Top.Mail.Ru
рынки

Бизнес с человеческим лицом

23.10.202110:32
Фото: 123rf.com / Legion-Media Фото: 123rf.com / Legion-Media

Официально в России проживает 12 миллионов человек с инвалидностью, и около 30% из них – люди трудоспособного возраста. Таким людям зачастую сложно устроиться на работу, несмотря на действующие в стране нормы квотирования мест. Фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца» совместно с Coca-Cola запустили проект по развитию программ трудоустройства для людей с РАС и/или нарушениями интеллектуального развития. Первым шагом проекта стала подготовка обзора программ сопровождаемого трудоустройства, посвященного инклюзии в бизнесе и возможностям найма людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и интеллектуальными нарушениями. Журнал «Компания» публикует ключевые выводы исследования.

Сколько в России людей трудоспособного возраста с РАС и почему важно предоставить им возможность работать

Поскольку официальной статистики о количестве людей с РАС на данный момент нет, мы можем только предполагать, сколько таких людей проживает в России. Из официальных данных мы знаем, что в стране порядка 82 миллионов человек трудоспособного возраста. При этом, по данным ВОЗ и Минздрава, ожидаемая распространенность аутизма составляет около 1%. Исходя из этого, мы можем предполагать, что в России – как минимум 820 тысяч человек с РАС трудоспособного возраста. Если прибавить к этой цифре число граждан с нарушениями коммуникации и социального взаимодействия, связанными с трудностями в обучении, то в сумме людей трудоспособного возраста с РАС и особенностями интеллектуального развития в стране не менее миллиона.

При правильном подходе включение людей с РАС в трудовую деятельность может принести внушительные результаты и для организаций, которые их нанимают, и для государства. Например, исследование, проведенное в Австралии, показало, что сокращение на одну треть безработицы среди людей с РАС приведет к увеличению валового внутреннего продукта страны на 43 миллиарда долларов, а инициаторы австралийской программы занятости The Dandelion пришли к выводу, что каждые 100 человек с РАС, которые ранее были безработными и участвовали в программе в течение трех лет, экономят австралийскому правительству более 6 миллионов долларов в виде налоговой прибыли, сбережений на социальных пособиях и сокращения стоимости услуг для поддержки безработных.

«На данный момент мы видим большой запрос со стороны людей с особенностями развития на то, чтобы реализовать свое право на труд. Мы также видим успешный опыт некоторых стран, где раскрытие потенциала работников с особенностями оказалось взаимовыгодным для всех участников процесса. Недостаток современных профессиональных знаний у работодателей, отсутствие системы сопровождения на рабочем месте, недостаток профессиональной подготовки работников пока мешают реализовывать в России программы трудоустройства людей с нарушениями поведения и коммуникации. Но мы уверены, что постепенная работа всех заинтересованных сторон приведет к устранению и этого барьера».

— президент Фонда «Обнаженные сердца» Ася Залогина

Почему найм людей с РАС может быть выгоден бизнесу

Исследование обращает внимание на взаимовыгодность отношений сотрудников с РАС и работодателей. Работодатели и организации, оказывающие поддержку и услуги сопровождения, не только выполняют важную социальную миссию, помогая людям с РАС в финансовом обеспечении, самореализации и расширении сети социальных контактов, но и находят квалифицированных сотрудников.

Несмотря на то, что у людей с РАС имеются определенные трудности, из-за которых их относят к данной диагностической группе, у них есть также специфические сильные стороны. К сильным сторонам людей с РАС обычно относят хорошо развитую долговременную память, логические и математические способности, интерес к компьютерной технике и навыки работы с ней, предельную концентрацию на деталях.

Кроме того, люди с особенностями развития, в отличие от нормотипичных коллег в среднем работают на одном месте в 3,5 раза дольше и опаздывают на работу не более трех раз в год (в то время как другие сотрудники допускают до 20 опозданий).

