Top.Mail.Ru
архив

Аксененко отдыхает

Долго готовившуюся операцию по отстранению влиятельного хозяина железнодорожной монополии президентская команда провела быстро и решительно. Все окончательно прояснилось только в четверг вечером: Николай Емельянович ушел в «очередной отпуск» продолжительностью шесть с половиной недель, с 24 октября по 7 декабря. Из таких отпусков чиновники обычно не возвращаются. Приказом по МПС и.о. министра назначен Александр Целько, бывший до сих пор заместителем Аксененко.

Операция «Аксененко» отчасти напоминает операцию «Вяхирев», а отчасти – устранение с политической арены и вывод из бизнеса Гусинского и Березовского. Все прегрешения министра известны давным-давно (статья в «Ко» №40/2000 от 24 октября называлась «Локомотив истории: Николай Аксененко не сумел легализовать МПС». Как выяснилось, мы ошиблись на год: теперь действительно не сумел). Последние откровения Генпрокуратуры и тоже в четверг опубликованный написанный еще в июне отчет Счетной палаты по МПС добавляют к известной картине только одно: руководство МПС было убеждено в неприкосновенности и вело себя очень самоуверенно. МПС не считало нужным «работать над ошибками»: главный вывод Счетной палаты – не новые цифры и факты, а доказательство того, что нарушения в расходовании денежных средств, в предоставлении отдельным коммерческим организациям льготных скидок и перепродажа скидок другим фирмам и т.п. «не устранены и продолжают иметь место в настоящее время». Как будто Аксененко считал, что ему ничто не угрожает.

Устранение Аксененко произведено логично и чисто. Если вспомнить Вяхирева, Генпрокуратура сыграла роль совета директоров, а Счетная палата – роль PricewaterhouseCoopers. Аксененко уходить не собирался. Путин занял жесткую позицию: сначала Дмитрий Козак заявил, что негоже исполнительной власти давить на прокуратуру. Министр пытался было остановить топор, заявив, что в его лице дискредитируется все правительство, но организатор судебной реформы исполнил свою партию без фальши: министр, дескать, до сих пор верит, что в России исполнительная власть может оказывать давление на не зависящую от нее Генпрокуратуру. А она не может, так что обжалуйте в судебном порядке. Владимир Путин не мог не согласиться с выводом своего протеже: «Если у прокуратуры есть какой-то материал на Аксененко, и она считает, что нужно возбуждать уголовное дело, то это ее право». Это было во вторник, а к четвергу министр сдался.

Отстранение Аксененко – очередной после весенних перестановок в правительстве шаг Владимира Путина к избавлению от наследства Семьи. Аксененко мог быть уверен в себе: к нему благоволили Волошин и Касьянов. Не случайно попробовавшие было год назад побороться с реформой по Аксененко МАП и МЭРТ быстро сложили руки. Собственно, аксененковский сценарий заключался в легализации сложившихся в его хозяйстве внутриотраслевых бизнес-отношений. И эта программа была и остается (она утверждена и начинает выполняться правительством) беспримерной по тому, с какой полнотой в ней отражены кастовые интересы «железнодорожного землячества».

Отстранение Аксененко закрепило радикальную смену экономического пейзажа. Президент Путин набрал силу – год назад убрать Аксененко было невозможно. Теперь же самое время: до начала реформы МПС остались считаные недели, после чего процесс легализации мог стать необратимым. Активы из МПС, как можно понять из отчета СП и намеков Генпрокуратуры, выводились не менее активно, чем из «Газпрома». А Кремль вполне осознал, что вернуть удастся не все. Кроме того, усиленно подготавливаемые законы подвели бы базу под растаскивание государственного бизнеса по частным лавочкам.

Собственно говоря, приватизация по Аксененко ничем не хуже и не лучше чубайсовской ваучерной приватизации, которая узаконила стихийный захват собственности советским директоратом. Просто Аксененко опоздал: то, что было возможно, «правильно», «либерально» и «по-западному» десять лет назад, совершенно неприемлемо сейчас.

Радость эту омрачает только такое соображение: снятие одного министра ничего не меняет. За его спиной могучие железнодорожные элиты с понятными взглядами на жизнь, будущее и свое в нем место. Значит, надо «сажать на МПС» команду хорошо отобранных «питерских специалистов». Но и это не решает проблемы. Если не менять содержание и временные параметры реформы МПС, то «специалисты» даже и ахнуть не успеют. Это ведь не «Газпром» с его относительно стабильным, налаженным бизнесом и внутрихолдинговыми отношениями. Времени на то, чтобы вникнуть, просто нет. Тогда все пойдет по образцу Аксененко, оставившего на хозяйстве Александра Целько, только не так беззастенчиво. Самое худшее, если новая команда тоже «влипнет» в раздел имущества.

Вторая опасность и вполне вероятная возможность – законсервировать МПС, пока питерская команда им вполне не овладеет. Отложили ведь реформу «Газпрома». Однако монопольное МПС с его моделями управления, издержками, с его инвестиционной и тарифной политикой, с его качеством услуг, наконец, консервировать очень опасно. В отличие от «Газпрома» в своем нынешнем полусоциалистическом бытии оно не просто чахнет и упускает возможности развития, но и активно вредит экономическому развитию страны. Сделано даже не полдела, а много меньше. И после расчистки места, где когда-то стояли Авгиевы конюшни, придется решать, что здесь строить дальше.

Еще по теме