Top.Mail.Ru
бизнес

Бенефициары российско-китайской дружбы

Фото: Kremlin Pool / via Global Look Press Фото: Kremlin Pool / via Global Look Press

16 мая президент РФ Владимир Путин прибыл с визитом в Пекин, где провел встречу со своим коллегой Си Цзиньпином. Она была приурочена к 75-й годовщине установления дипломатических отношений между двумя странами. Во время беседы лидеры договорились наращивать российско-китайское партнерство. Сотрудничество предполагает обоюдные инвестиции, обмен технологиями, а также развитие совместных проектов. 

Во время встречи Владимир Путин сообщил, что в 2023 году товарооборот между Россией и Китаем превысил 240 млрд долларов — это более чем в два раза больше показателей десятилетней давности. Стороны не намерены останавливаться на достигнутом результате и уже подписали совместное заявление о развитии партнерства. Объемный документ на более чем 30 страниц охватывает все сферы сотрудничества — как политическую, так и экономическую.

Москва и Пекин имеют схожие взгляды на сложившуюся международную конъюнктуру, поэтому относительно экономического взаимодействия между ними наблюдается позитивная динамика, говорит в разговоре с «Компанией» Александр Мокрецкий, старший научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир» ИКСА РАН. 

«В непростых международных условиях России и Китаю необходимо теснее координировать действия по глобальным и региональным вопросам и регулярно “сверять часы”, поддерживая связи на разных уровнях. Это можно наблюдать на примере того, как в последние годы приоритетное внимание уделяется укреплению потенциала и повышению международной роли БРИКС», — отметил Мокрецкий.

Среди ключевых направлений партнерства РФ и КНР он называет, прежде всего, энергетику, сельское хозяйство и электронную торговлю. А главным приоритетом, по мнению собеседника журнала, сохраняется создание новых платежно-расчетных каналов между странами, чтобы устранить угрозы вторичных санкций.

Дружба с финансовым интересом

Пока конкретных заявлений после визита Путина в Китай сделано не было, представители обеих стран лишь обмениваются общими словами об укреплении сотрудничества. Однако можно предположить, какие компании станут бенефициарами укрепления отношений между РФ и КНР, говорят аналитики ФГ «Финам». 

Возможными выгодоприобретателями можно считать крупнейших представителей нефтегазовой отрасли (учитывая, что  Китай в долгосрочной перспективе должен заменить собой покупателей энергоносителей из ЕС), а также металлургии, отмечают опрошенные эксперты.

В частности, инвесторы из Китая участвуют в российских проектах по производству сжиженного природного газа (СПГ). Один из них — «Ямал СПГ», 20% акций которого владеет китайская корпорация CNPC, а еще 10% принадлежат Фонду Шелкового Пути. Кроме того, китайские компании участвуют также в проекте «Арктик СПГ - 2» «Новатэка». В 2022 году российская компания подписала контракт на поставки СПГ с этого проекта для китайских Zhejiang Energy и ENN Natural Gas.

Еще один российско-китайский проект — создание завода огнеупоров для НЛМК в особой экономической зоне «Липецк». Строительством займется китайская Henan Xibao Metallurgy Materials Group, а сумма инвестиций составит 3,7 млрд рублей.

В совокупности российский и китайский бизнес реализуют примерно 80 инвестпроектов в стране-партнере стоимостью 20 триллионов рублей, говорил ранее премьер-министр Михаил Мишустин.

Президент России Владимир Путин анонсировал меры поддержки и предоставление доступа к технологической базе для инвесторов из Китая, готовых локализовать производство в нашей стране.

Интерес китайской стороны вызывают предприятия в области деревообработки и производства автомобилей и бытовой техники. Бизнес из Поднебесной готов инвестировать в строительство транспортных коридоров и трубопроводов. 

Аналитики «Финам» подчеркивают, что развитие транспортной инфраструктуры и логистических маршрутов, таких как Северный морской путь и железнодорожные пути следования, выгодно для транспортных компаний и портов обеих стран. В этой связи отрасль промышленности может быть бенефициаром российско-китайских отношений. Среди компаний эксперты выделяют «Аэрофлот» и «Совкомфлот». Так, «Совкомфлот» может использовать возможности Северного морского пути для транспортировки товаров из Азии в Европу и обратно, а «Аэрофлот» может расширить рейсы в Китай и увеличить грузоперевозки.

В Китай со своим заводом

Также страны намерены укреплять сотрудничество в области металлургии. В апреле «Норникель» анонсировал новый крупный проект в Китае: к 2027 году там появится современный медный завод. По словам президента компании Владимира Потанина, на новое предприятие в КНР будет поставляться рудный концентрат, а Медный завод в Норильске в скором времени прекратит работу.

Группа планирует заключить СП с одной из китайских компаний в рамках переноса своего медеплавильного производства в Китай. По словам Владимира Потанина, переезд завода поможет решить проблему западных санкций. Поскольку выпущенная на новом производстве медь будет продаваться как китайская, это существенно облегчит поставки и взаиморасчеты.

Вместе с запуском нового предприятия за рубежом, «Норникель» также начнет постепенно сокращать производство на Медном заводе в Норильске, модернизация которого замедлилась из-за проблем с импортным оборудованием.

«Наши экологические проблемы, проблемы расчетов, проблемы доступа на рынок, проблемы кастомизации нашего товара под рынок потребления мы переносим туда, где они решаются наиболее эффективно, в данном случае — в Китай», — отметил Потанин в интервью «Интерфаксу».

Есть ли перспективы у российских проектов в Китае?

Инвестиционное сотрудничество между странами — дело хорошее, но оно не должно являться самоцелью, говорит Андрей Виноградов, заместитель руководителя — ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований Китая ИКСА РАН, руководитель Экспертно-аналитической лаборатории Восточной и Юго-Восточной Азии. 

«В каждом конкретном случае хотелось бы понимать, в чем именно заключается польза проекта, как он оказывает поддержку для развития национальной экономики и какие проблемы решает. Ответы могут быть разные: это и доступ к технологиям, и развитие отдельной отрасли, и, в конце концов, получение политических дивидендов», — добавил Виноградов. 

Помимо исключения санкционных рисков, эксперты также видят экономическую выгоду в переносе производства компании в Китай. 

Российским компаниям, ориентированным на экспорт, приходится подстраиваться под условиях новой реальности, отмечает декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева. По ее словам, на сегодняшний день уже недостаточно просто продавать что-то за рубеж, отгружать товар и забывать о нем. Сейчас отечественным компаниям важно укорениться на рынках присутствия, поскольку без этого противостоять санкционному давлению будет сложно, продолжает она.

«Кроме того, есть необходимость в том, чтобы следить за трендом развития в наших странах-партнерах. Это Китай, Индия, страны Ближнего Востока и Африки. Сейчас их экономики переживают глубокий, структурный рост. И попытка с нашей стороны им просто больше продать не работает, она имеет свои пределы. А вот стремление встроиться в их рынки, в том числе при помощи местных компаний, — это стратегия будущего», — заключила Лихачева. 

В России расширение межгосударственного партнерства возведено в ранг стратегической госзадачи. Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» необходимо «формирование сети устойчивых партнерств с иностранными государствами и создание необходимой инфраструктуры для внешнеэкономической деятельности, технологической и промышленной кооперации и освоения новых рынков». Их и предстоит создать до 2030 года. 

Так российские власти — на федеральном и региональном уровнях — стремятся использовать все возможности новых стратегических партнерств, и бизнес вносит свою лепту, инвестируя в собственное стабильное будущее.