Top.Mail.Ru
архив

Зимняя киномания

06.02.201200:00

кино, телевидение, кинорынок
Кризис 2008 г. нанес серьезный удар как по производителям большого кино, так и по владельцам сетей кинотеатров. Потребитель предпочел хлеб, а на зрелищах решил сэкономить, уйдя из платных кинотеатров в бесплатный Интернет. Однако в декабре 2011-го кинобизнес оживился: "Газпром" купил Comedy Club Production (CCP) по цене эфирного телеканала, "Интеррос" вывел "Синема Парк" в самостоятельный бизнес, а инвестиционное подразделение "Альфа-групп" усилило свои активы в кинобизнесе, приобретя сеть "Формула кино". Что это: долгосрочный тренд, избыточная ликвидность или желание диверсифицировать бизнес?


Проданный смех

Уже в августе 2011 г. ходили слухи о том, что телеканал "ТНТ", входящий в холдинг "Газпром-Медиа", ведет переговоры о покупке Comedy Club Production. В декабре пошлого года сделка была закрыта, что подтвердил генеральный директор ТНТ Роман Петренко. Теперь в списке аффилированных с ОАО "ТНТ-Телесеть" лиц числятся и структуры CCP: кипрский Comedy Club Production Holding (Cyprus) Ltd, зарегистрированное в Москве ООО "Комеди Клаб Продакшн" и другие кипрские, российские, украинские и белорусские фирмы со сходными названиями. По данным СМИ, ТНТ приобрел 75% минус 1 акция CCP за $337,5 млн. До сих пор в подобную сумму оценивались лишь эфирные телеканалы.

Компания CCP - основной поставщик контента для телеканала "ТНТ". Ей принадлежат права на программу Comedy Club, "Наша Russia", сериалы "Интерны" и "Универ", реалити-шоу "Дом-2". Также CCP управляет вещающим через "НТВ-Плюс" спутниковым каналом "Комеди ТВ", организует концерты, продает лицензии на использование бренда Comedy.

По словам Романа Петренко, сделка осуществлена с прицелом на ближайшее будущее. "Эфирные телеканалы потеряют монополию на доступ к телезрителю, и баланс сил перейдет от телеканалов к владельцам/производителям популярного контента, - отмечает Роман Петренко. - Покупка контрольного пакета акций Comedy Club Production - это часть нашего плана по подготовке к распространению во всех "средах" и на всех устройствах".

Эксперты предлагают более полную версию мотивов сделки. "Вообще, о приобретении именно ТНТ речь может идти скорее формально, так как структура собственности однозначно указывает на "Газпром-Медиа", - поясняет аналитик консалтинговой "Лигерион групп" Владимир Александров. - В прошедшем году "Газпром" увеличивал инвестиции в развитие и диверсификацию портфеля, начиная от геологоразведки и заканчивая развитием медийного направления".

Помимо создания контента для ТНТ CCP занимается кинопроизводством - "Самый лучший фильм" и "Наша Russia. Яйца судьбы" стали лидерами кинопроката среди отечественных лент последних лет. И это может сулить дополнительные доходы новому собственнику. "Кассовые сборы, не беря в расчет во всех смыслах "черный" 2009 г., в российском прокате растут, - рассуждает Владимир Александров. - Официальные сборы кинопроката страны колеблются в районе $1 млрд. Это, конечно, ниже европейских и североамериканских показателей в пересчете на душу населения. При подобной конъюнктуре CCP, имея такого партнера, как "Газпром", будет рассчитывать на полноценное развитие полнометражных проектов. Напомним, что "Газпром-Медиа" имеет и свои кинопрозводственные мощности (компания "НТВ-Кино")".

Кроме бизнес-интересов за каждой сделкой "Газпром-Медиа" принято искать политический мотив. Так было и с приобретением компаний группы "НТВ", с инвестициями в "Эхо Москвы", "Сити FM", "Известия". Нынешнюю сделку некоторые аналитики склонны связывать с текущей предвыборной ситуацией и непростой обстановкой в стране, когда общественное мнение - не последний объект внимания государственных компаний. Медиахолдинг в данном случае является инструментом формирования некоторого общественного сознания, даже когда речь идет о развлекательном профиле приобретаемых компаний.


