Top.Mail.Ru
архив

Жертвы «голландской болезни»

Заметное укрепление рубля (почти на 0,9%) и публичный отказ руководства ЦБ от борьбы с наметившейся тенденцией способны сыграть злую шутку с очень многими банками.

Кризис 1998 года приучил их при выборе между рублевыми и долларовыми активами предпочитать последние. Тем более что, несмотря на рецессию американской экономики, обязательства федерального казначейства США остаются едва ли не самыми надежными финансовыми инструментами, да и стремительно дорожающие российские еврооблигации являют собой оптимальное соотношение ликвидности и доходности. И вряд ли найдется хоть один крупный банк, отказавший себе в удовольствии вложить свободный миллион-другой в упомянутые бумаги.

Поэтому в списке банков с наибольшим коэффициентом покрытия рисковых активов, т.е. тех, которые наиболее подготовлены к рублевой ревальвации, есть только один финансовый институт из первой десятки – «Глобэкс». Впрочем, учитывая то обстоятельство, что основным клиентом данного банка является «АвтоВАЗ», трудно предположить, что укрепление рубля пойдет ему на пользу.

Зато, как и в 1998-м, на фоне вполне вероятных проблем, которые возникают у крупных банков, весьма выгодно смотрятся «середнячки». Тем более что как минимум два банка – «Держава» и Новикомбанк в случае возникновения системного кризиса вполне могут выбиться в олигархи. Благо соответствующая корпоративная «подпитка» у этих банков имеется. Новикомбанк – вотчина главы «Рособоронэкспорта» Андрея Бельянинова. А «Держава» активно сотрудничает с предприятиями алмазно-бриллиантового комплекса.

В отличие от десятки победителей список проигравших пестрит известными брэндами. Причем довольно высокий отрицательный коэффициент покрытия рисков, обнаруженный у «МДМ-банка–Санкт-Петербург» (-2,35), вряд ли может быть компенсирован входящим с ним в одну финансовую группу Инкасбанком, с большим отрывом возглавляющим список победителей. Во-первых, у «МДМ-банка–Санкт-Петербург» гораздо больше частных вкладчиков. А во-вторых, сам МДМ-банк недалеко ушел от своей питерской «дочки» с отрицательным коэффициентом покрытия минус 1,38.

Аналогичные показатели обнаруживаются и у «Еврофинанса». Еще одна неприятная новость для банка, который и так оказался в незавидном положении после смены руководства НТВ. По крайней мере в свете ухода из телекомпании Бориса Йордана, одного из инициаторов создания медиа-холдинга с участием «Газпрома» и «Еврофинанса», коммерческие перспективы данного проекта (на реализацию которого банк предполагал потратить не менее $100 млн) представляются довольно призрачными. А привлечение «Еврофинанса» наряду с «МЕНАТЕПом СПб» и «Ренессанс-Капиталом» в синдикат по продаже десятилетних «газпромовских» еврооблигаций только увеличивает его валютные риски. Бумаги-то номинированы в долларах.

Кстати, в этом плане есть о чем задуматься и «МЕНАТЕПу СПб», который пока единственный из крупнейших питерских банков сохраняет положительный коэффициент покрытия рисков (0,05). Например, у Промышленно-строительного банка этот показатель опустился почти до минус 1,7.

Иными словами, отказ ЦБ от борьбы с укреплением рубля (который многие наблюдатели объясняют острым желанием Кремля обуздать инфляцию, некстати усиливающуюся в предвыборный год) способен осложнить жизнь не только отечественным производителям, но и дружественным президенту банкирам.

Еще по теме

архив
Банковская цивилизация
Последний месяц года – самый ответственный. От того, как банк его проведет и закроет свой итоговый баланс, зависит, как он будет выглядеть в глазах общественности весь следующий год. Отрадно, что практически ни один из крупнейших российских банков, список которых регулярно публикует «Ко», не пытался провести этот месяц как-то по-особенному: например, значительно увеличить размер собственного капитала или сделать более привлекательными показатели ликвидности. А ведь в предыдущие годы такое приукрашивание финансовых показателей было обычным делом. Не то чтобы банкиры стали более совестливыми. Ответственнее подходить к собственной отчетности их вынудили два обстоятельства: усиление надзорных требований Центробанка и стремление выглядеть более цивилизованно перед потенциальными инвесторами.
Банковская цивилизация