Top.Mail.Ru
архив

Железный занавес-2

Несмотря на многочисленные заверения туристических и авиакомпаний, майский пик туристического сезона снова сопровождался скандалами и конфликтами. На сей раз «отличилась» авиакомпания «Красноярские авиалинии», работа которой была полностью дестабилизирована, и бельгийское посольство, прекратившее выдавать визы российским гражданам в разгар майских праздников. Но если перебои с «КрасЭйр», скорее всего, носят временный характер, то трудности с европейскими визами становятся уже явлением регулярным и все больше походят на медленно, но неуклонно опускающийся «железный занавес».

Russians, go home!

У наблюдателей, отслеживающих ситуацию с выдачей виз россиянам западными странами, в последнее время было достаточно поводов для того чтобы серьезно задуматься. Тем или иным образом у российских туристов возникали проблемы в посольствах Германии, Италии, Греции, США и вот теперь – Бельгии (все эти страны пользуются большой популярностью у наших сограждан). 4 мая посольство Бельгии на две недели (пока!) приостановило выдачу въездных виз гражданам России, заявив, что визы будут оформляться только владельцам дипломатических и служебных паспортов. В эти же дни заявили о введении транзитных виз для россиян и американцы. Практически во всех случаях отказ в выдаче выездных документов носит неофициальный характер и не связан (формально) с ухудшением или разрывом дипломатических отношений. Поведение сотрудников западных посольств больше походит на прощупывание почвы и пробный камень: как российская сторона будет реагировать на ужесточение визового режима. Что же это на самом деле, пока определить довольно трудно: не то попытка давления непонятно с какой целью, не то предупредительные меры, не то начало реставрации изрядно запылившегося «железного занавеса». Помимо стран ЕС и США в строительстве нового «железного занавеса» активно участвуют бывшие российские союзники по «восточному блоку». Рвущиеся в Европейский Союз страны Восточной Европы вынуждены вводить визовый режим для российских граждан, так что при желании поток россиян (и туристический, и эмиграционный) можно будет остановить уже на дальних подступах к Европе. Формальным поводом для прекращения выдачи бельгийских виз, как объяснили представители посольства, является увеличение количества эмигрантов из России –нынешней акцией Бельгия хочет привлечь внимание российских властей к этой проблеме. По официальной версии, выдвинутой Брюсселем, за подобной эмиграцией стоят некие незаконные операции, в том числе связанные с деятельностью преступного мира. Что касается нелегальной эмиграции и наличия определенных туристических фирм, специализирующихся не на продаже турпакетов, а на организации выезда отнюдь не с туристическими целями, эта проблема, по мнению специалистов, действительно существует. Только в апреле из 1760 человек, обратившихся с такой просьбой, 200 были выходцами из России. Это четверть всех россиян, просивших политического убежища. Однако для борьбы с незаконной эмиграцией гораздо проще было бы отсеять «левые» фирмы, аккредитовав при посольстве реально работающие туристические компании, как это предлагает Российская ассоциация туристических агентств. Тем более что в самом посольстве имеется информация и о тех, кто получает «липовые» визы. По заявлению официального представителя МИД Бельгии Мишеля Малерба, предпринятая акция – всего лишь ужесточение режима приема соискателей убежища в Бельгии. В то же время министр-советник посольства Бельгии Филипп Кюмпс заявил журналистам, что бельгийцы могут не ограничиться двухнедельным мораторием, а готовы его продлить, пока не будет выработан двусторонний механизм предупреждения нерегулируемой иммиграции в страну. Российская сторона чрезвычайно жестко отреагировала на решение бельгийских властей. 7 мая МИД России заявил, что считает решение бельгийских властей «непродуманным и противоречащим нормам цивилизованного международного общения». Российский МИД предлагает в самые ближайшие дни провести в Брюсселе первое заседание совместной рабочей группы с участием представителей заинтересованных ведомств, чтобы проанализировать создавшуюся ситуацию. В заявлении МИД сказано также, что Москва оставляет за собой право принять адекватные ответные меры, если власти Бельгии не пересмотрят свое решение. Болезненная реакция Москвы понятна и объяснима. Кроме очевидных политических обстоятельств существуют и чисто экономические причины. Мотивация действий бельгийского посольства выглядит весьма солидно и вполне может быть взята на вооружение и другими странами, с которыми у России в последнее время складывались не самые простые визовые отношения. А это значит, что под угрозой окажется емкий рынок европейских туристических услуг, ежегодный объем которого оценивается экспертами в $400 – 600 млн.

