Top.Mail.Ru
архив

АвтоВАЗ подсел на СОК

Этим летом АвтоВАЗ снял с производства сразу две модели – ВАЗ-2104 и 2108. Теперь их производство продолжается на «Росладе» и «Иж-Авто», входящих в состав группы компаний СОК. Такая ситуация вызывает у аналитиков много вопросов.

 

За последние три года АвтоВАЗ снял с производства три свои модели. Первую из них – ВАЗ-2106 – перестали собирать в Тольятти в 2000 году. А в этом году с конвейера почти одновременно снимаются две модели: с 1 июня – ВАЗ-2104, а с 1 октября – ВАЗ-2108. И как рассказал «Ко» один из «вазовских» специалистов, в 2004 году прекратится выпуск ВАЗ-2109.

Общественности, заводским дилерам и фондовым аналитикам предлагается следующее официальное объяснение: отказ от этих моделей связан с их низкой рентабельностью. Дело в том, что конвейер АвтоВАЗа перегружен – при плановой мощности 660 000 машин в прошлом году автозавод собрал их около 703 000. А прекращение сборки таких моделей якобы позволяет увеличить выпуск более рентабельных марок.

На самом деле производство снятых ВАЗом с производства «шестерки» и «четверки» благополучно продолжается, только не АвтоВАЗом, а самарской компанией СОК. А вопрос о передаче ей ВАЗ-2108 в стадии рассмотрения. Получается, что АвтоВАЗ создал новую технологию в автомобильном маркетинге. Все автопроизводители мира регулярно снимают модели с производства. Некоторые продают их независимым производителям. Но в этом случае реализовывать раскрученный брэнд можно только на локальном рынке (например, только в Китае или в Южной Америке). Тот же АвтоВАЗ при создании СП с GeneralMotors обязался постепенно закрыть производство ВАЗ-2121 «Нива» в России. А чтобы торговать «Нивами» за пределами нашей страны компания уже создала в Казахстане сборочное предприятие мощностью 10 000 автомобилей в год.

Однако АвтоВАЗ не только передает СОКу технологии производства своих машин и право на использование известной торговой марки, но и позволяет продавать эти модели на рынке, используя свою дилерскую сеть. При этом доход от их реализациии получает формально независимая от АвтоВАЗа компания СОК.

 

Откуда идет СОК

 

«Группа компаний СОК» (аббревиатура «Самарской объединенной компании») начинала в 1995 году с торговли автомобилями. В 1998-м было решено заняться сборкой машин, но не иностранных, а российских. В течение 1999 года сборочное производство ВАЗ-2106 было построено на площадях одного из простаивающих оборонных заводов Сызрани (Самарская область). Это предприятие получило название «Рослада». А в 2000 году, когда АвтоВАЗ отказался от «шестерки», СОК остался ее единственным производителем. Дальше сотрудничество с АвтоВАЗом только расширялось. В 2000 году «Рослада» начала сборку ВАЗ-21093, в 2002 – ВАЗ-2104 и ВАЗ-2107. Мощности «Рослады» составляют 40 000 автомобилей в год, и сейчас они полностью загружены: в 2002-м завод произвел почти 43 000 машин.

Вторым автозаводом стало подразделение концерна «Ижмаш» (Удмуртия), контроль над которым СОК получила в 1999 году. Тут менеджеры СОКа смогли увеличить выпуск «Ижей» с 9000 в 1999 году до 40 000 в 2002-м. С 2001 года «Иж-Авто» стал собирать и ВАЗ-2106. Если учитывать и эти автомобили, то в прошлом году завод произвел 78 000 машин.

СОК также контролирует несколько десятков предприятий. Например, владеет такими поставщиками АвтоВАЗа, как «Автоприбор», «Автосвет», ОСВАР, «Пластик», контролирует «Сызраньсельмаш» и курское предприятие «Счетмаш». Основными поставщиками автомобильных двигателей для «Рослады» и «Иж-Авто» являются подконтрольные СОКу Уфимский моторный завод и «Барнаултрансмаш». Также СОК управляет Скопинским и Дмитровградским автоагрегатными заводами».

 

Подводная часть айсберга

 

Взаимоотношения СОКа и АвтоВАЗа так сложны и запутанны, что невольно хочется сравнить их с айсбергом, лишь небольшая часть которого видна над водой.

Формально СОК и АвтоВАЗ являются независимыми предприятиями – в информации, которую компании раскрывают о себе, нельзя найти их общих владельцев. Однако дилеры АвтоВАЗа, чиновники и аналитики в частных беседах утверждают, что СОК контролируют несколько бывших и нынешних руководителей АвтоВАЗа. А СОК, в свою очередь, контролирует чуть ли не половину «вазовских» поставщиков.

На АвтоВАЗе и в СОКе любую связь между компаниями категорически отрицают. «СОК связан с АвтоВАЗом только коммерчески», – выразил общую позицию один из менеджеров АвтоВАЗа, пожелавший остаться неназванным. А председатель совета директоров автозавода Владимир Каданников недавно заявил в СМИ, что СОК контролирует не более 10% поставщиков АвтоВАЗа. «Представители СОКа и АвтоВАЗа не любят обсуждать связи между своими компаниями и всячески этого избегают, – поделилась с «Ко» своими наблюдениями аналитик ИК «Объединенная финансовая группа» Елена Сахнова. – Но многие участники рынка действительно считают, что СОК принадлежит нескольким руководителям АвтоВАЗа».

