Top.Mail.Ru
технологии и наука

Звездопад на заказ: японский стартап пытается запускать метеоры как фейерверки

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Жители Северного полушария Земли на протяжении двух ночей могли наблюдать за одним из самых красивых астрономических событий лета — метеорным потоком Персеиды. Интенсивный звездопад наблюдается каждый август, но его легко пропустить из-за плохой погоды. Японский стартап Astro Live Experiences (ALE) еще с 2011 года пытается организовать бизнес, устраивая звездопад на заказ. Его создатели утверждают, что это не просто шоу, но еще и научный эксперимент. 

Метеорный поток Персеиды — один из самых ярких звездопадов в году. Он случается, когда Земля проходит через шлейф пыли, выпущенной кометой Свифта–Таттла, и множество мелких — размером с песчинку — частиц сгорают в атмосфере Земли. Звездопад наблюдается каждый год, а пик его приходится на 11–13 августа. Чем чище небо — тем лучше видно падающие звезды.

Если полюбоваться Персеидами не получилось, есть шансы наблюдать метеорный поток Леониды, пик которого приходится на 18–19 ноября. В 2001 году именно этим звездопадом любовалась студентка Университета Токио Лина Окадзима, мечтавшая стать астрономом. «Я подумала: было бы потрясающе, если мы могли создать что-то подобное. Я рассказала об идее друзьям. Они тоже были восхищены, но и представить не могли, что я это действительно сделаю», — говорила спустя 10 лет Окадзима, создавшая стартап ALE.

В 2011 году частный космос только зарождался: Blue Origin Джеффа Безоса в максимальной секретности вел первые разработки, а о существовании SpaceX даже не было речи.

Окадзима тоже не сразу пришла в эту отрасль — будучи студенткой она сначала основала мобильного разработчика Reveal Laboratory. Параллельно Окадзима занималась исследованиями в открытой лаборатории Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA).

В 2008 году она получила степень кандидата наук по астрономии, но карьеру продолжила в финансах — год проработала в Goldman Sachs. В 2009-м она ушла из инвестбанка и основала консалтинговую LS-Partners, которой владела до 2012 года. 

прочитать весь текст

В свободное время все эти годы она занималась своим «звездным» проектом: разрабатывала технико-экономическое обоснование, подбирала команду. ALE наконец-то стала юридически «реальной» в 2011-м. Первые инвестиции в $7 млн Окадзима привлекла в 2015–2016 годах.

«Мы называем себя первой в мире развлекательной космической компанией. Хотим, чтобы люди видели падающие звезды и задумывались: как же им это удалось», — рассказывал координатор спутниковых программ ALE Джош Роденбо. 

Звездопад имени Nike

Миссия ALE — «пролить» первый в мире искусственный метеорный поток и сделать его таким же обыденным и одновременно восхитительным явлением, как фейерверки. Сами метеоры будут диаметром в 1 см, а состав материалов в ALE не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну. По 400 таких «звезд» планируется загрузить в каждый спутник, который отправят на орбиту. По команде с Земли спутник производит выброс, и метеоры сгорают в атмосфере, формируя приближенный к реальному эффект звездопада. «Как только мы используем все, спутники будут отправлены вниз и [тоже] сгорят в атмосфере. Они отслужат три-четыре года и поучаствуют за это время в 20–30 шоу», — поясняет Роденбо РБК.

Сами спутники будут небольшими — 60х90 см и массой около 70 кг. В каждом две части: внешний корпус и контейнер с метеорами. Группировку спутников ALE будет наращивать, «пока считает нужным» — до 30-42 штук. В планах компании к 2025 году запускать по пять-шесть спутников в год, а к 2030-му — по 10–12.

Спутники для компании собирают в Университете Тохоку, а «звездами» их наполняют прямо в токийском офисе ALE. Там же «метеоры» и тестируют, используя специальную аэродинамическую трубу с потоком горячего газа. ALE экспериментирует с разными материалами — от этого зависят цвет и яркость «звезд».

Монетизировать звездопады стартап надеялся за счет крупных корпораций. «Компании масштаба, например, Coca-Cola или Nike могли бы объявить: сегодня вечером вы увидите звездопад, который для вас организовала наша компания», — размышлял координатор ALE. Он предвкушал, как такие звездопады будут появляться на концертах, спортивных играх и других спортивных мероприятиях. О частных клиентах ALE не задумывались, но явно не отказались бы от заказчиков из списка Forbes.

Никакой науки — просто бизнес

В 2019 году стартап добрался до космоса — в декабре 2019 года на ракете носителе Rocket Lab Electron семь спутников ALE-2 отправились на орбиту. Шоу в небе над Хиросимой запланировали на 2020-й. Однако шоу пришлось отменить: как показали тесты, «одна из частей, отвечающая за выброс “звезд”, работает некорректно». Кроме того, разработчики ошиблись с расчетами силы трения, и частицы  «прилипали» друг к другу. 

«У нас обязательно получится в следующий раз!», — заявила Окадзима после провала и назвала новые ключевые даты: запуск спутников — конец 2022 года, старт коммерческой эксплуатации — в начале 2023 года.

Однако сбор денег на повторный запуск удалось начать только в 2023 году. Причем за счет краудфандинга в формате NFT. На созданном для этого сайте ALE обещают пользователям бенефиты за покупку токенов (пожизненное членство в VIP-клубе, возможность выиграть билет на «звездопад» и др.). Минимальная инвестиция — 0,1 Ethereum или почти $185 за NFT (всего их выпущено 9 тыс. штук). Стартап не раскрывает, есть ли у него другие источники финансирования, и уверяет, что искусственный звездопад — «больше, чем просто развлечение». «Изучая путь и световое излучение падающих звезд, мы стремимся разгадать тайны земной атмосферы и ускорить сбор данных о погоде на Земле», — говорится в рекламных материалах.

В проекте абсолютно нет никакой науки — только развлечение, уверен профессор Института космических исследований РАН Сергей Богачев. По его словам, естественных звездопадов вполне достаточно для изучения, а искусственные технологии «ничего не добавляют».

Сейчас на орбите и без того много отработанных космических аппаратов, добавляет гендиректор НП «Центр планетарной защиты Анатолий Зайцев. Он утверждает, что технически реально сделать искусственный звездопад, однако вряд ли запуски будут осуществляться часто из-за своей дороговизны.

Пока рассчитать рыночную стоимость технологии невозможно: рукотворные метеорные потоки сейчас только готовятся к демонстрационным запускам. ALE конкретных цифр не называет, но в 2016 году Forbes писал, что один спутник обойдется заказчику в $8 тыс. К 2023-му его стоимость выросла до $10-20 тыс., отмечает Богачев. Соответственно, запуск 5-6 спутников в год к 2025-му обойдется ALE минимум в $50-60 тыс. и это без учета дополнительных расхходов на управление ими.

«Затея с одной стороны интересна, а с другой — трата денег на такую ерунду... Лучше использовать средства на защиту человечества от астероидов и комет, чем на фейерверки», — заключил Зайцев.

Еще по теме