Top.Mail.Ru
архив

Злоумышленный брокер

Ради дополнительного заработка отдельные недобросовестные брокеры готовы на обман своих клиентов. В ход идет все – от умышленно неверных советов аналитиков до откровенного воровства денег со счетов. Доказать умысел брокеров крайне сложно: если их ловят за руку, они списывают подобные случаи на человеческий фактор или сбой оборудования.

антимонопольная служба, ФАС, Тройка ДиалогВ середине мая ЗАО «Управляющая компания «Тройка Диалог» проиграла очередное судебное разбирательство с Федеральнойантимонопольной службой (ФАС), уличившей УК в недобросовестной конкуренции на рынке доверительного управления. Напомним, что ФАС возбудила дело против «Тройки» в январе прошлого года по обращению клиентов компании, которые по итогам доверительного управления в 2008 г. получили убытки, превысившие уровень падения рынка, некоторые потеряли до 95% своих денег. Оказалось, что эмитентами ценных бумаг, приобретаемых на средства клиентов управляющей компании, были два аффилированных с ней офшорных фонда – Troika Russia Fund Inc и Troika Russia Fund L.P. Но в предоставляемых компанией отчетах указывался совсем другой эмитент – JP Morgan. Таким образом, «Тройка» не только нарушала запрет Федеральной службы по финансовым рынкам на приобретение паев и акций инвестфондов, которыми управляют аффилированые лица, но и обманывала своих клиентов. В итоге 29 апреля 2010 года комиссия ФАС с участием представителей ФСФР признала, что компания вводила в заблуждение клиентов в отношении качества услуг по доверительному управлению ценными бумагами. Комиссия пришла к выводу, что процедура управления средствами клиентов не соответствовала заявленной на сайте, в отчетах клиентам были представлены неполные или недостоверные сведения, а в управлении, помимо самой УК, участвовали офшоры, входившие с ней в одну группу лиц. «Тройка Диалог» успешно оспорила решение ФАС в Арбитражном суде Москвы, но 2 февраля апелляционный суд отклонил иск УК, признав решение ФАС законным. В середине мая с этим согласился кассационный суд Московского округа. Теперь у «Тройки» остается последний шанс доказать свою невиновность – обратиться в Высший арбитражный суд.

Получить комментарий касательно этой ситуации в «Тройке» не удалось. Куда более разговорчивыми оказались представители другой компании, вокруг которой также разгорелся громкий скандал. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) в прошлом году выявила сомнительные сделки со счетами клиентов Broco Investments. Схема выглядела следующим образом: со счета Broco Investments, открытого в брокере Genesis (Broco является субброкером), на бирже NASDAQ покупались акции различных американских компаний. В операциях было задействовано несколько счетов, в том числе другого интернет-брокера – Scottrade. Операции проходили с малоликвидными американскими бумагами, за счет чего деньги фактически перекачивались со счетов клиентов компании на счета злоумышленников. По итогам прибыль на одном из счетов увеличилась с нескольких тысяч долларов до $627 000. «В нашей практике имелся случай, когда несанкционированно был получен доступ к счетам клиентов в американской компании Scottrade. Это произошло в 2009 году, тогда со счетов клиентов совершались заведомо невыгодные сделки, выставлялись рыночные ордера по невыгодным ценам, которые тут же исполнялись клиентом Broco, – рассказал «Ко» президент ГК Broco Валерий Мальцев. – Соответственно с этих счетов утекали крупные суммы, однако клиенты молчали об этом более полугода, и это было выявлено SEC случайно, при проверке Broco». Мальцев уверяет, что всему виной взлом счетов клиентов компании. С технической точки зрения взломать счета достаточно сложно, но возможно, хотя гораздо чаще здесь играет роль человеческий фактор: клиенты используют одни и те же пароли на своей почте, в социальных сетях и при доступе к торговым счетам. В итоге, узнав пароль в одной из соцсетей, что не составляет особого труда, злоумышленники с легкостью получают доступ к деньгам клиента брокерской компании. «Проблема может возникнуть как при наличии недостатков программного обеспечения, используемого трейдером, так и в случае взлома или утери пароля. Защищаться необходимо в двух направлениях: брокер должен постоянно мониторить подозрительные операции по счетам клиентов, а клиент обязан заботиться о том, чтобы его счет не взломали: придумывать сложные пароли, менять их регулярно, следить за конфиденциальностью, обновлять антивирусное обеспечение, не стесняться звонить брокеру при возникновении сомнений», – советует Валерий Мальцев. В последнем случае, судя по всему, мы действительно имеем дело с атакой хакеров, да и ставить точку в истории с «Тройкой» также пока рано – решение ФАС может быть еще раз обжаловано. Но, как оказалось, эти два случая – лишь вершина настоящего айсберга. Умышленных или случайных нарушений со стороны брокеров множество, вот только достоянием гласности становятся единицы.   

антимонопольная служба, ФАС, Тройка Диалог

Еще по теме