Top.Mail.Ru
бизнес

Автозаправкам стало невыгодно продавать бензин

Фото: «Нефтьмагистраль» Фото: «Нефтьмагистраль»

В 2021 году аналитики KPMG зафиксировали снижение прибыльности АЗС на 53% за предшествующие шесть лет. Сильнее всего это бьет по независмым заправочным комплексам, которые, в отличие от вертикально-интегрированных топливных компаний, покрыть убытки из других источников не могут. Им остается развивать торговлю альтернативными видами топлива и более маржинальными товарами, например продуктами питания. Об этом в интервью «Компании» рассказал гендиректор компании ТД «Нефтьмагистраль» Александр Ерастов.

У автолюбителей, которые видят, как меняются ценники на заправках, складывается ощущение, что продажа бензина может озолотить владельцев АЗС. Это так?

— Сегодня продажа топлива интересна только добывающим компаниям. Примерно год назад цены на бензин были такие, что содержать АЗС при растущих операционных расходах стало невыгодно. Основная сложность в том, что это никак не прогнозируется, я не могу строить финансовые планы ни на месяц, ни на год.

Цена топлива мгновенно реагирует на изменение стоимости нефти на глобальном рынке, а также макроэкономической ситуации. Когда был объявлен локдаун, все разом перестали ездить (в результате нефтеперерабатывающие заводы стали снижать выпуск, цены упали), потом карантин закончился, и все резко поехали — случился дефицит топлива, и цены резко выросли.

Если мы будем ориентироваться только на автомобильный рынок и на топливо, то мы не будем эффективными. В нашей структуре выручки 80% — топливо и 20% — нетопливные продажи: это доходы от кафе, магазина, мойки. При этом маржинальность сегментов разная, по состоянию на текущий момент структура маржи топливных и нетопливных продаж 50 на 50. Поэтому мы намерены развивать направление сопутствующих товаров. Плюс альтернативные виды топлива: газ и электричество.

Есть кому заправляться электричеством?

— Для открытия электрозаправочного хаба на АЗС должны сойтись три вещи: наличие мощности, наличие территории и наличие потребителей. Мы можем быстро открыть до 10 зарядных станций на работающих в столичном регионе АЗС — места хватает, мощности под это предусмотрены. Это займет полтора-два месяца с момента принятия решения. Ждем только наличия транспорта. На нашей новой АЗС на МКАДе (а магистраль с таким потоком авто еще нужно поискать) сейчас осуществляется три зарядки в сутки при максимально возможных 140, для эффективной зарядки необходимо более 70 зарядок в сутки.

Ждем увеличения потребителей начиная с июля-августа — за счет коммерческого электротранспорта: такси, каршеринга, малых грузовиков и первых «ласточек» Evolut.

Потребителям нужно время перестроиться. Точно такая же ситуация была с газом. В нашем арсенале — две станции с компримированным газом, которые подключены к магистральной трубе газа и производят газовое автомобильное топливо. Это интересная альтернатива дизелю: стоимость газа — 20 рублей, а дизеля — около 50 рублей. Когда мы открыли первые станции, продажи были единичными, но постепенно количество клиентов увеличилось. Сегодня гораздо больше автомобилей используют его. 

Какой срок окупаемости электрозарядок?

— По нашим сегодняшним расчетам, окупаемость — около 4 лет. Но цифры могут измениться как в одну, так и в другую сторону, все зависит от количества автотранспорта с электродвигателями, которые будут вводиться в эксплуатацию.

Заметил ли рынок потерю иностранных игроков, например Shell? Планируете ли вы экспансию?

— Уход Shell не приведет к закрытию АЗС, их станции будет эксплуатировать НК «Лукойл». Сильного изменения рынка мы не ожидаем: столичный регион достаточно насыщенный АЗС, и смысла увеличивать их количество нет, так как автопарк россиян не так быстро растет.

Допуск на российский рынок двигателей с низкими требованиями по выхлопам может как-то повлиять на качество бензина?

— Не думаю. У нас большое количество автомобилей с высокими требованиями к топливу, и реализация бензина более низкого качества может привести к уходу клиентов на дорогих автомобилях. Мы не намерены менять процесс контроля качества. При этом стоит отметить, что сейчас топливо у всех компаний примерно одинаковое и конкуренции по этому признаку больше нет.

За счет чего тогда конкурировать?

— Бизнес-модель «приехал и просто заправился» больше не работает. Задача — сделать так, чтобы клиент совершил дополнительные покупки во время заправки, поэтому мы намерены создавать экосистему, где клиент может удовлетворить несколько своих потребностей: заправить автомобиль, перекусить, совершить покупки, помыть автомобиль.

В 2019 году мы запустили гастробренд «Гурманика»: сами производим готовую еду, печем хлеб, производим кондитерские изделия, недавно запустили кулинарию.

Кофе, который мы готовим на наших АЗС, мы также производим сами, только представьте — мы сами производим 11 тонн кофе в месяц.

Часть продукции мы поставляем в розничные сети «ВкусВилл», «Перекресток» и другие.

Сегодня доля выручки HoReCa составляет 10%, планируем увеличить продажи в 3 раза, поэтому своими конкурентами видим скорее «Азбуку вкуса» или «Братьев Караваевых», чем другие АЗС.

Учитывая, что реализация продуктов питания — один из самых доходных бизнесов за счет наличия собственной логистической инфраструктуры, автопарка, мы будем также развивать ритейл-историю.

Какой у вас прогноз по ценам на бензин до конца 2022 года?

— Цены на топливо зависят от очень большого количества факторов, среди которых в первую очередь санкционные ограничения, покупательский спрос, объем производства.

Если рыночная ситуация изменится несущественно от текущей, цены расти не будут, а незначительное увеличение АЗС постараются покрыть программами лояльности.