Top.Mail.Ru
архив

«Аугменты» и факты

05.09.201600:00

Охота со смартфонами на покемонов – важный показатель, что технологии дополненной реальности (augmented reality – AR) входят в нашу жизнь, чтобы изменить и бизнес, и информационную среду, и пользовательское поведение. 

Из интересной новинки эти технологии могут превратиться в одно из интенсивно растущих коммерческих направлений. Подтверждением этому служит, например, тот факт, что корпорация Apple выделяет огромные суммы на разработки в области AR. Apple интенсивно готовится и покупает AR-разработчиков – Metaio, Flyby Media, Faceshift. Пристальное внимание к технологиям дополненной реальности со стороны Google, Facebook и Microsoft говорит, что варианты массового использования новых технологий не за горами. Исследовательская компания Greenlight, которая занимается аналитикой в AR и виртуальной реальности (VR), прогнозирует, что пик популярности их ждет через 6–8 лет.

Это просто нереально

По данным IDC, мировой рынок технологий AR и VR к 2020 г вырастет до $162 млрд. По оценкам консалтинговой компании Digi-Capital, рынок устройств AR начинает расти в четыре раза быстрее, чем VR. 

«Выражение «дополненная реальность» – слишком научно, «ловля покемонов» – слишком модно, а «градусник за окном» или «статистика во время трансляции футбольного матча» – слишком обыденно, но все это описывает одно и то же явление – добавление дополнительных информационных элементов к реальному потоку визуальной информации», – образно описывает суть AR-технологий генеральный директор компании «PTC Россия и СНГ» Андрей Шолохов.

Одна из первых отраслей, где началось дополнение физического мира цифровыми элементами, – кинематограф. Цифровые спецэффекты в фильмах применяются с 1973 г. Кроме Pokemon GO, сейчас уже существует, к примеру, не менее интересное и более полезное приложение – Google Translate. Используя его, вы можете навести камеру телефона на любую надпись – рекламный щит, вывеску, документ – и на экране вашего гаджета сразу появится перевод на нужный вам язык. Есть масса других приложений, использующих дополненную реальность, – отображение созвездий (с названиями и описаниями), летящих самолетов (авиакомпания, рейс, скорость, высота), поиск достопримечательностей и многое другое. 

Ставка на игру

Технологии AR родились в игре. Периодически появляются различные вариации на тему объемных игр на столе. На стол кладется бумажка с определенным набором цветовых меток (распечатывается заранее), приложение определяет местоположение бумажки через видоискатель камеры смартфона, а потом расставляет 3D-объекты на столе. Это принцип работы почти любой AR-игры – это стратегии, гонки, карточные игры, головоломки и другие. 

Недавно компания Wargaming выпустила мобильное приложение, позволяющее фанатам игры World of Warships делать фотографии, размещая на них военные корабли. В приложении используется технология дополненной реальности, благодаря которой корабль можно поместить в любое место, где бы ни находился игрок. Пользователь публикует снимок в соцсетях, собирает лайки и репосты от друзей и получает за это внутриигровые бонусы, а разработчик – приток новых игроков.

Максим Митин, руководитель отдела беспилотных систем компании «Совзонд», уверен: «Если не брать в расчет индустрию развлечений, которая впитывает в себя все, как губка, и конвертирует почти любой эксперимент в деньги, найти практическое применение данным технологиям в серьезных отраслях бизнеса довольно сложно. Большая часть AR и VR-продуктов решает несуществующие проблемы. Но общество с энтузиазмом встречает любой новый продукт. Меняется продукт и метод распространения, но не потребитель, который сегодня заказывает фитнес-трекер на Aliexpress, а 10 лет назад покупал пояс для похудения в телемагазине». По его мнению, предел AR/VR-технологий в ближайшее время – это применение в сфере развлечений, навигации, рекламы и медиа на бытовом уровне, а также в проектировании, моделировании и визуализации в производстве. Но не все согласны с таким прогнозом.  

Будущее с дополнениями

Основное направление промышленного использования технологий AR – послепродажное обслуживание выпущенных изделий. Оно может включать представление информации о работе устройства в реальном времени (например, о температуре определенного узла) и информации из IT-систем (ERP, CRM, PLM), а также пошаговое руководство по ремонту и эксплуатации изделия на основе его 3D-модели. «Именно таким способом французская машиностроительная компания Schneider Electric или австрийский мотопроизводитель KTM существенно увеличивают число специалистов, которые могут осуществлять грамотный ремонт их оборудования», - считает Андрей Шолохов.

