Top.Mail.Ru
$ 60.78
£ 73.45
¥ 45.04
 63.83
 8.96
Нефть WTI 87.06
GOLD 1773.10
РТС 1146.62
DJIA 34152.01
NASDAQ 13102.55
BTC/USD 23759.50
архив

Золотая печать

Международный финансовый кризис не мог не повлиять на рынок печатных устройств: по данным аналитиков,  в 2009 году падение объема продаж принтеров и настольных МФУ составило 30% в штучном выражении. Но уже сейчас рынок начинает оживать.

Если верить информации исследовательской компании ITResearch, в 2009 году в мире было продано 3,2 млн принтеров и настольных МФУ, это на треть меньше по сравнению с 2008-м. В денежном выражении падение оказалось еще даже более впечатляющим – около 40%, а объем рынка составил $632 млн. С этими данными в целом соглашаются и аналитики из IDC: по их мнению, всего за предыдущий год производителями было отгружено чуть более 3 млн устройств, что на 29% меньше, чем в 2008 г. Кроме того, серьезно снизился показатель среднего объема месячного использования страниц – именно поэтому, по мнению специалистов из IDC, самыми популярными в данном плане устройствами оказались черно-белые лазерные многофункциональные устройства (МФУ). Похоже, впрочем, что нынешний год тоже окажется богат на неожиданные сюрпризы.

ВСЕ И СРАЗУ

В прошлом году был особенно заметен тренд снижения уровня продаж многофункциональных устройств, соединяющих в себе копировальный аппарат, принтер и сканер, реже – еще и факс. Олег Бондарев, директор по маркетингу компании OKI Printing Solutions, рассказывает, что повальное увлечение МФУ наблюдалось в 2007-м – начале 2008-го: «Логика простая – почти за те же деньги, что и принтер, можно было приобрести МФУ три в одном. Цены на МФУ были действительно смешные – $175 – 220, в результате в то время впервые за всю историю количество проданных МФУ превысило число реализованных принтеров». Снижение интереса к данному сегменту устройств господинн Бондарев объясняет обычным пользовательским прагматизмом: «Те МФУ начального уровня были созданы на базе принтеров начального уровня с предельно возможными нагрузками 3000 – 8000 отпечатков в месяц. Однако МФУ – устройства группового использования, поэтому они, не выдерживая нагрузок, начинали ломаться. Кроме того, существует эмпирическое правило: чем дешевле МФУ, тем дороже на нем печатать. Купленный за эти же деньги принтер способен выдерживать нагрузку 30 000 – 50 000 отпечатков, но стоимость печати значительно ниже. Пользователи это прекрасно поняли и по истечении срока гарантии на МФУ стали переходить обратно на принтеры». Аналогичное изменение спроса отмечает и Александр Александров, менеджер по развитию продуктов для мелкого и среднего бизнеса, подразделение устройств печати и цифровой обработки изображений, НР Россия: «Кризис и последовавшее за ним восстановление спроса четко расставили приоритеты покупателя в сторону минимально необходимого функционала. Спрос сместился от лазерных принтеров к струйным, от  цветной печати – к моно, от многофункциональных устройств – к просто принтерам».

Однако объем печати офисных документов хоть и уменьшился, то явно ненадолго. Алексей Плотников, директор по маркетингу компании «Xerox Россия», отмечает, что в I квартале 2010-го по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем рынка вырос в полтора раза, а продажи в сегменте МФУ – сразу в два раза, что позволяет говорить о намечающейся тенденции по переходу с однозадачных аппаратов к многофункциональным моделям. Ситуацию комментирует руководитель группы маркетинга и планирования, отдел телекоммуникаций компании ООО «Панасоник Рус» Евгений Карпов: «Как правило, потребители отдают предпочтение МФУ с  базовым функционалом (принтер, сканер и копировальное устройство), но в последнее время мы наблюдаем увеличение объема продаж устройств с функцией факсимильного аппарата. Данные устройства прежде всего востребованы в малом и среднем офисе, так как значительно облегчают управление документооборотом и сокращают затраты на оргтехнику и расходные материалы. А при использовании факсимильного аппарата в МФУ открывается ряд возможностей, недоступных обычным факсимильным устройствам». Например, фирменное ПО Multi-Functional Station от Panasonic позволяет принимать факсимильные сообщения на компьютере. Полученные таким образом факсы можно не только читать с экрана, но и хранить, удалять или распечатывать.

