Архетип Феникса: российский автопром восстает из пепла
Конец года опять подкрался как-то неожиданно. Казалось бы, только недавно Игорь Моржаретто, шеф-редактор радио «Автодор» и партнер аналитического агентства «Автостат» писал в «Компанию» про невеселый для автопрома 2022-й, и вот пожалуйста — время посмотреть уже на прошедший 2023 год. Но в этот раз алармистского стона не будет. Жизнь показала, что наши парни оказались крепче, чем казалось год назад. И на наших глазах поднимают российский автопром из пепла.
Нынешний кризис, конечно, отбросил наш автопром на несколько лет назад. Еще бы — отрасль была теоретически готова выпускать до 3,5 млн автомобилей в год, многие модели — причем не только иностранных, но и национальных марок — успешно продавались за рубежом. Активно запускались и начинали работать производители компонентов мирового класса.
Например, шины, произведенные в Ленинградской области и Ульяновске, активно продавали в Европе и Канаде. Мы гордились тем, что российский автопром — важная часть мировой автомобильной промышленности, что у нас свои заводы открыли десятки ведущих мировых компаний.
Полтора года назад ситуация изменилась. И оказалось, что с одной стороны — все плохо. А с другой — что целый ряд предприятий умеет и может работать даже в тяжелейших условиях, когда со всех сторон душат санкции, а традиционные поставщики исчезли в один момент. Так что наш автопром хоронить рано, а о некоторых предприятиях и тенденциях надо рассказать особо.
«АВТОВАЗ»
Этот год для крупнейшего российского автопроизводителя был совсем непростым. Благодаря титаническим усилиям всего коллектива — сорри за пафос, но без него никак — многое из намеченного удалось сделать, например возобновить в марте серийное производство модели Vesta, пусть и в упрощенном варианте. Что-то не получилось. Пока. Например, возвращение на конвейер модели Largus снова пришлось перенести — теперь на весну следующего года. Так же, как и появление (вернее, возвращение) целого ряда опций — таких, как система стабилизации или круиз-контроль.
Как рассказал глава «АВТОВАЗа» Максим Соколов, производство автомобилей Lada не останавливалось, несмотря даже на то, что в сентябре в отношении предприятия были введены санкции со стороны США. По его словам, автопроизводитель предвидел это и заранее готовился к санкциям, активно занимался импортозамещением. И в результате за последний год «АВТОВАЗ» успел локализовать более чем тысячу различных компонентов и материалов.
А еще президент «АВТОВАЗа» Максим Соколов заявил, что компания практически достигла IT-суверенитета, заместив более 400 специализированных программных продуктов. По его словам, речь в том числе идет о специальных программах по отгрузкам, закупкам и взаимодействию с поставщиками.
Кроме того, президент «АВТОВАЗа» рассказал, что удалось в течение года перенести производство популярного вэна — модели Largus — на площадку в Ижевск. Предсерийный выпуск и бензиновой, и электрической версии намечен на конец этого года, а серия — весной. В июне этого года глава «АВТОВАЗа» дал старт выпуску на площадке в Санкт-Петербурге новой модели — кроссовера Lada X–Cross 5. Пока, по сути, это перелицованный автомобиль китайского концерна FAW, но была обещана быстрая и глубокая локализация. Прошло полгода, старт продаж модели обещают в декабре, цены пока не объявлены.
Некоторое время назад пошла гулять информация, что из-за разногласий с партнером производство модели в Санкт-Петербурге может быть прекращено. Но на «АВТОВАЗе» эти слухи опровергли. И подтвердили, что сейчас идут интенсивные переговоры с несколькими «потенциальными восточноазиатскими партнерами», чтобы в перспективе занять свободные мощности на своих площадках в Тольятти, Ижевске и Питере. На каждой из них может «мирно сосуществовать» по несколько моделей разных компаний. И еще «АВТОВАЗ» рассчитывает возобновить производство автомобилей Lada на заводе в Казахстане — уже в 2024 году. По словам Соколова, Казахстан — одно из стратегических направлений по развитию экспорта бренда Lada.
