Top.Mail.Ru
архив

А пони тоже кони

В крупных городах Европы подавляющее большинство жителей предпочитают передвигаться на компактных и юрких автомобилях. Да и зачем, собственно, возить воздух и мучиться с парковкой? «Ко» протестировал два самых маленьких серийных автомобиля – Smart и DaewooMatiz. По результатам испытаний могу сказать, что эти автомобильчики – самые мобильные из всех испытанных мною видов индивидуального транспорта. Быстрее по Москве можно путешествовать разве что на чем-нибудь двухколесном.

 

«В ямку – нырк, в норку – шмыг». Именно так в двух словах я бы описал свои ощущения от Smart – самого необычного серийного автомобиля современности. Поездка на этой машине – нечто большее, чем банальное перемещение из пункта А в пункт Б. Это настоящий аттракцион, ослепительно яркий и захватывающий дух.

Первое, что приходит в голову при виде этого автомобиля: «Господи! Да как же в этой крохотульке можно уместиться?!» Длина Smart – всего 2,5 м, ширина – 1,5 м, высота – 1,55 м, вес – 720 кг. Машинка настолько компактна, что ее можно парковать перпендикулярно тротуару, а при «стандартном размещении» на площади, занимаемой одной «Волгой», умещаются два Smart. Однако внутри автомобиля совсем не чувствуешь себя пресловутой «лягушонкой в коробчонке». Smart дает водителю и пассажиру ощущение безопасности и простора. Такое впечатление возникает из-за очень широкого торпедо: чтобы дотянуться до нижней кромки лобового стекла, придется даже немного привстать с кресла. Внутреннее пространство визуально расширяется и за счет того, что благодаря большой площади остекления (даже крыша у автомобиля сделана прозрачной) Smart буквально залит светом.

Чувство спокойствия внушает и выставленный «напоказ» каркас автомобиля. Металлические элементы несущей конструкции кузова выкрашены в серебристый цвет, который подчеркивает элементы пассивной безопасности Smart. А внутренняя отделка и наружные кузовные панели из пластика контрастируют с каркасом по фактуре и цвету.

Вообще чувствуется, что конструкторы Smart из кожи вон лезли, чтобы автомобиль изнутри оказался больше, чем снаружи. И им это удалось. Двое взрослых мужчин под 100 кг веса, сидя в этом автомобиле, не будут чувствовать себя в чем-то ущемленными. Остается много места и для багажа: мелкие вещи можно распихать по нишам приборной панели, под лобовым стеклом расположены большие полки, да и сам багажник способен вместить четыре ящика пива. Правда, конструкторы, ответственные за эргономику салона, забыли о людях ростом ниже среднего. Ни руль, ни сиденья автомобиля по высоте не регулируются.

 

Мечта сбылась: игрушечная машина едет по-настоящему

За рулем Smart чувствуешь себя водителем дорогого игрушечного автомобиля. Игрушечного не по размерам, а по духу.

Передняя панель выполнена в виде двух изогнутых горизонтальных консолей, которые объединены блоком управления микроклиматом. В центре, словно маленькие перископы, торчат тахометр и аналоговые часы, по бокам – сопла системы вентиляции. На вертикальную стойку под нижней консолью можно по своему усмотрению нанизывать дополнительное оборудование – пепельницу, подстаканники, коробочки для мелких вещей и т.д. Гармонично смотрится тканевая обивка передней панели: она выполнена из того же материала, которым обтянуты сиденья.

Кстати, при желании можно заказать Smart с кожаным салоном. Такие автомобили, в частности, выпускает тюнинговое ателье Brabus. Но и в «стандарте» Smart весьма неплохо укомплектован: электростеклоподъемники, кондиционер, тахометр, аналоговые часы, магнитола, сигнализация, две подушки безопасности (можно дополнительно заказать еще две), легкосплавные колесные диски, АБС, traction control, автоматическая трансмиссия.

Даже не знаю, что приятнее и веселее – сидеть за рулем этого автомобиля или любоваться им снаружи. Smart редкий гость на московских магистралях, а жаль – дополнительная порция улыбок в наших пробках не бывает лишней.

Этот автомобиль обладает качествами хамелеона. Все его кузовные панели сделаны из пластмассы. Комплект «обвеса» стоит около $1400. Если надоест ездить, скажем, на черной машине, можно купить пластиковые панели другого цвета. После нехитрой операции по их замене (делается это за пару часов) создается впечатление, что вы купили другой автомобиль. Пластиковые детали, кстати, не ремонтируются, а заменяются целиком.

Впрочем, хватит обсуждать автомобиль в «статике». Ключ на старт (замок зажигания здесь расположен как у SAAB – у рычага переключения передач)! Приключения начались. Если не сбрасывать скорость перед неровностями, то езда на Smart будет похожа на родео – трясет нещадно. Периодически создается ощущение, что автомобиль вовсе лишен подвески. Поэтому лучше дорожные неровности объезжать, благо острый руль (без гидроусилителя) это позволяет.

Smart не относится к разряду моделей «сел и поехал»: к автомобилю надо привыкнуть. Главное на первых порах – разобраться с системой переключения передач.

