$ 75.56
 85.52
£ 100.85
¥ 66.73
 81.84
GOLD 1788.13
РТС 1589.38
DJIA 34899.34
NASDAQ 15491.70
 4122014.00
рынки

Российским АЗС предрекли череду банкротств

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Часть независимых АЗС, которые занимают более 60% рынка в России, оказалась на грани банкротства. Об этом на брифинге в четверг, 9 сентября, заявил директор по развитию и операционному управлению сети АЗС Shell в стране Виталий Маслов. Виной тому — оптовые цены на бензин, который такие компании покупают на бирже.

С начала года некоторые виды топлива в России подорожали почти на треть. По словам Маслова, скачок произошел в радиусе от 20 до 30%. Бизнес в таких условиях чувствует себя крайне некомфортно, подчеркнул топ-менеджер Shell. Так, его компания уже восемь месяцев генерит 1,5 рубля убытка с каждого проданного литра бензина.

По словам Маслова, на «длинном плече» подобная ситуация «просто не имеет права быть». В противном случае начнется череда банкротств независимых АЗС. 

Компания Shell работает в России с 1998 года. За это время она успела открыть в стране 411 АЗС, из которых 233 являются собственными, а 178 — дилерскими. В общей сложности на территории РФ функционируют 23 тысячи АЗС, две трети которых приходятся на независимые сети. Они лишены добывающих и перерабатывающих активов, которые имеются у вертикально интегрированных компаний: «Роснефти», «Лукойла» и «Газпром нефти».

Причина для беспокойства

Вертикально интегрированные компании имеют не только переработку, продажи за границу и оптовую торговлю. Они являются высокомаржинальными, могут оперировать интегрированной маржой, подчеркнул Маслов. Однако две трети бизнеса топливной розницы в России контролируют независимые игроки, которые не могут производить топливо и продавать его оптом. Поэтому такие компании, в частности Shell, закупают бензин на бирже.

«Здесь начинаются проблемы — у нас нет интегрированной маржи, мы можем зарабатывать только на топливной рознице, которая сейчас нерентабельна. Мы сейчас генерируем 1,5 рубля убытка с каждого проданного литра бензина. Это продолжается на протяжении уже восьми месяцев», — цитирует топ-менеджера РБК. По этой причине, сказал Маслов, многим независимым компаниям в предоставлении кредитов отказывают даже банки. 

Исследовательская группа «Петромаркет» выяснила, что с начала текущего года отмечается общая убыточность торговли 92-м бензином. В марте нулевой отметки достигла маржинальность реализации 95-го бензина и летнего дизельного топлива. Чистая маржа розничной продажи бензина в стране по состоянию на середину июля составляла минус 1,3 рубля на литр.

Также негативное влияние на развитие розницы в России оказывают ставки эквайринга. Маслов подчеркнул, что в настоящее время отсутствует паритет комиссии за эквайринг для предприятий топливной розницы (и не только) и рентабельности продаж в данной отрасли в России при существенном росте доли транзакций по банковским картам. 

Топ-менеджер убежден, что ныне действующая система ставок по эквайрингу для сетей АЗС, комиссия в рамках которой составляет примерно 1,5% от стоимости товара, давно уже устарела. Она, по мнению эксперта, требует пересмотра в сторону приведения в соответствие со ставками, действующими для ресторанов быстрого питания. Последние составляют от 0,9 до 1%.

Но Shell, добавил Маслов, как «большая и терпеливая компания», не собирается сокращать инвестиции в розничную сеть на территории РФ.

Борьба с ростом цен

В России рост биржевых цен ограничен инфляцией. Они не влияют напрямую на стоимость топлива на АЗС. Также в стране действует демпферный механизм. В соответствии с ним для крупных производителей повышаются выплаты из бюджетных средств для сдерживания цен на розничном рынке. Поэтому для крупных нефтяных компаний рост оптовых стоимостей не так страшен, в отличие от независимых сетей.

На территории европейской части РФ стоимость 95-го бензина 22 июля превысила историческую отметку в 60 тысяч рублей за тонну на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Кроме того, до рекордных значений дорожал 92-й бензин. Его цена выросла до 57,6 тысячи рублей.

На протяжении прошедших месяцев 2021 года рост цен на бензин продолжался. Из-за этого многие компании отложили традиционные летние ремонты НПЗ. В свою очередь, правительство стало готовиться к введению запрета на экспорт топлива с территории РФ.

Как отметил в конце июля глава Минэнерго Николай Шульгинов, процесс запрета будет запущен, если биржевые цены останутся на рекордных уровнях. 30-го числа ведомство обратилось в правительство с соответствующим предложением. Однако запрет не был одобрен. Нефтяникам рекомендовали увеличить поставки бензина на биржу в объеме не менее пяти тысяч тонн в сутки.

После этого 92-й бензин стал дешевле на 5%, он опустился до 54,8 тысячи рублей. АИ-92 потерял в цене 2,7%. Его стоимость упала до отметки в 58,4 тысячи рублей за тонну. 

В настоящий момент российское правительство не видит рисков повышения цен на топливо. 3 сентября в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ-2021) министр Шульгинов отметил, что на фоне окончания пика автомобильного сезона ситуация на рынке топлива стабилизируется. В связи с этим, подчеркнул он, ожидается снижение на бирже как спроса, так и предложения. Как подчеркнул его заместитель Павел Сорокин, в среднем за сутки российские компании продают на бирже 34–35 тысяч тонн бензина. Этого уровня вполне достаточно, для того чтобы удовлетворить потребности потребителя.

В четверг, 9 сентября, средние цены на топливо в России снизились впервые за год. Это касается не только оптовых, но и розничных цен. Стоимость топлива с 30 августа по 5 сентября опустилась на 0,31%. До этого она росла выше инфляции на протяжении восьми недель кряду. Сильнее всего бензин подешевел в Уфе — на 0,9%. В целом снижение цен наблюдается на территории 68 регионов России.