Перерос "ПрофМедиа"

Инвестиционная группа Владимира Потанина "Интеррос" в декабре прошлого года сообщила о выводе сети кинотеатров "Синема Парк" из холдинга "Профмедиа". "Темпы роста бизнеса "Синема Парка" позволяют развивать компанию как самостоятельную единицу, - цитируется в официальном сообщении первый заместитель гендиректора "Интерроса" Ольга Зиновьева. - Основа деятельности "Синема Парка" - продажа услуг населению, что отличает компанию от других бизнесов "Профмедиа", ориентированных на рекламный рынок. "Синема Парк" - крупнейшая сеть кинотеатров в России и Восточной Европе. Объединяет 244 зала, в том числе 147 цифровых. Выручка в 2010 г. составила 3,6 млрд руб.". В совет директоров "Синема Парк" войдут представители как "Профмедиа", так и "Интерроса". В июне прошлого года компания "Синема Парк" присоединила к себе сеть Kinostar De Luxe, после чего вышла на первое место в нашей стране по числу залов. Сделка оценивалась примерно в $170 млн. В официальном сообщении "Интерроса" говорится, что одной из главных задач текущего этапа считается завершение успешной интеграции Kinostar De Luxe. На 2012 и 2013 гг. запланирована установка кинотеатральных систем в залах IMAX, расположенных в мультиплексах Калининграда, Ульяновска, Омска, Красноярска, Тулы, Пензы, Ставрополя и Иркутска. Восемь систем, об установке которых было объявлено в марте 2011 г., дополнят предыдущую сделку между компаниями IMAX и "Синема Парк", предусматривающую размещение 10 систем, о чем было объявлено в июле 2010 г. Таким образом, общее количество залов IMAX на территории России и СНГ к 2014 г. достигнет 46, а "Синема Парк" станет крупнейшей в Европе структурой, управляющей залами IMAX.

Эксперты отмечают, что переход на цифру и экспансия сетей кинотеатров в регионы - единственно правильный путь развития: рынок городов-миллионников практически заполнен, поэтому надо удерживать искушенных жителей крупных городов качеством и выходить на региональные рынки, к новым зрителям.
Разговоры о выходе в города с населением 350 000 - 500 000 человек начались еще до кризиса. Эту необходимость отмечают и производители кино. "Да, в мелких городах нет и кинотеатра. Но его можно сделать! - предложил режиссер Андрей Кончаловский в одном из недавних интервью. - Есть замечательные переносные установки, которые уже, что называется, digitalized - цифровые. Приехал, поставил два КамАЗа, сделал крытый зал, и вперед - собирай зрителей". Сетевики, конечно, в подобном формате не заинтересованы, но регионы им нужны. "Проблему такой достаточно убыточной отрасли, как производство кино, можно было бы решить, расширяя ограниченную на данный момент географию российского кинопроката, которая составляет всего лишь 30% нашей страны, и увеличивая количество экранов в России, - сказал в одном из интервью генеральный директор сети 3D-кинотеатров "Синема Парк" Сергей Китин. - Ведь только совсем недавно современный кинопоказ пришел в города с численностью от 350 000 до 500 000 человек, создав новую инфраструктуру развлечений. Правильный тренд для российского кинопроката - продолжать идти в малые города, строить кинотеатры и развивать индустрию, а не стагнировать".

Смена управляющей компании на планах "Синема Парка" не сказалась. По словам Сергея Китина, киносеть и в дальнейшем намерена выходить в небольшие города. Сейчас на очереди открытие кинотеатра в Сургуте. "Срок окупаемости таких проектов в разы больше, чем в городах-миллионниках, - констатирует советник по маркетингу Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ Наталия Балашова. - Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Несмотря на сложности с окупаемостью, крупные сети вынуждены идти в небольшие города. Рынок кинозалов еще не насыщен до конца, но их владельцам приходится выдерживать жесткую конкуренцию не только друг с другом, но и с Интернетом. С другой стороны, сетевикам в этой ситуации легче - они выживают за счет объемов".


