Top.Mail.Ru

Роль ГЧП в развитии городов обсудили на форуме «ГОСЗАКАЗ»

24.04.202512:20
Фото: пресс-служба форума «ГОСЗАКАЗ» Фото: пресс-служба форума «ГОСЗАКАЗ»

В рамках деловой программы форума «Госзаказ» состоялась экспертная дискуссия «Проекты развития городов: есть ли альтернатива госзаказу?», организованная ВЭБ.РФ. Участники обсудили потенциал государственно-частного партнерства (ГЧП) как инструмента для реализации инфраструктурных проектов и эффективного взаимодействия с органами власти.

Управляющий директор блока управления рисками ВЭБ.РФ Александр Киревнин отметил, что российским концессиям исполнилось 20 лет, а запуск проекта высокоскоростной магистрали между Петербургом и Москвой позволяет говорить о выводе этой схемы сотрудничества на максимальные уровни.

По мнению заместителя директора департамента по работе с органами власти ГК «Росводоканал» Владислава Валуйского, до сих пор сохраняется проблема десинхронизации ответственности между участниками процессов со стороны муниципальных властей, хозяйствующих субъектов и инвесторов. Он сообщил, что сейчас эта проблематика прорабатывается: речь идет о паре лет «каникул» от проверяющих и контролирующих органов, чтобы инвестиции дали первые результаты.

Среди поручений президента РФ — определить параметры участия госкорпорации развития ВЭБ.РФ в проектах ГЧП для контроля экономической обоснованности и справедливого распределения рисков между публичной и частной сторонами соглашений о ГЧП. И, по словам Александра Киревнина, роль ВЭБ.РФ сделает процесс прозрачнее и быстрее.

«Мы агенты в целом перечне программ, в том числе и через "фабрику" проектного финансирования. Наша новая роль — экспертная, независимая оценка проектов от трех миллиардов рублей. В общей сложности это около 80% инвестиций через ГЧП и концессии. В результате мы получим единую систему оценки», — подчеркнул он.

Вице-президент Газпромбанка, начальник департамента банковского сопровождения государственных контрактов Кирилл Грачев подчеркнул необходимость более широкого применения механизма банковского сопровождения в инфраструктурных и ГЧП-проектах. По его словам, портфель таких проектов, находящихся на сопровождении в Газпромбанке, сегодня уже превышает 1,5 трлн рублей.

«В ГЧП-проектах инвесторам важно обеспечить соблюдение сроков и стоимости работ. Главная проблема — как осуществить контроль за расходами, чтобы проекты были реализованы в рамках запланированной стоимости. Банковское сопровождение позволяет обеспечить прозрачность денежных потоков и контроль за целевым использованием средств», — отметил он.

Среди новых решений Кирилл Грачев выделил внедрение казначейско-банковского сопровождения. Этот инструмент может быть применен для усиления контроля за использованием  капитального гранта (государственных средств) при реализации проектов ГЧП.

При этом ГЧП не должно стать альтернативой госзаказу, уверен Владислав Валуйский. «Место для госзаказа — критически важные объекты, где средства могут не вернуться 20–30 лет. Или восстановительные проекты, когда нужно за короткие сроки выполнить сразу многое, как, например, в Мариуполе. Но в общих случаях ГЧП и госзаказ — это симбиоз», — считает он.

Руководитель практики инфраструктуры и ГЧП АО «Лучший выбор» Александр Долгов говорит, что прежде изменений законодательства следует определить государственную политику в этой сфере. «Единая госполитика позволяет унифицировать подходы, тогда как у нас в прокуратуре он может быть одним, в антимонопольной службе — другим, а в Минэке и Минфине — третьим и четвертым», — сказал он.

Управляющий партнер «Качкин и партнёры» Денис Качкин уверен, в свою очередь, что пока в России не хватает детальной проработки проектов ГЧП. «В контексте ГЧП очень много негатива в связи с подготовкой проектов. Нам не нужно, чтобы рынок государственно-частного партнерства резко вырос. Нам нужен рост числа продуманных проектов», — уверен Качкин.

Еще по теме