Top.Mail.Ru

Telegram предложит инвесторам вложить $1 млрд в облигации компании

26.02.202117:31
Иллюстрация: «Ко» Иллюстрация: «Ко»

Telegram предлагает инвесторам вложить 1 миллиард долларов в его облигации. Мессенджер постоянно несет убытки, группе не хватает капитала, а активы не покрывают обязательства.

Это следует из финансовой отчетности группы за 2018-2020 годы, которую проанализировал VTimes*. К концу апреля Telegram должен вернуть инвесторам долг на сумму более 600 миллионов долларов. Чтобы разрешить ситуацию, команда мессенджера просит деньги у инвесторов и обещает, что введет целый набор проектов монетизации Telegram, чтобы вернуть деньги через пять лет и позволить компании выжить.

Проблемы, планы и финансовые показатели Telegram описаны в документах, которые команда мессенджера разослала потенциальным покупателям облигаций. VTimes изучили документы, которые были разосланы в декабре прошлого года, их подлинность и актуальность подтвердил один из получателей рассылки мессенджера.

Telegram показал потенциальным инвесторам аудированную консолидированную финансовую отчетность группы за 2018 и 2019 годы и неаудированные данные за первую половину 2020-го. Аудиторы российского офиса PwC указали на значительные финансовые риски компании.

Ее убыток в 2019 году составил 150,9 миллиона долларов и 172,7 миллиона долларов годом ранее. В то же время у компании был отрицательный капитал (323,5 миллиона долларов в 2019 году и 172,7 миллиона долларов в 2018-м), а обязательства превысили активы — на 418 миллионов долларов и 245 миллионов долларов.

Аудиторы указали на высокий уровень неопределенности, который может вызвать серьезные сомнения в способности компании продолжать деятельность при таких показателях. За первую половину 2020 года проблема не была решена: остался дефицит в 172 миллиона долларов.

В течение 2,5 лет, за которые представлена отчетность, группа не получала дохода от операционной деятельности, следует из документа. Это не помешало ей получить прибыль — 151,3 миллиона долларов в первой половине 2020 года. Помог единовременный доход в размере 303 миллионов долларов в результате переоценки задолженностей перед инвесторами, поясняет Telegram.

Компания, как и в предыдущие периоды, потратила часть этого дохода на разработку и поддержку продукта (87,7 миллиона долларов), административные и финансовые расходы (50,2 миллиона долларов) и т. д.

Telegram не скрывает от инвесторов проблемы финансирования операционной деятельности и подробно описывает риски, которым подвержена группа. Большая часть выручки от размещения облигаций нужна для быстрого погашения долгов перед инвесторами, а остальная часть — для продолжения операционной деятельности. У Telegram короткая история бизнеса и новая бизнес-модель, что затрудняет прогнозирование его будущих результатов, а стратегии монетизации могут не сработать, предупреждает группа.

Telegram планирует разместить пятилетние облигации со сроком погашения в 2026 году с номинальной стоимостью не менее 200 тысяч долларов на Международном рынке Лондонской фондовой биржи. В феврале «Коммерсант» писал о размещении среди закрытого круга инвесторов с минимальным чеком в 50 млн долларов. Закрытое размещение также может быть проведено на бирже.

Эмитентом выступит материнская структура Telegram Group Inc. (BVI). На момент публикации документов, изученных VTimes, у нее была выпущена только одна акция — она принадлежит Павлу Дурову. При этом в документах указано, что компания также имеет максимум 50 тысяч объявленных акций (без указания номинальной стоимости и класса).

Согласно документам, если Telegram проведет IPO, держатели облигаций получат право конвертировать их в акции с 10-процентным дисконтом к цене размещения. IPO на крупной международной бирже — стратегический вариант для компании, способный привлечь больше капитала от более широкого круга инвесторов, пишет Telegram.

Основным источником дохода станет реклама в Telegram-каналах. Каждый месяц Telegram генерирует в среднем примерно 350 миллиардов просмотров на 42 миллиона активных каналов. Если аудитория мессенджера будет расти на 40% ежегодно, то к 2025 году число показов увеличится примерно до двух триллионов и каждый десятый пост может быть рекламным.

Дополнительные возможности заработка, которые рассматривает Telegram, — это продажа премиальных стикеров на отдельной торговой площадке Telegram, внедрение игр в чат на основе модели распределения доходов со сторонними разработчиками игр, которые могут зарабатывать на рекламе в них, а также введение дополнительных функций для корпоративных клиентов. В 2021–2022 годах Telegram планирует инвестировать в это направление.

Кроме того, мессенджер рассматривает модель распределения доходов с администраторами групп: поскольку Telegram не хочет показывать рекламу в групповых чатах, мессенджер описывает идею разделения доходов с администраторами группы, которые сами заинтересованы в размещении рекламы в них.

Также возможным способом заработка для Telegram станут короткие видеоролики (аналог сторис) с интеграцией рекламных роликов и платформа для продаж: Telegram может предлагать продавцам размещать каталоги продуктов с оптимизированными способами оплаты и вариантами доставки.

Ранее Павел Дуров обещал, что реклама будет только в каналах, а данные о пользователях для таргетинга не будут собираться.


* признано в России СМИ-иноагентом