Очистка неба

Частью общей тенденции – желания европейских стран уменьшить количество россиян на своей территории – можно считать и майские проблемы «Красноярских авиалиний», которые не смогли вовремя получить разрешение испанской стороны на вылет своих самолетов с туристами. Однако сбои в работе «Красэйр», безусловно, явились также и следствием неподготовленности компании к майским праздникам, в данном случае оба эти фактора наложились друг на друга. Пассажирам «Красноярских авиалиний» действительно досталось в эти праздничные дни: сначала с рейса на Тенерифе 27 апреля были сняты более 30 пассажиров – из-за перегруженности самолета на 3 тонны, потом был отложен рейс на Барселону из-за отсутствия разрешения на вылет со стороны Испании. В случае с рейсом на Тенерифе опоздание составило 14 часов, при этом не удалось вывезти всех пассажиров. Первые же сбои в полетах «Красноярских авиалиний», по всей видимости, выбили компанию из колеи – последовали задержки других рейсов: в Шарм-эль-Шейх самолет вылетел на 5 часов позже назначенного времени, на Анталию – с опозданием на 8 часов. Рейс 7И 7766 на Барселону в итоге был отложен с 14 часов 28 апреля до 19 часов 30 апреля. Особенно этот факт порадовал тех, кто собирался лететь в Испанию всего на неделю. По мнению сменного начальника аэропорта «Шереметьево-2» Виктора Ногина, вина за произошедшее полностью лежит на «Красноярских авиалиниях»: организаторы рейса не рассчитали коммерческую загрузку самолета, не смогли вовремя договориться с испанцами. Однако, по данным РАТА, все документы были оформлены авиакомпанией вовремя и по правилам, и разрешение на посадку было. Но испанские авиационные власти вдруг запросили повышенную страховку за выполнение рейса – $50 тыс. И это условие «Красноярские авиалинии» выполнили. Оставалось только получить подтверждение из Барселоны, которого так и не дождались в субботу и воскресенье – испанцы к выходным относятся серьезно. Представители туристических компаний не исключают, что демарш Барселоны – продолжение борьбы «за небо», отголоски прошлогоднего скандала на российско-испанском рынке чартерных авиаперевозок. Тогда, напомним, испанцы потребовали передела рынка авиаперевозок в пользу испанских компаний. По их мнению, половина рейсов должна выполняться испанцами. Однако проблема заключалась в том, что испанская Iberia просто не в состоянии обслужить такое количество туристов. После долгих переговоров сторонам вроде бы удалось найти взаимовыгодное решение. Теперь, однако, выясняется, что проблема по-прежнему нерешена. По слухам, испанцы решили «взять свое» за счет повышения цен на услуги.

Примечательно, что в предпраздничный переплет попала одна из 16 компаний, включенных в список «штатных» чартерных перевозчиков на основных курортных направлениях, причем не самая маленькая. «Красноярские авиалинии» – компания с годовым оборотом 3 млрд рублей, входящая в пятерку крупнейших авиакомпаний России, номинант профессионального конкурса «Крылья России». Однако, несмотря на хорошую (до недавнего времени) репутацию компании, ГСГА приняло жесткие меры к проштрафившемуся перевозчику, потвердив твердость своей позиции в вопросе регулирования чартерных перевозок. Решением лицензионной комиссии от 4 мая «Красноярские авиалинии» исключены из числа уполномоченных перевозчиков по Испании. Это, правда, не означает полного провала чартерных программ «КрасЭйр», поскольку авиакомпания может выполнять полеты под чужим флагом – на май у нее есть такое разрешение, и отнюдь не исключено, что она получит его и на летние месяцы. Впрочем, проблемы в эти праздники преследовали не только чартеры: 27 и 28 апреля обнаружилась перепродажа билетов на регулярный рейс «Аэрофлота» № 523 в Анталию. В первом случае около 30 «лишних» пассажиров полетели из «Шереметьево-2» через Стамбул, а оттуда в Анталию уже «Турецкими авиалиниями». А 28 апреля перепродажа билетов на тот же рейс оказалась настолько существенной, что «Аэрофлоту» пришлось пересадить «лишних» 60 человек на другой турецкий рейс. Самое примечательное, что подсаженные пассажиры вытеснили с этого дополнительного рейса 60 законных обладателей билетов, которые чуть позже других пришли на регистрацию. «Опоздавшие» улетели только следующим утром. Все это лишний раз говорит о том, что российские авиакомпании, как правило, оказываются не готовы к высокому туристическому сезону. С учетом мощного противодействия европейских властей отдых российских туристов за границей все больше приближается по накалу эмоций к экстремальному туризму.

Еще по теме