Top.Mail.Ru

Дмитрий Вольвач: Кавказский регион занимает одно из центральных мест в развитии МТК «Север-Юг»

28.05.202511:35
Фото: Анна Алексашкина / Росконгресс Фото: Анна Алексашкина / Росконгресс

С переориентацией российской торговли в сторону стран Азии с каждым годом все больше увеличивается значение МТК «Север-Юг». К 2030 году международный транспортный коридор будет обеспечивать до 32 миллионов тонн грузов, что более чем в 1,5 раза превышает текущие объемы.

Сегодня ведется работа по сопряжению коридора с Трансафганским маршрутом и инициативой «Таджикистан — Афганистан — Туркменистан». Об этом в ходе тематической сессии, посвященной геостратегическим территориям России, роли Кавказа и МТК «Север-Юг» в глобальной торговле заявил заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач. Дискуссия организована экспертами Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ и состоялась в рамках деловой программы Кавказского инвестиционного форума, который в эти дни проходит в Минеральных Водах.

По словам замминистра, развитие МТК «Север-Юг» призвано оптимизировать транзитное сообщение между странами Каспийского бассейна, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии.

«Одно из центральных мест в развитии этого транспортного коридора занимает Кавказский регион. На фоне трансформации международной системы торговых маршрутов участок транспортного коридора, пролегающий через Республику Дагестан, приобрел особое значение. В перспективе Махачкала может стать одним из крупнейших логистических хабов, благодаря которому будет развиваться активное взаимодействие дагестанских логистических центров, например, с иранскими портами на Каспии — Энзели, Амирабад, Каспиян», — подчеркнул Вольвач.

Развитие логистики Дагестана, по его словам, способствует росту производства в регионах Северного Кавказа, включенных в коридор, а также укреплению экономических связей между регионами России и странами Закавказья, Ближнего Востока и Центральной Азии. «Дополнительные транспортные ветки могут быть направлены на улучшение сообщения с соседними государствами, что будет способствовать развитию внешнеэкономических связей Северо-Кавказского региона», — пояснил Вольвач.

Среди наиболее значимых логистических проектов замминистра выделил проекты по капитальному ремонту и реконструкции узких участков автомобильных дорог в Дагестане и Астраханской области — строительство обходов в Астрахани, Хасавюрте, Махачкале и Дербенте. В апреле 2025 года открыто движение по двум новым путепроводам на автомобильной трассе Р-22 «Каспий», которая является частью автодорожной составляющей МТК «Север-Юг». Идет реконструкция инфраструктуры и строительство новых терминалов в порту Махачкала. Развивается портовая инфраструктура ОЭЗ в Лиманском районе Астраханской области, а также инфраструктура порта Оля.

На российско-азербайджанской границе, на автомобильном пункте Тагиркент – Казмаляр, в 2023 году переоборудованы две полосы движения для легкового транспорта под грузовой транспорт. По результатам этих работ пропуск увеличился до 600 ГТС в сутки. Пункт Ново-Филя переведен на круглосуточный режим работы, обеспечен пропуск порожних грузовых машин без количественных ограничений.

«Все это позволило нарастить взаимную торговлю. По итогам 2024 года товарооборот России и Азербайджана достиг более 400 миллиардов рублей, увеличившись на 7,7%. В весовом выражении товарооборот вырос на 6,3% — до 6,7 млн тонн. В первом квартале 2025 года взаимная торговля с Азербайджаном достигла 85,5 млрд рублей», — сказал Вольвач.

Замминистра напомнил также о строительстве новой железнодорожной станции «Самур-II» рядом с российско-азербайджанской границей, которая в перспективе увеличит пропускную способность российского участка МТК «Север-Юг» до 15 миллионов тонн грузов в год и подписанном в декабре прошлого года российско-азербайджанском соглашении по увеличению объемов грузоперевозок и улучшению транспортных связей.

«В целом с нашими партнерами мы ведем комплексную работу по созданию сквозных логистических сервисов, решаем проблемы перегруженности автомобильных пунктов пропуска и перераспределения части грузопотока на железнодорожный транспорт, прорабатываем совместную реализацию инфраструктурных проектов, ускорению таможенного контроля и оптимизации процедур, в частности, проектов «зеленый коридор» и «упрощенный таможенный коридор», — заключил Вольвач.

Модератор сессии, ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Виттория Идрисова отметила, что по экспертным оценкам, до 2030 года общий объем грузопотока по международным транспортным коридорам может возрасти на 26%.

«Мы наблюдаем формирование новой логистической географии, в которой Кавказ, Каспий и Черноморский бассейн становятся центрами притяжения экономических интересов и приумножают свое значение в различных сценариях внешнеэкономического взаимодействия», — подчеркнула она.

В работе тематической сессии также приняли участие и выступили губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, первый заместитель гендиректора Фонда «Центр стратегических разработок» Татьяна Горовая, научный руководитель Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ Александр Кнобель и первый заместитель генерального директора АО «Кавказ.РФ» Андрей Цемахович.

Организатор Кавказского инвестиционного форума — Фонд Росконгресс при поддержке Министерства экономического развития РФ. Следить за новостями форума можно на официальном сайте Кавказского инвестиционного форума: forumkavkaz.org, в социальных сетях «Телеграм» и «ВКонтакте».