Всего же за 8 месяцев этого года «АВТОВАЗ» продал 206,3 тыс. автомобилей — ровно в два раза больше, чем за январь — август 2022-го. Планы на этот год — собрать и продать порядка 400 тыс. автомобилей. В то же время, по словам главы концерна, сохраняются риски недопоставок ряда автокомпонентов, преимущественно связанные с поставщиками второго и третьего уровня, как, например, сырья, поэтому планы могут быть скорректированы.
«АВТОТОР»
В наиболее тяжелом положении из российских заводов оказался калининградский «АВТОТОР». На протяжении четверти века он занимался контрактной сборкой автомобилей зарубежных марок (и собрал их более 2,5 млн штук). В одночасье поставки машинокомплектов из Германии и Южной Кореи прекратились. Более того, в последние годы «АВТОТОР» активно работал над созданием собственной линейки электромобилей и гибридов вместе с партнером из Кореи; были построены и частично оснащены 12 предприятий по выпуску комплектующих в Калининграде. Поэтому российской компании пришлось одновременно решать сразу множество задач. И — успешно.
С одной стороны, удалось в кратчайшие сроки, буквально за полгода, развернуть производство на основной площадке «АВТОТОРа». Теперь здесь собирают легковые и коммерческие автомобили китайских марок — Kayai, BAIC, SWM и др. По словам основателя и главного акционера «АВТОТОРа» Владимира Щербакова, переговоры с потенциальными партнерами из КНР велись давно, их просто пришлось резко активизировать.
А поскольку у российской команды был огромный опыт работы с корейскими производителями, довольно быстро получилось построить новые логистические цепочки и организовать сборку. Там, где раньше собирали модели Kia и Hyundai, сейчас присутствуют уже шесть китайских марок. Обсуждаются еще несколько проектов, и в следующем году должны увеличить число моделей как минимум до 25, чтобы присутствовать на рынке практически во всех сегментах.
При этом не отказались и от идеи запустить производство собственных электромобиля и гибрида — для этого уже построен отдельный завод. В этом году, как обещают, обязательно выйдет пробная партия. Но есть и еще одна задача — как считает Владимир Щербаков, главная — запуск тех самых 12 заводов по производству автоагрегатов и комплектующих, чтобы создать компонентную базу. Ведь многие нынешние проблемы в отечественном автопроме от того, что такой отрасли не было или она была полностью отдана на откуп иностранцам. А уже имея такую базу, можно смело запускать и собственное производство электромобилей и гибридов, и новую (и неожиданную) программу ремоторизации.
Эту идею уже поддержали в Минпромторге России, а в качестве «полигона» выбрана, естественно, Калининградская область. Речь идет о замене на массовых моделях автомобилей (примерно 7–8-летних) ДВС на электрическую силовую установку. Неожиданно, но, как уверяют, вполне технически решаемо. И главное, экономически выгодно! Впрочем, это отдельная тема. Пока же по плану завод в этом году должен собрать порядка 70 тыс. автомобилей.
«СОЛЛЕРС»
В схожей ситуации оказалась и другая российская компания — «СОЛЛЕРС». На нескольких заводах собирали и успешно продавали автомобили Ford, Mazda, Isuzu. Все эти компании свернули свою деятельность в России в прошлом году. Правда, продолжал работать УАЗ (он тоже входит в группу «СОЛЛЕРС»), но заслуженная «буханка» никак не в состоянии заменить на нашем рынке успешный Ford Transit — эти фургоны собирали на заводе в Елабуге.
Но опять же быстро удалось найти нового партнера — китайскую компанию JAC, и производство новых LCV под собственным брендом Sollers стартовало уже в декабре прошлого года; в этом — перешли на выпуск по технологии полного цикла. Причем российская компания приобрела лицензию на производство коммерческих автомобилей и дизельных двигателей — с правом вносить необходимые конструкционные изменения, разрабатывать собственные модификации и т. д. Уже запущен в Елабуге моторный завод, а будущая программа локализации включает в себя штамповочное производство, выпуск ключевых электронных компонентов, элементов шасси и т. д.
