На форуме «Общественный транспорт 2025» определили вектор развития отрасли
Фото: пресс-служба форума «Общественный транспорт 2025»
Форум «Общественный транспорт 2025» завершился в Конгресс-центре МГТУ им. Н.Э. Баумана. Мероприятие прошло при поддержке Минтранса РФ, его организатором выступил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), соорганизатором — Государственная транспортная лизинговая компания (АО ГТЛК).
Главными темами мероприятия стали выполнение задач нацпроекта «Инфраструктура для жизни» и преодоление ключевых вызовов: обновление парка, внедрение цифровых технологий и повышение комфорта для пассажиров.
Открывая пленарное заседание «Новый общественный транспорт: как модернизация транспорта меняет наши города», президент РСПП Александр Шохин отметил, что форум «Общественный транспорт» задумывался как площадка для открытого диалога по модернизации общественного пассажирского транспорта, в том числе и в широком контексте, связанном и с технологическим, и с пространственным развитием страны.
«Начиная с 2019 года РСПП ведет эту работу. В 2019 году мы впервые заявили о необходимости создания в России отдельной комплексной программы по обновлению пассажирского транспорта в регионах и механизму их финансирования за счет Фонда национального благосостояния», — сказал он.
По мнению Шохина, ряд вопросов, связанных с производством подвижного состава, развитием общественного транспорта в городах и с экономикой в целом, будет решен при смягчении денежно-кредитной политики и поэтапном снижении ключевой ставки Банком России.
«Для устойчивого развития транспортной системы России и выполнения задач национальных проектов необходимо обеспечить долгосрочную и предсказуемую государственную поддержку. Ключевыми условиями являются непрерывность программ льготного лизинга и финансирования до 2030 года для равномерной загрузки промышленности, а также создание постоянного механизма взаимодействия между бизнесом и правительством для своевременной и эффективной реализации этих планов», — подчеркнул Шохин.
Замминистра транспорта РФ Алексей Шило напомнил, что президент РФ поставил задачу к 2030 году привести к нормативному состоянию не менее 85% общественного транспорта в стране.
«За последние три года регионам уже передано 12,5 тыс. единиц транспорта и за счет различных мер поддержки нам необходимо будет поставить еще 32 тыс. транспортных средств, автобусов в первую очередь. Что касается городского электрического транспорта — в 9 регионах нашей страны с применением концессии городской электротранспорт обновляется: поставлено более 420 трамваев, 286 электробусов. Значительные инвестиции сегодня вкладываются в обновление инфраструктуры — 240 км трамвайных путей, 16 тяговых подстанций. Ну и в целом эта работа будет очень активно продолжаться», — рассказал Шило.
Он также поделился новостью о разработке программного продукта для регионов. «Это система мониторинга общественного транспорта, которая будет бесплатной. Она позволит собирать статистику по перевозкам, видеть количество транспорта, который обслуживает регионы. И на основе этого уже на федеральном уровне можно будет корректировать те точечные меры поддержки, которые нам нужны», — отметил он.
Перевозчики также указали на удобство при переходе на цифровые продукты, разработанные специально под нужны сферы общественного транспорта.
«Очень важна обратная связь с пассажирами и нашими сотрудниками. Мы полностью избавились от дефицита водителей, в том числе и благодаря мобильному приложению "Идеальный автопарк", у нас все вопросы решаются через него. 25 тыс. сотрудников и у всех в гаджете есть мобильное приложение. Электронные документооборот, отпуска, электронный путевой лист, выход на линию, разнарядка. Любые обращения, предложения, пожелания — все в электронном виде и мгновенный результат. Запрос, ответ — все в цифре, все легко проконтролировать, кто как отработал ту или иную задачу», — рассказал гендиректор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул.
В рамках деловой программы форума были затронуты актуальные вопросы синхронизации мер господдержки производителей с реальными потребностями регионов.