Поэтому компания Panasonic недавно представила новую серию лазерных МФУ KX-MB2000 со встроенным сетевым интерфейсом, позволяющим использовать их в рабочих группах. Скорость печати устройств составляет 24 страницы в минуту, а благодаря использованию раздельных тонер-картриджей и оптических блоков затраты на расходные материалы можно сократить.


АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ

IDC прогнозирует, что в 2010-м отечественный рынок принтеров и МФУ вырастет на 13% в штучном выражении. Очевидным же трендом года, по мнению Олега Бондарева, будет смещение интереса пользователей, в том числе и корпоративных, в сторону более дешевых устройств: «Это связано с непростой экономической ситуацией. Будучи неуверенными в завтрашнем дне, компании не готовы «вкладываться в будущее» и покупать более дорогую технику. Они предпочитают минимизировать сиюминутные расходы, даже если в перспективе эксплуатация этой техники окажется очевидно невыгодной. Мы сумели воспользоваться ситуацией и предложить потребителям недорогие и качественные решения, как результат – в лазерном сегменте «А3 цвет» по итогам 2009 года мы заняли первое место по России, по данным IDC. В I квартале 2010-го мы подтвердили лидерство, оставив за собой около 41% рынка».

В настоящий момент пользователи обращают внимание не только на стоимость самих устройств, но и на цену расходных материалов. «У всех без исключения пользователей в кризис встала задача экономии. Кто-то пошел на риск и краткосрочную выгоду и резко сократил траты на оригинальные расходные материалы в пользу тотальной перезаправки, – рассуждает Александр Александров. – Кто-то занялся оптимизацией парка устройств печати и достиг экономии за счет более рационального использования имеющейся оргтехники, лизинга или передачи всей инфраструктуры печати во внешнее управление». Поэтому многие из компаний бьются над вопросом – как сделать для конечных клиентов стоимость печати еще ниже. Некоторые из найденных решений оказываются весьма оригинальными. Так, например, Xerox уделяет большое внимание совершенствованию своей линейки устройств на базе твердочернильной печати (solid-ink). В таких устройствах краситель представляет собой набор разноцветных блоков чернил, которые при необходимости нагреваются, расплавляются и попадают в емкости, размещенные на печатающей головке. Фотографии, сделанные на таком принтере, отличаются безупречным качеством, а стоимость снимков оказывается очень низкой. Только в апреле компанией Xerox на российский рынок была выпущена линейка многофункциональных устройств ColorQube, работающих по этой технологии. С их помощью печать полноцветного отпечатка формата А4 обойдется всего в 57 копеек.

Алексей Плотников рассказывает и о другом ноу-хау: «Один из ярких примеров реализации новых разработок – внедрение HiQ LED-модулей вместо традиционных лазеров, что также позволяет снизить затраты на печать. По сути, это новая ступень развития светодиодной технологии, которая обладает всеми ее преимуществами и позволяет обеспечивать стабильное и высокое качество отпечатка, сопоставимое с лазерным. При этом цена самих HiQ LED-машин за счет более простой конструктивной составляющей намного ниже».

Олег Бондарев обещал продемонстрировать некие принципиально новые разработки в середине лета, сказав лишь, что «мы поддерживаем победное шествие LED-технологий, шлифуя и доводя их до совершенства – увеличивая скорость, максимальную плотность бумаги, допустимую нагрузку и тому подобное». Александр Александров поведал о планах своей компании более откровенно: «Мы в этом году представляем покупателям устройства для офисного применения на новой платформе струйной технологии печати HP OfficeJet Pro. При использовании оригинальных расходных материалов они могут принести потребителям до 40% экономии в стоимости печатной страницы. Кроме того, в новых моделях устройств мы предлагаем пользователям множество мелких нововведений, значительно облегчающих управление устройством. Так, в новых лазерных принтерах и МФУ драйверы уже записаны в устройстве и устанавливаются при подключении к компьютеру, а в новых струйных МФУ потребительского класса мы впервые в отрасли применили сенсорные экраны управления. Также HP значительно расширила модельный ряд устройств, поддерживающих беспроводное соединение с компьютером».

Считается, что первые реально действующие модели принтеров появились на свет в 1950 – 1960 годах прошлого столетия. Тогдашние изобретатели печатающих машин сильно бы удивились, доведись им увидеть, во что эволюционировали эти устройства сейчас. А рост объема рынка и дальнейшая конкуренция – верные признаки того, что скоро принтеры станут еще функциональнее, удобнее в использовании и оригинальнее, чем мы привыкли их считать.