Альтернативным приложением дополненной (и виртуальной) реальности в промышленности является визуальная оценка еще не выпущенного или не созданного изделия. Причем этот анализ может быть коллективным и географически распределенным. Часто такую процедуру используют для согласования внешнего вида и внутреннего устройства оборудования с заказчиком. 

Компания Magic Leap разрабатывает носимое устройство и программное обеспечение, которое позволит рассмотреть планируемый к покупке товар со всех сторон. Например, увидеть, как будет смотреться в интерьере предмет мебели или бытовая техника, и сразу же его купить. Уже сейчас в стартап инвестировали более $1,3 млрд такие корпорации, как Google, Qualcomm, Legendary Entertainment и Lucasfilm.

«Решения с использованием AR особенно востребованы в отраслях с повышенным риском получения травм или сопряженных с опасностью для жизни: управление тяжелой техникой, летательными аппаратами, контроль роботизированной техники, медицина, – подчеркивает гендиректор SAP Labs в СНГ Андрей Биветски. – Например, в авиационной промышленности AR применяется для удобства и безопасности тестирования и использования летательных аппаратов. AR встроена в шлем или очки пилота, чтобы он мог видеть окружающий мир с дополненной информацией, не отвлекаясь на отдельные приборы на панели». 

С тем, что у AR-технологий большое промышленное будущее, соглашается Игорь Ишеев, технический директор компании Polymedia. По его словам, проникновение AR в нефтегазовую сферу позволит облегчить работу линейных специалистов, автоматизировать процесс мониторинга состояния объектов индустрии, оперативно предотвращать аварийные ситуации. Так, например, сбор данных о состоянии оборудования на месторождении будет возможно осуществлять, не проникая в глубь объекта, – очки (а может, и контактные линзы) сами считают информацию о повреждении и закажут сменную деталь или вызовут бригаду ремонтников.  

На лобовом стекле написано

Огромные перспективы у AR-технологий в образовательной сфере. «Такие предметы, как геометрия, астрономия, химия, физика, могут получить настолько наглядные пособия, что их изучение ускорится в разы, – уверен Максим Болышев, заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank, R-Style Softlab. – Можно представить себе проведение химических реакций в дополненной реальности, работу с опасными материалами, проверку закона Ома на субатомном уровне. А удобство, наглядность и эффектность позволят надолго запомнить изучаемый материал».

В медицине приложения дополненной реальности не менее востребованы. Хирурги уже проводят операции в очках Google Glass, которые позволяют вести видеоконференции с коллегами и вызывать с помощью голоса результаты различных анализов. Использование технологий дополненной реальности и различные датчики и сканеры помогут врачам видеть исследуемый или оперируемый орган, отслеживать динамику процесса онлайн, а используя высокосортной Интернет и высокоточных роботов, проводить осмотр пациентов удаленно. Начало применению таких технологий уже положено, и все предпосылки для развития есть. 

Автолюбителей подобными технологиями давно дразнят с киноэкранов: продвинутый HUD (обратная проекция на лобовом стекле) – удобная навигация, различные предупреждения и уведомления, слежение за взглядом водителя, определение его физического состояния. Уже сейчас есть подобные решения от крупных автоконцернов, таких как BMW, но это еще не массовый продукт. Кстати, один из резидентов «Сколково» разрабатывает автомобильный навигатор, способный создавать на лобовом стекле изображение маршрута.

С разработками не всегда выходит гладко. Недавно прогремел скандал с компанией Skully, запустившей краудфандинг на разработку шлема с дополненной реальностью для мотоциклистов. Стекло шлема представляло бы собой дисплей, отображающий панораму происходящего сзади, имеющий видео, GPS-навигацию и держащий информацию в фокусе (слежение за взглядом). По результатам краудфандинга 1939 человек в общей сложности пожертвовали $2,5 млн. Создатели потратили все инвестиции на аренду Lamborghini, походы в стрип-клубы и пр., и теперь им грозит судебное разбирательство, но сама идея остается востребованной. 