«Большую поддержку оказывают Минтранс и Минпромторг. Благодаря различным программам мы обновили порядка 250 автобусов в период с 2020 года. Один из успешных факторов — своевременное принятие программы и синхронизация работы федеральных органов власти и органов власти на местах в субъектах», — отметил замминистра, начальник управления транспортного обслуживания министерства транспорта Пермского края Александр Полыгалов.
В ходе сессии «Производство подвижного состава: меры господдержки и потребности регионов» эксперты говорили о том, как обеспечить ритмичные закупки новой техники и создать долгосрочные ориентиры для отечественных заводов. Особый интерес участников вызвала сессия, посвященная искусственному интеллекту (ИИ). Спикеры обсудили, как алгоритмы уже сегодня оптимизируют маршруты в режиме реального времени, прогнозируют пассажиропоток и повышают безопасность перевозок.
«В Тюменской области развитие общественного транспорта — одна из приоритетных задач, и мы стараемся, чтобы цифровые технологии работали на благо жителей, туристов и всех тех, кто проходит промежуточным маршрутом через территорию юга Тюменской области. У нас огромные планы по модернизации различных цифровых сервисов, которые будут работать непосредственно с нашими жителями и туристами. Например, приложение с гео-аналитикой и гео-оплатой, которое позволяет отслеживать тот или иной маршрут и оплачивать билеты онлайн», — поделился замгубернатора Тюменской области, директор департамента информатизации региона Станислав Логинов.
Деловая программа форума была сфокусирована на практических решениях. Прежде всего, речь шла об удобстве и комфортных условиях для пассажиров, создании дизайн-кодов общественного транспорта. Также участники говорили об инфраструктуре — мерах поддержки для развития водных и железнодорожных пассажирских перевозок.
«Не так давно мы миновали рубеж миллиардного пассажира на МЦК и для себя понимаем, что будем расти до второго миллиарда. Недолго нам придется ждать достижения таких же показателей и по нашим диаметрам. Мы видим интерес к проектам в других городах, других субъектах. На данный момент проект "городские электрички" в той или иной степени реализуется в 19 городах России. В этом году в Ярославле прорабатывается проект "Я-Легкое метро", где увеличиваем количество поездов, назначенных на маршруте. Раньше была технология, где мы всегда прибывали в центр города, уникальность диаметров в том, что мы стали город проследовать насквозь. Как только стали назначать маршруты с проследованием, в том числе центра города, мы увидели резкий рост интереса к перевозке», — рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Иван Колесников.
На полях форума прошли обсуждения локализации производств, адаптация российских разработок и их экспортный потенциал в условиях новых вызовов.
В работе форума приняли участие ключевые представители профильных министерств и ведомств, производителей и потребителей подвижного состава: ПАО «КАМАЗ», Горьковский автомобильный завод, Ликинский автомобильный завод, холдинг «Синара — транспортные машины», ОАО «РЖД», представители перевозчиков, а также главы регионов и финансовых институтов развития.
По итогам деловой программы было принято решение сформировать на площадке РСПП оргкомитет по вопросам развития общественного транспорта.
«Форум "Общественный транспорт" — это не просто ежегодное мероприятие, которое с одной стороны подводит итоги годовой работы, в том числе вместе с правительством, и с другой стороны ставит задачи на следующий год, то, наверное, было бы правильно организовать постоянный действующий механизм. На площадке РСПП мы готовы реализовать этот механизм и своего рода постоянные проектные бюро для того, чтобы в следующем году при проведении форума подвести итоги сложного, но тем не менее, на мой взгляд, такого ключевого года для развития системы общественного транспорта», — заключил Шохин.
По результатам форума были сформулированы конкретные предложения в адрес правительства РФ, направленные на: совершенствование механизмов господдержки для ускоренного обновления парка; стимулирование внедрения цифровых технологий и ИИ в транспортных системах городов; развитие комплексного подхода к созданию современной пассажирской инфраструктуры.
Также было отмечено, что форум в 2026 году пройдет в новом, расширенном формате. «Перезагрузка формата, перезагрузка форума, создание оргкомитета Министерством транспорта, если кратко, поддерживается», — резюмировал Шило.