Сейчас на площадках в Елабуге и Ульяновске выпускают две модели — Sollers Atlant и Argo, которые, по словам Адиля Ширинова, председателя Совета директоров ПАО «СОЛЛЕРС», «станут важными игроками сегмента LCV в России — они способны закрыть все потребности бизнеса в легких коммерческих перевозках». Основные преимущества моделей Sollers — лучшая стоимость владения в классе, широкий выбор модификаций, их богатое базовое оснащение, универсальность. Это компактные автомобили для внутригородских перевозок с возможностью въезда в центр крупных городов. А дизельные двигатели, собранные на заводе «СОЛЛЕРС» в ОЭЗ «Алабуга», будут в перспективе устанавливаться не только на коммерческие автомобили, но и на внедорожники УАЗ. И пикапы Sollers ST6, сборка которых уже стартовала на заводе во Владивостоке. В ближайшей перспективе — локализация современной 6-ступенчатой механической коробки передач на Заволжском моторном заводе (ЗМЗ). Она пригодится всем предприятиям, входящим в группу.
За 9 месяцев этого года продано 4,9 тыс. автомобилей марки Sollers, причем с каждым месяцем объемы возрастают. Так, за сентябрь покупателей нашли 1,1 тыс. авто. План на первый год работы — произвести и продать не менее 10 тыс. машин.
Российских производителей пытается поддержать и Минпромторг — с помощью самых разных программ, промышленных субсидий и регуляторных мер. В случае с последними возникает больше всего вопросов. Например, резкое увеличение в августе утилизационного сбора сразу привело к повышению цен на все автомобили, в том числе и произведенные в РФ. А вот появятся ли при этом новые иностранные инвесторы — большой вопрос.
Думаю, что в нынешней «санкционной» ситуации — маловероятно. И предложенное недавно изменение системы начисления баллов за уровень локализации (а при определенных условиях это дает возможность получить компенсацию за уплату утильсбора и доступ к госзакупкам) вызывает серьезные возражения у производителей. Не привело бы это к ухудшению условий работы…
Но все равно — жизнь продолжается, возникают новые проекты. Успешно работают ГАЗ и «КамАЗ», обещает выпустить очередную модель завод «Москвич», к концу года могут заработать и производственные площадки в Калуге и Подмосковье. А также наращивают ввоз в страну наши соседи — компании из КНР. Ныне все вместе они занимают уже свыше половины нашего рынка — дилерские центры по всей стране открыли уже салоны двух десятков марок.
А вот представители других стран что-то к нам пока не спешат…
Разочарование года — Иран
В начале года нам объявили, что производители из Исламской республики Иран запланировали экспортировать на наш рынок не менее 20 тыс. автомобилей. Причем такие намерения даже подтверждались на дипломатическом уровне.
Но, честно говоря, за последние пару лет представители иранского автобизнеса неоднократно заявляли, что они очень хотят прийти на российский рынок и готовы предложить нашим покупателям целую россыпь интересных (и главное — недорогих) моделей. Однако это все больше похоже на некие ритуальные заклинания.
На самом деле, по каким-то причинам их компании (а в стране их работает несколько, и все вместе они производят более 1 млн автомобилей в год) — к нам не спешат. Выжидают? Присматриваются? Опасаются западных санкций? Хотя это было бы странно, Иран сам живет под ними уже почти 40 лет… Или, может, считают, что их авто «не пойдут» на нашем, достаточно требовательном рынке? Мы ведь действительно за последние 20 лет успели привыкнуть к тому, что нам предлагают современные качественные европейские, японские, корейские и т. д. модели по доступным ценам, и на меньшее мы уже не согласны… Не знаю, какая из причин главная или работают все в совокупности, но пока на наш рынок никто непосредственно из иранских компаний не пришел.