В России уже появляются успешные кейсы трудоустройства людей с аутизмом. Так, например, «Газпром нефть» нанимала людей с аутизмом на проект, связанный с машинным обучением и развитием нейросетей. Также Coca-Cola в России привлекала людей с особенностями интеллектуального развития к работе мерчандайзерами на крупных спортивных мероприятиях, в том числе в рамках ЧМ-2018, Всемирной зимней универсиады 2019 года, Чемпионата Европы по футболу UEFA-2020 и Тестовых Игр Специальной Олимпиады, состоявшихся зимой этого года.

«Мы убеждены, что можем и должны, используя силу своего бренда, поддерживать позитивные изменения в обществе и способствовать развитию инклюзии в России. Отношение к людям с особенностями развития в последние годы меняется к лучшему, и мы рады вносить свой вклад в процесс преобразований. Coca-Cola с 1968 года выступает партнером-основателем Специальных Олимпийских игр. Это спортивное событие уже более 50 лет показывает миру, что интеллектуальные особенности не становятся препятствием для того, чтобы проявить себя, а значит такая возможность должна быть у каждого».

— директор по внешним связям, коммуникациям и корпоративной социальной ответственности компании Coca-Cola в России и Белоруссии Елена Ковалева

Хотя случаев найма людей с РАС и особенностями интеллектуального развития в России пока немного, а работа, на которую их нанимают, часто носит проектный характер, это говорит о том, что у бизнеса в целом постепенно формируется запрос на таких сотрудников. И с развитием поддержки государства, программ для их адаптации этот запрос будет расти.

Почему людям с РАС трудно найти работу, и кто помогает преодолеть барьеры

Сейчас все чаще можно встретить представителей крупного бизнеса и организаций, желающих изучить вопрос сопровождаемого трудоустройства и поддержать российские проекты. При этом преградами для успешного осуществления программ инклюзивного трудоустройства служит несколько факторов:

  • Образование в России долго не было инклюзивным: до 2013 года ребенка с РАС и/или интеллектуальными нарушениями могли признать «необучаемым», тем самым показав нецелесообразность его обучения в общеобразовательной школе. В 2013 году в России был принят закон об образовании, который дает возможность всем детям, вне зависимости от уровня их способностей или существующих диагнозов, учиться в школе, у родителей есть право выбирать, какой будет эта школа, а задача школы – предоставить ребенку программу обучения в соответствии с его образовательными потребностями. Однако на практике у многих детей с особенностями развития нет возможности учиться в общеобразовательных школах.

  • Большинство работодателей не имеют опыта в создании инклюзивных бизнес-процессов и опираются на мифы о сложностях инклюзивного найма, а уже готовые программы сопровождаемого трудоустройства только начинают развиваться. При этом есть в России есть потенциал и успешные кейсы адаптации людей с РАС – большую роль в их осуществлении играют некоммерческие организации и благотворительные фонды, например, «Рауль», «Лучшие друзья», «Синдром любви», «Антон тут рядом», Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца» и другие.

  • Знаний часто не хватает и самим соискателям, и их близким: фактически люди с особенностями развития часто могут ознакомиться с программами и актуальными возможностями трудоустройства только посредством сарафанного радио. Гораздо проще обмениваться информацией в больших городах, где создаются местные сообщества и группы.

Сейчас драйверами перемен в области инклюзивного трудоустройства выступают в первую очередь благотворительные фонды и специализированные социальные бизнесы, целенаправленно создающие рабочие места для людей с РАС и/или особенностями интеллектуального развития. К процессу подключаются и крупные международные и российские компании. Как отмечается в исследовании, в ближайшие годы основными работодателями для людей с РАС и/или особенностями интеллектуального развития станут именно они, поскольку у крупного бизнеса есть перед глазами опыт зарубежных коллег, уже реализовавших масштабные проекты в области инклюзивного найма, и достаточные ресурсы для запуска таких инициатив.

Еще по теме