Top.Mail.Ru
архив

Жми на газ!

17.10.201100:00


автобизнес, газПосле того как в США была свернута крупномасштабная и дорогостоящая программа по внедрению на транспорте водородных технологий, во всем мире началась работа по модернизации "классического" двигателя внутреннего сгорания. Гибридные технологии оказались весьма дороги из-за высокой цены аккумуляторных топливных элементов, да и применение этих технологий в условиях суровой российской зимы не всегда оказывается эффективным. По мнению участников международной конференции "Газ в моторах - 2011", альтернативным направлением эволюции обычных моторов внутреннего сгорания является переход на использование вместо бензина сжатого природного газа. Он значительно дешевле бензина и гораздо более безопасен и экологичен, нежели пропан. Несмотря на колоссальные запасы природного газа в России, этот вид топлива у нас используется не слишком широко. Крупнейшими в мире потребителями природного газа в качестве автомобильного топлива являются страны Латинской Америки, а также Юго-Восточная Азия. Эту ситуацию необходимо менять, уверены в "Газпроме". В частности, госкомпания предлагает уже в ближайшие годы перевести до 30% автопарка государственных органов на сжатый природный газ. "Еще в 1989 г. настоящий фурор в Ницце произвел российский самолет, двигатели которого работали на сжатом природном газе", - вспоминает заместитель генерального директора ООО "Газпром ВНИИГАЗ" (научное предприятие ОАО "Газпром") Гурами Одишария. По его словам, параллельно шла работа по внедрению сжатого природного газа (СПГ) для заправки локомотивов на железнодорожном транспорте. Но в смутные 1990-е финансирование этих разработок было приостановлено, и многие технологии к настоящему моменту устарели. Но в конце 1990-х усилиями ООО "Газпром ВНИИГАЗ" работы возобновились, и сейчас уже есть несколько образцов двигателей, в частности для железнодорожного транспорта, которые в скором времени могут пойти в серийное производство. Параллельно с работой над созданием и совершенствованием силовых агрегатов "Газпром" расширяет сеть заправочных станций. В настоящее время в России действует 250 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, 210 из них принадлежат "Газпрому". Существующая сеть способна обеспечить газовым топливом более 250 000 единиц транспорта. Однако до последнего времени отечественные производители автомобилей уделяли не слишком много внимания перспективам перехода машин с бензина на газ. Начальник исследовательского бюро газового оборудования НТЦ ОАО "КамАЗ" Сергей Луконин признал, что имелись пробелы в работе по данному направлению, но в сотрудничестве с ООО "Газпром ВНИИГАЗ" их удалось устранить. В 2004 - 2005 гг. была выпущена опытно-промышленная партия из 5 автомобилей "КамАЗ" и 10 автобусов "НефАЗ" с газовыми двигателями. Уровень шума у них ниже, чем у дизельных аналогов, на 3-4 децибела, что немаловажно для проблемы экологии больших городов, особенно в преддверии проведения Универсиады-2013, Олимпиады-2014 и ЧМ-2018 по футболу. Не стоит забывать и об экономии: при внедрении газовых двигателей в сфере городских пассажирских перевозок эта отрасль перестанет быть дотационной, что теоретически открывает возможности для снижения стоимости проезда.

Технические характеристики

 

Расход (газ/бензин)

7,0 м3/ 7,2 л

Запас хода (газ/бензин)

420 км/ 430 км

Объем баллонов

134 л

Количество баллонов

3 шт

Объем бензобака

31 л

Объем двигателя

1,4 л

Мощность двигателя

150 л.с.

Экологический стандарт

ЕВРО-5

"Российские железные дороги являются одним из крупнейших энергопотребителей в стране, - отмечает главный инженер ОАО "ВНИКТИ" Владимир Руденко. - Именно поэтому перед ОАО "РЖД" поставлена задача замещения к 2030 г. природным газом 30% расходуемого автономными локомотивами дизельного топлива". Он рассказал о том, что совместно с ООО "Газпром ВНИИГАЗ" были разработаны газодизельные двигатели и построены несколько опытных образцов. Однако из-за того, что локомотивы работают с малыми нагрузками и на небольших скоростях, замещение дизельного топлива газом получается не более 5%. Выходом из ситуации может стать установка газотурбинных двигателей. Но западные образцы слишком дороги, а отечественные пока находятся в стадии промышленных испытаний. Тем не менее уже в следующем году на Московской железной дороге, а затем и на Свердловской появятся первые локомотивы с газотурбинной силовой установкой, сообщил Владимир Руденко. При этом зарегистрированные при испытаниях и эксплуатации газотурбовоза показатели вредных выбросов оказались в 5 раз ниже охранных требований Евросоюза, выдвигаемых к 2012 г., а внешний шум не превышал санитарных норм Российской Федерации. До 2030 г. на Свердловской железной дороге планируется организовать эксплуатацию 90 магистральных газотурбовозов на сжиженном природном газе, что потребует производства 500 000 тонн топлива для них в год. Для эксплуатации газотурбовозов необходимо построить газозаправочные комплексы в Тюмени и Сургуте общей производительностью не менее 50 тонн/час, также предусматривается эксплуатация маневровых газотурбовозов мощностью 1000 кВт и перевод на газомоторное топливо части магистральных и маневровых тепловозов. Участники конференции признали, что в России до сих пор существует некоторое предубеждение против машин "на газе". "Не надо бояться автомобилей на метане (природном газе), многие путают его с пропан-бутаном (попутным нефтяным газом). Природный газ - это сегодня самый безопасный вид моторного топлива", - резюмирует Сергей Луконин.


 

Еще по теме