Жертвам санкций окажут медвежью услугу
В правительстве РФ придумали новый способ обезопасить бизнес. Данные о компаниях, попавших под санкции или потенциально под них попадающие, предлагают скрыть от третьих лиц. Юристы говорят, что это усложнит Западу введение новых ограничений, но в то же время создаст огромные проблемы для бизнеса. Предпринимателей ждет рост мошеннических схем и неудачных сделок с компаниями, сведения о которых нельзя проверить.
Пока вопрос создания нового закрытого списка только обсуждается. По данным «Ведомостей», проект постановления о непубличном реестре для юрлиц разработало правительство. Вести реестр будет Федеральная налоговая служба (ФНС).
В закрытый список предлагают включать:
тех, в отношении кого применены санкции;
тех, кто попал под косвенные ограничения из-за нахождения под контролем подсанкционного лица;
тех, кто рискует попасть под санкции в будущем.
Компаниям, которые подпадают под эти критерии, хотят разрешить скрывать сведения, хранящиеся в Едином госреестре юрлиц (ЕГРЮЛ) и в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ресурс БФО). Из общего доступа можно будет изъять данные о руководителях, акционерах и представителях включенного в реестр бизнеса. Также скрыть можно будет данные бухгалтерской отчетности (например, показатели прибыли, выручки и задолженности, которые сегодня публикует ФНС). Пока что изучить эти сведения может любой пользователь интернета.
Чтобы попасть в закрытый список, компания должна будет направить заявку в Минфин. Решение министерство будет принимать в течение 30 дней. Если с попавшей в список компании снимут ограничения, в течение 30 дней Минфин необходимо будет об этом уведомить, после чего юрлицо из списка уберут.
Долгая дорога в тень
Российскому бизнесу и ранее разрешали ограничивать доступ к отдельным данным, напомнил в разговоре с «Компанией» управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Родион Смирнов. В 2018 году правительство приняло постановление, позволившее ряду подсанкционных компаний не размещать отчетность публично. Тогда же хозяйственным обществам дали право не раскрывать данные о крупных сделках или сделках с заинтересованностью с российскими юридическими и физическими лицами, которые ранее попали под санкции.
В 2019 году, напомнил адвокат, эмитентам (акционерным обществам) впервые разрешили ограничить раскрытие данных о лицах, в отношении которых действуют санкции. Например, им дали возможность скрыть данные о руководстве, активах и структуре владения.
«Государство и ранее допускало возможность сокрытия определенных сведений о компаниях для защиты их интересов, но создание целого реестра подсанкционных лиц и, как следствие, ограничение открытого доступа к такому большому массиву ранее общедоступной информации осуществляется в РФ впервые»
— Родион Смирнов
На сегодняшний день закрыть доступ к данным в ЕГРЮЛ по запросу могут:
юрлица, уже находящиеся под зарубежными санкциями;
уполномоченные банки для гособоронзаказа;
юрлица, расположенные в Крыму или Севастополе или имеющие там филиалы.
Новое постановление расширит список тех, кто сможет не делиться информацией, и предоставит бизнесу дополнительные возможности нераскрытия — скрыть можно будет отчетность в БФО и данные о филиалах в ЕГРЮЛ.
В правительстве необходимость создать новый реестр объясняют просто — так власти хотят «нивелировать последствия действий иностранных ограничительных мер» и снизить риск введения новых санкций. При этом в Минфине говорят, что в случае с теми, кто только может попасть под санкциями, «безосновательного ограничения раскрытия» не будет.
Кто попадет в реестр
Подсчитать количество компаний, на которых может распространиться действие постановления, сложно, однако потенциально это тысячи организаций. В апреле 2022 года под санкциями находились порядка 10 тысяч юридических и физических лиц РФ, пишет Русская служба «Би-би-си». При этом физлиц среди них — лишь несколько сотен.
Нельзя сказать, что практика ограничения раскрытия данных, которые принято считать общедоступными распространена в мире. «Мне неизвестно о применении подобных практик за рубежом. Что касается применения в России, необходимо признать, что действующее регулирование дает возможность ограничения раскрытия данных в исключительных случаях, в то время как предлагаемые новеллы в случае их принятия выведут из публичного пространства весьма значительное количество компаний», — сказала партнер юридической компании «ТМ Дефенс» Яна Брутман.
В первую очередь инициатива ФНС затронет бизнес, который относится к наиболее значимым отраслям, заявил партнер юридической компании «Легато» Андрей Жильцов.
«Поскольку цель санкций — это оказание давления на Россию, то иностранные санкции направлены, в первую очередь, на компании, снижение эффективности работы которых окажет максимальное воздействие на финансовую и ресурсодобывающую отрасли, а также на компании в сфере оборонной промышленности», — сказал он.
Прежде всего закрывать данные будут компании с большой долей госучастия, добавила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. «В этот список попадут российские банки, морские суда и многие другие. Попасть в этот список будет довольно легко. Необходимо подать заявку в Минфин с документами о наличии санкций или таких угроз», — сказала она.
Преграда для санкций, но рост мошенничества
Ограничив раскрытие данных тех, кто попал под санкции, власти хотят уберечь от ограничений новых контролирующих или аффилированых лиц, предположила Брутман. Нововведение позволит бизнесу более комфортно проводить сделки по изменению корпоративного контроля над подсанкционными компаниями: продавать контролирующий пакет и менять директоров, не опасаясь новых ограничений.
«Вероятно, посредством закрытия данных о компаниях государство стремится определенным образом помешать зарубежным странам ужесточать уже имеющиеся ограничения и, основываясь на информации из открытых источников, налагать новые», — сказал Смирнов.
В то же время сокрытие ранее публичных данных создает для бизнеса много проблем. «Внутри России добросовестные субъекты предпринимательских правооотношений не смогут исполнять свои обязанности, проверять контрагентов и принимать вытекающие из этих проверок решения. Кроме того, это навредит правам акционеров и участников компаний, потому что получать сведения нужно будет по запросу, и выдадут ли их — это вопрос», — сказал управляющий партнер адвокатского бюро «Геворкян и партнеры» Мушех Геворкян.
Это далеко не единственные трудности, с которыми столкнется бизнес, отметил Жильцов. Помимо этого:
возникают риски появления мошеннических сделок, заключенных от имени реальной компании неуполномоченными лицами;
проверить сведения о компании станет невозможно, что может повлечь отказы обычных компаний в заключении сделок с компаниями из закрытого перечня;
увеличивается риск заключения сделок с компаниями, находящимися в предбанкротном состоянии, поскольку финансовую отчетность также планируется сделать непубличной;
учитывая многочисленные утечки сведений из всевозможных баз данных, «продажу» таких списков, возможно, сам реестр закрытых компаний и информация из этого реестра также окажутся в открытом доступе, что ставит под вопрос смысл создания такого реестра.
Таким образом, плюсы от создания закрытого списка не очевидны, в то время как минусы — более чем, сказал Геворкян. «Любое сокрытие публичной информации — это риск появления коррупционных схем и схем злоупотребления сложившейся ситуацией в своих интересах», — отметил эксперт.
«Достаточное и публичное раскрытие информации является одним из ключевых факторов стабильного гражданского оборота, обращения ценных бумаг, публичной отчетности компаний, антимонопольного контроля», — напомнила Яна Брутман.