Альфа в формуле кино

Инвестиционная компания "А1", инвестподразделение "Альфа-групп", на днях заявила о приобретении 55,66% акций сети кинотеатров "Формула кино". В результате сделки подконтрольная А1 сеть "Кронверк Синема" и "Формула кино" совместно занимают второе место по количеству залов (31) в России - доля более 7%.

Структурное подразделение "А1" давно пользуется славой "спецподразделения для проблемных активов" "Альфа-групп". Так, например, сетью "Кронверк Синема" А1 заинтересовалась еще в 2006 г., когда ее владелец - компания "Эпос" решила выходить в регионы. Некоторое время спустя А1 уже владела 100% "Эпоса".

До сделки с А1 "Формула кино" стабильно показывала убыток. Расцвет сети пришелся на начало нулевых, до 2005 г. Тогда "Формула кино" включала в себя сеть "КАРО Фильм", которая позднее предпочла выйти из совместного бизнеса и стала развиваться самостоятельно. Сейчас в сети "КАРО Фильм" 33 кинотеатра (181 зал). "Формула кино" владеет 14 кинотеатрами и 90 залами. "Не думаю, что А1 действительно будет развивать этот бизнес, - сказал "Ко" Алексей Присяжнюк, генеральный директор ЗАО "Группа Присяжнюка. Управление инвестициями". - Скорее всего, в планах компании слить две сети в одну крупную, что потребует сравнительно небольших затрат на управление и ребрендинг, а затем продать прибыльный бизнес. Не исключено, что и покупатель уже есть".


На троих

Сегодня "КАРО Фильм", ушедший в свободное плавание "Синема Парк" и киноактивы А1 будут друг для друга основными конкурентами. Выиграют ли от этой конкуренции зрители крупных городов - сомнительно. "Киносетям не удалось создать бренд, на который идут, - считает Алексей Присяжнюк. - Все действующие в крупных городах "монстры" проката примерно одинаковы и по ценовой политике, и по относительной безликости. Зритель выбирает кинозал исключительно по принципу "где поближе идет интересующий фильм". От планов крупных сетей развиваться в регионах могли бы выиграть жители некрупных городов, но будут ли им по карману цены за удовольствие посмотреть кино в хорошем качестве? В регионах скорее прижился бы формат по Кончаловскому - "два КамАЗа и крытый зал", но вряд ли сети пустят туда КамАЗы с кино".

Удивительно, но российскому кинематографу увеличение количества кинозалов не совсем на руку. По словам гендиректора Movie Research Олега Иванова, рост числа кинотеатров приведет к падению доли российских фильмов в прокате. "Новые кинозалы станут открываться в городах с небольшим населением. Поэтому для того, чтобы их окупить, владельцы будут вынуждены показывать западные блокбастеры, на которые гарантированно пойдет публика, - пояснил "Ко" Олег Иванов. - Таким образом, чисто арифметически увеличится прокат западного кино и уменьшится прокат отечественного".
Пока киносети ищут возможности привлечения и удержания зрителей, производители кино изыскивают альтернативные заработки. Например, компания "Централ Партнершип" подписала договор о распространении своих фильмов и сериалов через интернет-магазин AppStore. Похоже, киносетям пришло время не только расширяться, но и придумывать нечто принципиально новое, чтобы удержать не только зрителей, но и производителей кинолент.

Кассовые сборы в российском кинопрокате

Год

кассовые сборы (млн руб)

прирост %

2006

11171,5

24,90%

2007

15585

39,50%

2008

20168,7

29,40%

2009

24691,8

22,40%

2010

31438,7

27,30%

2011

35268,9

12,20%

Посещение российских кинотеатров

Год

число посещений (млн чел)

прирост %

2006

86,9

2,80%

2007

115,1

32,50%

2008

120

4,30%

2009

146,3

21,90%

2010

168,6

15,20%

2011

169,7

0,70%

Источник: Movie Research

Еще по теме