Ради компактности Smart оснастили хитрой шестиступенчатой КПП, в которой сцеплением и переключением передач управляют электроприводы. То есть в распоряжении водителя две педали – газ и тормоз. Роль «левой ноги», выжимающей сцепление, выполняет электрический мотор, а сигналом к началу его работы служит перемещение рычага переключения передач.

Можно переключать скорости вручную, покачивая рычаг от себя (повышающая передача) и к себе (понижающая передача). А можно установить автоматический режим выбора передач. Но даже при этом, чтобы тронуться с места, мало отпустить педаль тормоза (как это обычно происходит на автомобилях с обыкновенной автоматической «коробкой») – надо еще нажать на педаль газа. При таком алгоритме работы КПП очень неудобно трогаться в горку: только начинаешь переносить правую ногу с педали тормоза на газ, как машина начинает катиться назад. Поэтому для начала неплохо овладеть приемом из арсенала автогонщиков, которые тормозят левой ногой.

Если доверить переключение передач «автомату», то пассажир наверняка подумает, что автомобилем управляет новичок из автошколы. При каждом переключении водитель и пассажир склоняются в «японском приветствии». Запаздывания «автомата» столь велики, что порой боишься совершать обгоны. Поэтому мне показалось гораздо удобнее переключать передачи в ручном режиме. Но и этому приему необходимо научиться.

На панели приборов есть окошечко, в котором отображаются режимы работы трансмиссии. С автоматическим режимом (когда на дисплее высвечивается буква «А») все ясно (см. выше). Если же передачи переключаются вручную, то в окошечке появляются цифры, соответствующие выбранной «скорости». При этом электроника подсказывает, когда необходимо браться за рычаг. Если умная машина предлагает перейти на повышающую передачу, то на экранчике появляется стрелка, направленная вверх, а если на понижающую – стрелка поворачивается вниз.

Так вот, чтобы ездить плавно, без рывков, а главное, активно, на эту стрелку смотреть не нужно. Переключать передачи следует, что называется, на слух, благо мотор поет свою песню громко. Есть и еще один нюанс. При разгоне, когда КПП работает в ручном режиме, передачи надо «подтыкать» постоянно, а вот при торможении хитрая «коробка» сама включает понижающие передачи.

Что и говорить, замысловатый алгоритм. Однако его надо освоить, иначе от общения со Smart останутся одни неприятные ощущения. Зато, как только найдешь с мудреной «коробкой» общий язык, автомобиль начинает «заводить». На третьей передаче он разгоняется под 100 км/ч. Для более спокойных водителей есть экономичные пятая и шестая передачи. Трехцилиндровый мотор объемом 0,6 л и мощностью 45 л.с. моментально раскручивается до максимальных 6000 оборотов (потом включается ограничитель). Это позволяет Smart «делать» на светофорах не только «девятки», но и некоторые «взрослые» иномарки. При этом короткобазный автомобиль уверенно держит прямую. На предельной скорости 130 км/ч (ограничена электроникой) не чувствуешь никакого дискомфорта. Главное – не попадать на пологие волны асфальта, а уж если занесло на них, то «крепче за баранку держись, шофер».

По остроте управления Smart чем-то напоминает гоночный карт. Вас так и подмывает прошмыгнуть в «игольное ушко» между какими-нибудь «КамАЗами». А вот увлекаться крутыми виражами на больших скоростях не стоит. Если не рассчитать скорость входа в поворот, то тоненькие передние колеса сорвутся в скольжение. На прежний курс автомобиль вернется только со сбросом скорости. Впрочем, от экстремальных ситуаций спасают противозаносная система (устанавливается «в стандарте») и АБС с электронным управлением тормозным усилием.

Производители называют Smart всесезонным автомобилем. В Европе для него выпускаются комплекты зимней резины, цепи противоскольжения и даже багажники для перевозки сноубордов… Летом на этом автомобиле ездить по Москве весело. Зимой же, я думаю, просто обхохочешься.

Если говорить о перспективах этого маленького автомобиля серьезно, то в Европе Smart продается успешно. Его производство началось в конце 1998 года, и за первые два года было продано около 200 000 машин. А в первом квартале нынешнего года DaimlerChrysler даже идет с опережением графика – продано уже 28 400 Smart. Причем 9000 автомобилей было реализовано в Германии, еще 8500 – в Италии. Все большей популярностью модель пользуется в Англии и Японии.

Выбор европейцев понятен: при весьма незаурядной внешности и пристойных ездовых качествах автомобиль весьма экономичен. Например, в Англии он был официально признан самым выгодным автомобилем с точки зрения затрат на эксплуатацию. Его владельцы тратят всего 11 центов на 1 км пробега машины.

Что касается России, то у нас Smart вряд ли будет продаваться не то что тысячами, но даже и сотнями. По некоторым данным, за два года в столице нашли своих владельцев всего около 40 автомобильчиков. Никто не желает покупать машину стоимостью более $14 000 (в Европе Smart продается менее чем за $10 000) только ради экономии на бензине. О появлении у нас в стране официального дилера Smart речи пока нет. Нет и достойного сервиса. Но, думаю, автомобилей Smart в Москве со временем прибавится: уж больно заводная машинка. Главное – научиться правильно в нее «играть».

Еще по теме