросов у поездов в четыре раза меньше. Речь идет исключительно об электрифицированном железнодорожном транспорте. Тепловозы на дизельном топливе сложно назвать «зелеными».

Однако в большинстве стран мира эко-потенциал железных дорог недооценен: в течение последних двух лет этот рынок не растет ни для транспортировки грузов, ни для пассажирских перевозок.
Для России с ее пространствами железная дорога остается одним из самых популярных средств передвижения.
Совокупная длина железных дорог в нашей стране превышает 85 тысяч км. На долю этого вида транспорта приходится около 87 % общего грузооборота страны, за исключением трубопроводного. Ежегодно поезда перевозят 1,2 млрд тонн грузов.
На рельсах экологичного будущего
Северный морской путь активно превращается в популярную логистическую артерию, что стало возможным именно в последние годы. Путь через Арктику в Азию из Европы занимает три недели, и в два раза короче маршрута вокруг Южной Евразии, а это экономия времени и затрат.

Но чтобы не нарушить хрупкое равновесие арктической природы для перевозки грузов и пассажиров, здесь нужен транспорт с минимальным антропогенным воздействием. Таким становится атомный ледокол. В отличие от дизельных судов, единственный «след» атомохода — пар. Он не оставляет после себя даже бытового мусора, так как весь он собирается на борту.

Единственной страной в мире, у которой есть атомный ледокольный флот, является Россия. В распоряжении главного оператора СМП — компании «Росатом» — ледоколы «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», «50 лет Победы», «Арктика» и «Сибирь», «Урал», а также атомный лихтеровоз «Севморпуть». Еще три судна, которые будут двигаться благодаря небольшому ядерному реактору, сейчас находятся в процессе строительства. Это «Якутия» и «Чукотка» и самый мощный на сегодняшний день ледокол проекта 105010 «Россия». В планах госкорпорации наращивание мощностей флота и развитие портовой инфраструктуры.

Атомное сердце