Действительно, создается впечатление, что СОК связана с топ-менеджерами Волжского автозавода. Так, странной выглядит сама идея производить модели российского автозавода для российского же рынка на независимом предприятии. Например, в 1985 году производство разработанной ВАЗом «Оки» было организованно на КамАЗе и СеАЗе (Серпухов). Однако после преобразования в акционерное общество, ВАЗ постарался получить контроль над выпуском «Оки» и стал единственным акционером ОАО «СеАЗ». КамАЗ же мощностей АвтоВАЗа почти не занимает – из крупных узлов получает из Тольятти только двигатели.

С производством «вазовских» моделей на заводах СОК ситуация иная: АвтоВАЗ продолжает поставлять на них сваренные и окрашенные кузова. По информации пресс-службы АвтоВАЗа, в 2002 году компания поставила на заводы СОК 81 225 сваренных кузовов – это 11,6% машин, собранных самим Волжским автозаводом. В этом году их поставки должны вырасти до 90 000. В то же время прессово-рамное производство АвтоВАЗа сильно перегружено. Получается, что декларируемой АвтоВАЗом цели – освободить место для выпуска более рентабельных моделей – достичь не удастся. Один из сотрудников «Рослады» заявил «Ко»: «Из-за перебоев в поставках кузовов с АвтоВАЗа нас лихорадит с начала года. А 6 и 7 августа мы вообще стояли». Любопытно, что 21 июля за срыв сроков поставок кузовов впервые в истории Волжского автозавода был уволен топ-менеджер – вице-президент по производству Михаил Добындо.

Вне всякого сомнения, как считает Елена Сахнова, продажи произведенных компанией СОК «вазовских» автомобилей в России сокращают продажи более новых моделей АвтоВАЗа. «Очевидно, что в случае полного прекращения производства ВАЗ-2106, 2104 и 2108 любители «классики» купили бы производимые АвтоВАЗом «пятерки», а поклонники переднеприводных авто – машины десятого семейства или ВАЗ-2115», – говорит аналитик. А ВАЗ-2107, которые делают на «Росладе», вообще напрямую конкурируют с этими же машинами, но выпущенными АвтоВАЗом.

Широко использует АвтоВАЗ и выросшие в недрах СОК управленческие кадры. Последним стал назначенный на АвтоВАЗе в мае этого года директор по безопасности Сергей Очаров.

 

Низкий старт

 

Пресс-слуба АвтоВАЗа так прокомментировала вопросы, связанные с передачей производства своих моделей на заводы СОКа: прекращение производства ВАЗ-2106 и ВАЗ-2104 на главном конвейере АВТОВАЗа связано с необходимостью освоения новых моделей. А пресс-служба СОК повторила заявления о том, что АвтоВАЗ таким образом разгружает свои производственные мощности.

Независимые участники рынка более откровенны. Топ-менеджер одного из крупнейших дилеров АвтоВАЗа заявил «Ко», что «с точки зрения бизнеса передача моделей СОК – полная чушь. Получается, что СОК производит машины в сегменте АвтоВАЗа и при помощи АвтоВАЗа. Если же эти модели действительно низкорентабельны, тогда непонятно, зачем они СОК». А аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Сергей Захаров предупреждает акционеров Волжского автозавода, что АвтоВАЗ таким образом переводит в СОК часть своих финансовых потоков и прибыли. И это может оказать влияние на капитализацию компании. Правда, Захаров отметил, что АвтоВАЗ и СОК слишком непрозрачны, чтобы можно было что-либо утверждать наверняка. Его предположение косвенно подтверждают многократные высказывания руководителей СОК, включая президента компании Рустема Шиянова, о том, что деньги, вырученные за снятые с конвейера Волжского автозавода машины, СОК вложит в производство новой модели класса D, которую разрабатывают на том же АвтоВАЗе.

Правда, не все эксперты столь категоричны. Заместитель гендиректора «АСМ-холдинг» Александр Ковригин заявил «Ко», что хотя производство моделей в СОК и подрывает рынок АвтоВАЗа, он не усматривает в этом злого умысла со стороны топ-менеджеров. «У завода нет иного выхода – АвтоВАЗ должен за счет старых моделей освобождать мощности для более новых и рентабельных», – добавил собеседник «Ко». По мнению управляющего директора ИК «Атон» и члена совета директоров АвтоВАЗа Альберта Гаврикова, производимые СОК ВАЗ-2106 и 2104 находятся в разных ценовых нишах с оставшимися у АвтоВАЗа «десятками». «Сейчас у АвтоВАЗа хорошее положение на рынке и, по прогнозам заводских специалистов, до 2010 года спрос на его продукцию удвоится, – говорит он. – В таких условиях спрос превысит предложение, и СОК и АвтоВАЗ не будут конкурировать».