Смешать, но не взбалтывать

Основные трудности при внедрении инструментов AR в промышленности связаны с наличием уже инсталлированных и успешно применяемых на предприятии базовых технологий формирования вспомогательных информационных элементов. Например, чтобы совместить в видеопотоке изображение объекта с его трехмерной моделью, необходима собственно 3D-модель изделия, а чтобы показать температуру узла, нужно иметь уже работающие технологии Интернета вещей. Именно поэтому для одних предприятий дополненная реальность экономически эффективна уже сегодня, а другим придется проводить довольно долгую работу над ошибками.

Эргономика мобильных устройств с функциями AR в большинстве случаев оставляет желать лучшего, что не позволяет использовать их в течение длительного времени. Поэтому пока пользователям придется потерпеть, либо производителям устройств переходить к персонифицированным решениям. Все это приводит к тому, что совокупная стоимость «идеальных» систем, которые используют дополненную реальность в качестве технологической платформы для решения бизнес-задач, заметно превышает затраты на альтернативные варианты. 

Как замечает Жамиля Каменева, директор по развитию бизнеса и маркетингу компании Konica Minolta Business Solutions Russia, AR- и VR-технологии не получили массового распространения, что связано как с высокой стоимостью внедрения таких технологий, так и с отсутствием доказанной значительной эффективности от их практического применения. Но, по ее мнению, с появлением новых решений ситуация будет меняться. «В России уровень зрелости инфраструктуры компаний крайне неоднороден – один завод может быть оборудован по последнему слову техники, а на другом используются решения начала 2000-х. Поэтому уровень проникновения новых технологий будет, в том числе, зависеть от технологического развития отрасли», – утверждает эксперт.

Цифровые агенты

На пути развития новой технологии придется решить законодательные и этические задачи: каждому ли захочется, чтобы любой прохожий, вооруженный специальными очками, мог при желании сразу увидеть всю доступную в Интернете информацию о вас? Есть и психологические барьеры: дополненная реальность рискует в каком-то смысле поглотить настоящую. «Если сегодня мы еще имеем возможность самостоятельно ограничить себя от дополненной реальности путем отключения гаджетов, то в перспективе использование умных приспособлений, максимально адаптированных под наши физические параметры, может вызвать сильную зависимость от виртуальной реальности», – уверен Максим Задорин, директор по развитию проекта «Бартер-24». 

При распространении технологий AR четкое разделение на реальность реальную и виртуальную пропадет. Повседневной действительностью станет реальность смешанная. Пользователю придется научиться управлять «уровнями восприятия». Как говорит Алексей Кулаков, гендиректор digital-агентства JetStyle: «Например, будет навигационный слой, рекламный, энциклопедический, коммуникационный – еще предстоит подобрать метафоры к слоям и придумать логику переключения, фильтрации и т.п. Но четкая граница между цифровым и естественным взаимодействием сотрется. Кроме прочего, это будет означать, что оцифровываться будет весь ваш опыт – тотально. Если сейчас опыт избирательный, и у вас сохраняется иллюзия, что вы управляете тем, что попадает в компьютер, в будущем он станет полностью оцифрованным. Цифровые ассистенты между людьми и окружающей действительностью будут внедрены достаточно плотно. И это радикально изменит культуру». В скором будущем появятся цифровые агенты, которые будут нам подсказывать, что говорить, агенты, которые будут перехватывать вашу корреспонденцию, и на рутинные письма смогут отвечать сами, а то, что потребует интеллектуальных усилий, – оставят нам. Агенты будут избавлять текст от жаргонизмов, подсказывать в режиме реального времени неизвестные термины в речи оппонента и делать за нас многие другие вещи.

Поднимите мне веки

Технологии дополненной реальности невозможны без видеоповерхности. Логично, что для дополнительного зрения поспешили приспособить очки. Например, для работы с системами складского учета и управления уже сейчас функция AR встроена в «умные» очки. С помощью них работник может запросить информацию о конкретном объекте, увидеть задания и инструкции по сбору заказа непосредственно на экране очков. Как объясняет Андрей Биветски, встроенное ПО сканирует QR или штрих-код на объектах и сверяет правильность позиций, а также может закачивать в свою память заказы на весь рабочий день сотрудника и синхронизирует данные только в определенные моменты, что позволяет существенно снизить расходы на сетевые коммуникации в складских помещениях. «Умные» очки с функцией AR также используются при ремонтных работах. Инструкция по сборке-разборке оборудования визуализируется на линзы очков, подсказывая по шагам, что нужно сделать специалисту. Это позволяет работать в режиме hands free и повышает не только безопасность процесса, но и его скорость. 

