Top.Mail.Ru
рынки

Российские ритейлеры столкнулись с острым дефицитом персонала

Фото: X5 Retail Group Фото: X5 Retail Group

Российские ритейлеры столкнулись с острым дефицитом персонала, включая администраторов магазинов, кассиров и мерчандайзеров. Розничные сети объяснили это целым рядом факторов — оттоком мигрантов, переходом кадров в растущий рынок онлайн-торговли и даже демографической ямой 90-х. Но повышать ставку для новых кадров они не торопятся. 

О нехватке персонала в магазинах сообщил «Коммерсант». На проблему изданию указали несколько крупных ритейлеров. О сложностях заявили, в частности, в Fix Price, «Декатлоне» и «Ленте». В «Декатлоне» уточнили, что испытывают дефицит персонала в крупных городах. В «Ленте» сообщили, что укомплектованность штата зависит от региона и составляет от 65 до 92%.

На проблему с нехваткой сотрудников указывают также данные сервисов по поиску работы. Так, по информации HeadHunter, число вакансий кассиров в этом году выросло на 196%, а администраторов — на 377%. У SuperJob в октябре количество вакансий кассиров в FMCG-ритейле год к году увеличилось на 153%, мерчандайзеров — на 57%, администраторов магазинов — на 94%.  В «VK Работа» констатировали, что по сравнению с прошлым годом число желающих работать в рознице снизилось вдвое. 

С чем связан дефицит кадров 

Директор Fix Price Антон Максименко связал дефицит персонала, в частности, с нехваткой трудовых мигрантов и оттоком с рынка работников старшего возраста из-за опасений на фоне пандемии коронавируса. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров еще одним важным фактором назвал переток неквалифицированных кадров из розницы в онлайн-сегмент и курьерскую доставку.

«Из-за роста интернет-торговли компании, нуждающиеся в курьерах, привлекают их более высокими ставками оплаты. Но, как ни странно, и этого недостаточно, так как сейчас наблюдается дефицит доставщиков», — отметил он. 

Впрочем, статистика рынка труда не подтверждает информацию о массовом переходе кассиров в курьеры, отметили в исследовательском центре SuperJob. В Delivery Club добавили, что доля курьеров, пришедших в компанию из розницы, не превышает нескольких процентов. 

Вице-президент Inventive Retail Group Ксения Васильева к причинам нехватки персонала добавила еще и демографический кризис 1990-х годов, в результате которого уменьшилось работоспособное население. А коммерческий директор «Работа.ру» Владимир Корицкий не исключает, что дефицит связан с открытием крупными ритейлерами новых точек. 

Компании стараются удерживать персонал повышением зарплаты и стимулирующих выплат, а нехватку людей — компенсировать автоматизацией работы в зале. Они также начали вводить гибкий график и снижать штрафные санкции. Однако пока это не помогло решить проблему полностью. При этом привлекать новые кадры ставками выше рынка бизнес не спешит. По их мнению, гонка зарплат только увеличит инфляцию и в конечном счете ударит по игрокам рынка. 

Ритейлеры не прогнозируют завершения кадрового голода. Они считают, что проблема исчезнет, когда решится вопрос с ввозом мигрантов на российский рынок. Речь идет об упрощении процедуры получения разрешительных документов и снижении цен на авиабилеты.

Кадровый голод 

С серьезным дефицитом кадров столкнулся не только ритейл. На нехватку работников сетуют также в общепите, гостиницах и ресторанах. В России, как и в США, вакансий в ресторанно-гостиничном секторе становится больше, а соискателей — все меньше. Спрос на персонал в сегменте HoReCa (отели, рестораны и кафе) вырос с января по сентябрь более чем в два раза к аналогичному периоду прошлого года. 

Генеральный менеджер отеля «Гельвеция» в Санкт-Петербурге Юнис Теймурханлы признался, что ситуация с дефицитом персонала — худшая за последние пять лет. По его словам, из-за нехватки мигрантов «провалилось» нижнее звено так называемого линейного персонала (подсобные рабочие, мойщики, грузчики багажа). Это 60% персонала отеля. Обострился также дефицит горничных — при высоком объеме продаж номера просто некому убирать. 

Эксперты объяснили, что россияне на этих позициях, как правило, не работают. Они игнорируют данные вакансии, поскольку считают такую работу непрестижной и низкооплачиваемой. 

«Молодые люди сегодня хотят работать за другие деньги, и вряд ли можно предположить, что люди с высшим образованием пойдут на эту работу», — отмечал вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов.  

Кроме того, ресторанно-гостиничный бизнес сильно пострадал в пандемию. Нежелание людей работать в этой сфере обусловлено еще и тем, что любые ограничения, связанные с пандемией, начинаются именно с ресторанов.

Они не могут обеспечить стабильную занятость сотрудникам, которым нужно оплачивать учебу, кредиты и кормить семью. Повышение выплат работникам даже на треть, по мнению экспертов, не решит проблему. Заведения потом неизбежно снизят зарплаты или повысят цены, так как арендная плата, себестоимость продуктов и налоги остаются прежними.

В связи с острым дефицитом рабочей силы в Россию решили вернуть десятки тысяч мигрантов. В октябре на сайте посольства Узбекистана в Москве появилась информация о том, что РФ разрешила въезд для 158 тысяч граждан республики, которым ранее он был запрещен. Эта информация стала поводом для бурного общественного обсуждения. 

Эксперты и политики призвали сокращать потоки мигрантов до минимума, а рабочие места создавать для граждан России.

«Ошибочное и крайне вредное решение! Надо не миграционные амнистии проводить, а масштабную миграционную оптимизацию», — написал депутат Госдумы Алексей Журавлев (ЛДПР) в Facebook.

Еще по теме