Хотя в апреле нам рассказали, что иранская компания Saipa планирует начать продажи трех новых моделей в России уже этим летом. Сейчас Saipa — второй по объемам сборки автопроизводитель в Иране. Несмотря на санкции, компания продолжает развивать сотрудничество с зарубежными партнерами, преимущественно китайскими — и модернизировать завод. Она выпускает не только седаны и хэтчбеки, но и универсалы, пикапы и кроссоверы. Правда, сразу прозвучала оговорка: сама компания Saipa прямых инвестиций в Россию не планирует, и даже полноценного открытия представительства в России не ожидается. А дистрибьютором выступит молодая фирма из Санкт-Петербурга с амбициозным названием «Бест-моторс». При этом планов и намерений много — от создания сети из 120 дилерских центров до возможного открытия совместного сборочного производства в Санкт-Петербурге.
Это, конечно, здорово, но хотя иранские автомобили могут оказаться очень интересными по оснащению, цене, остается вопрос качества. А это покажет только эксплуатация в нашем климате — хотя бы в течение двух-трех лет. Ведь в большинстве районов Ирана даже зимой температура ниже +10 градусов почти никогда не опускается, а значит, нет ни снега, ни грязи… и никаких реагентов.
Впрочем, какая разница? Год подходит к концу. Иранские автомобили Saipa должны были поступить в продажу в России еще в июне 2023 года, потом эта дата была перенесена на конец сентября. Говорят, задержка связана, прежде всего, с получением Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), без которого начать реализацию машин в нашей стране невозможно. Представители дилерского центра Major заявляли, что ожидают поставок первых товарных автомобилей теперь уже в течение осени. На сайте любой желающий мог оформить заказ на интересующий его автомобиль — по цене от 1,2 до 2,1 млн рублей. Но затем эта информация с сайта пропала, и за 9 месяцев продано… ни одного авто марки Saipa…
На сайте группы «Рольф» есть предложения купить один из двух седанов другой ведущей компании — Iran Khodro Tara, или Dena, по очень привлекательным ценам (от 1,4 до 1,83 млн рублей; причем есть даже варианты с АКП!). Но только покупатели почему-то не спешат в салоны, за 9 месяцев продано всего 76 автомобилей Iran Khodro. Мягко говоря, немного…
Похоже, покупателей не слишком заинтересовал совершенно незнакомый им бренд, рассчитанный, как я понимаю, на небогатого и не очень требовательного потребителя.
То есть теоретически он мог бы оттянуть часть потребителей моделей Lada. Тем более что изначально автомобили укомплектованы богаче, чем машины из Тольятти. Есть ABS и даже АКП. Но по технике и дизайну эти авто значительно уступают бывшим лидерам продаж в бюджетном сегменте — Kia, Renault, — хотя по цене равняются на них, а не на модели «АВТОВАЗа». Захотят ли россияне покупать за эти деньги автомобили неизвестной марки, с непонятной стоимостью обслуживания, надежностью, остаточной стоимостью? Боюсь, спрос большим не будет. В общем, одно разочарование…
Что нас ждет в следующем году?
Каким будет год следующий для отечественного авторынка — сказать очень сложно. Сегодня даже трудно предположить, с какими показателями придем к финалу этого… Понятно, что, скорее всего, будет продано около 1 млн легковых авто. Плюс-минус. Много это, мало? По сравнению с прошлым годом — рост на треть, и это здорово. Но вообще-то раньше в России ежегодно продавали до 3 млн легковых автомобилей… Так что есть к чему стремиться.
И следующий год, надеюсь, будет хотя бы чуточку лучше, чем нынешний. И действующие заводы предложат нам новые модели, и запустятся новые предприятия. Из-за рубежа привезут новые седаны и кроссоверы. Все, как нам обещали! И будет больше машин, хороших и разных. Качественных. Доступных.
Так что — за сбычу мечт!