«Умные» очки Google Glass фактически совершили прорыв в носимой электронике в целом и AR в частности. К сожалению, проект так и не дошел до массового потребителя, но, судя по последним новостям, Google готовит новую версию очков для использования в производстве и промышленности. 

Устройство Microsoft HoloLens было анонсировано на конференции Microsoft в январе 2015 г. Это часть голографической платформы Windows Holographic, которая построена на базе ядра Windows 10 и состоит из очков дополненной реальности HoloLens и инструмента для создания трехмерных моделей Holo Studio. Ключевая особенность продукта – возможность не только наблюдать за проецируемыми объектами в AR, но и управлять ими без дополнительных технических средств, попросту говоря, движениями кистей рук. С начала августа 2016 г. Microsoft запустила розничную продажу новинки стоимостью $3000.

«Приспособление под новые технологии существующих устройств тормозит развитие отрасли», – уверен Андрей Крехов, заместитель директора компании ICL Services по специальным программам. «Кто-то может сказать, что iPhone 7 и Samsung Galaxy 7 – это новые мобильные девайсы. – рассуждает он. – Ничего подобного. Это технологии, которым уже больше 5–7 лет. Правда, и Samsung, и Apple включились в гонку по выводу на рынок устройств типа HMD (head-mounted display – носимый экран), призванных заменить современные смартфоны, планшеты и т.п. Однако пока уровень развития технологий не позволяет реализовать в полной мере концепцию устройства с интерфейсом AR в габаритах, пригодных для массового пользования, либо такие технологии еще не нашли друг друга. А вот в потребительском сегменте сейчас наблюдается рост возможностей программного обеспечения, использующего AR, реализуемую при помощи смартфонов и планшетов. Эдакий временный заменитель AR на текущих, старых технологиях».

Эксперты предполагают, что на смену очкам придут контактные линзы, а в качестве экранов можно будет использовать даже одежду из «умной» ткани. Есть мнение, что через 20–30 лет наступит эра нейроинтерфейса, и новому поколению уже не будут нужны очки или линзы. Человек сможет потреблять информацию не только естественными органами чувств, им будут помогать имплантированные сенсоры. Обработка информации будет происходить непосредственно мозгом либо имплантированном чипом, или в «облаке», приобретаемом по подписке в SkyNet, и оттуда поступать непосредственно в мозг, минуя органы зрения. «В ближайшие годы с развитием IoT дополненная реальность станет основным средством получения и взаимодействия с информацией, поступающей от предметов, окружающих нас. А через 10 лет скорость изменения мира будет такой, что мы станем вспоминать нынешние времена, как очень медленные и отсталые, и ужасаться, что в карманах мы носили какие-то кирпичи под названием iPhone 7 с примитивным выводом плоской статичной картинки на экран», – предполагает Андрей Крехов.

 

Потенциал развития проектов виртуальной и дополненной реальности в различных сферах

Сфера

Текущий годовой размер рынка 

Результаты к 2020 г. (число пользователей, млн)

Результаты к 2020 г. (размер рынка,
$ млрд)

Результаты к 2025 г.
(число пользователей, млн)

Результаты к 2025 г. (размер рынка,
$ млрд)

Видеоигры

$106 млрд

70

6,9

216

11,6

Продажи

$3 млрд (продажа ПО), $1,5 трлн (рынок электронной коммерции)

9,5

0, 5 

31,5

1,6

Образование 

$12 млрд (продажа ПО для высшего и среднего образования)

0,3

15

0,7

Здравоохранение

$16 млрд (рынок мед.устройств)

0,8

1,2

3,4

5,1

Проектирование

$20 млрд (продажи ПО)

1

1,5

3,2

4,7

Военная промышленность

$9 млрд (ПО для обучения военно-служащих)

зависит от закупок

0,5

зависит от закупок

1,4

Источник: Goldman Sachs

Еще по теме