Top.Mail.Ru
архив

Бизнес улучшенной планировки

Леонид Черкасов - 39-летний владелец и генеральный директор агентства недвижимости "Скип". Он принадлежит к тому поколению предпринимателей, которые стартовали в начале 90-х, а позже сумели создать свою компанию и профессионально расти вместе с ней.

Риэлтерская деятельность как форма бизнеса возникла в Москве где-то в 1992 году. Как раз в это время у москвичей появилась возможность приватизировать квартиры. Компания "Скип", которую возглавил Леонид Черкасов, не упустила возможности, предоставляемой новым законом.

Он одним из первых начал расселение коммунальных квартир в центре Москвы. "Коммуналки считались пережитком прошлого, и расселять их было социально полезным, а для нас еще и выгодным делом. В то время они пользовались большой популярностью у появившихся новых русских, - вспоминает Леонид Черкасов.

Вскоре после начала этого бизнеса в "Скипе" поняли, что расселять можно не только коммуналки, но и современные квартиры. Компания начала исследовать наиболее престижные районы и остановилась на Крылатском. "Мы нашли свой способ работы, поставив расселение на поток. За собственные деньги мы покупали целый банк квартир, к примеру, в Митине. Затем на эти квартиры разменивали жилье в Крылатском, освобождали его и продавали. В то время это были для нас самые рентабельные сделки", - рассказывает Александр Терских, заместитель генерального директора компании "Скип".

По словам Леонида Черкасова, именно те первые сделки и позволили ему познать суть риэлтерского бизнеса. Сначала общаться с клиентами, ездить в РЭУ, заниматься пропиской приходилось лично Черкасову и его двум компаньонам. Черкасов говорит, что в европейских риэлтерских конторах на такой работе и строится бизнес: руководитель любого уровня должен уметь выполнять работу подчиненного. По мнению Черкасова, на этом построен карьерный рост внутри фирмы - человек проходит все ступени, повышая свой профессионализм. Став руководителем, он хорошо знает, как лучше организовать работу на каждом участке. Специалисты, доросшие до руководителей отделов, затем помогают подтянуть профессиональный уровень подчиненных. "Этот способ развития компании качественно отличается от экстенсивного роста, когда штат раздувается за счет непрофессиональных сотрудников, набираемых с улицы по объявлвению", - говорит Леонид Черкасов.

К своей работе на посту генерального директора компании "Скип" сам Черкасов готовился в своей "предыдущей жизни".

Телевизионных дел мастер

Выпускник Московского института связи, радиоинженер по специальности, Леонид Черкасов получил диплом с отличием в середине 80-х и был принят в НИИ техническим специалистом. На своем первом рабочем месте он принялся с рвением выполнять и рационализировать работу. Однако рвения поубавилось, когда он понял, что на зарплату молодого специалиста прожить нельзя. Тогда Черкасов устроился по совместительству в телеателье - простым телевизионным мастером. "Несмотря на то что было трудно и приходилось работать по тринадцать часов в сутки, я накопил достаточно денег, чтобы купить собственную машину", - вспоминает нынешний гендиректор компании "Скип".

Работа в НИИ отнимала слишком много времени, причем научная деятельность, по воспоминаниям Черкасова, "сводилась в основном к отсиживанию на рабочем месте". Именно тогда он в первый раз и попытался мыслить как менеджер. Он подошел к начальнику и попросил разрешения не сидеть на работе целыми днями, а перейти на более рациональную систему "сделал дело - гуляй смело". Понимания у руководства инициатива конечно же не нашла.

Несмотря ни на что, в НИИ он все же проработал три года. После чего твердо усвоил, что работать нужно на себя, но с пользой для общего дела. Работа в ателье больше соответствовала его жизненным установкам, чем НИИ. Но и здесь были свои проблемы. "В любом советском ателье работников учили, что телевизор надо ремонтировать так, чтобы он еще раз обязательно сломался. В те времена на первом месте был план". Уже тогда Черкасов мечтал вместе с друзьями открыть собственную фирму, чтобы работать на себя и ни от кого не зависеть.

Оба раза с нуля

В 1990 году он окончил аспирантуру и с друзьями организовал кооператив по продаже компьютеров. "В то время только ленивый не торговал компьютерами. Кстати, в этом бизнесе мне очень помогли мои технические знания", - вспоминает Леонид Черкасов. Кооператорская деятельность продлилась только три года. Потом собирать компьютеры стало невыгодно. Тогда в конце 1992 года Черкасов предпринял первые попытки заниматься недвижимостью. Средства, скопленные на ремонте телевизоров и продаже компьютеров, он и его партнеры вложили в риэлтерскую деятельность. "В то время эта деятельность выглядела очень перспективной, и $30 тыс., абсолютно все свои деньги, мы инвестировали в первые сделки с квартирами. Рисковать этими деньгами было очень страшно", - вспоминает Леонид Черкасов. Генеральным директором компании партнеры сразу же назначили его. Оказалось, что этот бизнес интересен ему больше остальных.

Однако позже Леонид понял, что в отличие от него самого двум компаньонам риэлтерское дело абсолютно безразлично. Они постоянно пытались уговорить его вкладывать деньги в другие операции. Сначала один соучредитель предложил торговать соками, из-за чего компания серьезно пострадала. Вскоре после преодоления финансовых проблем второй компаньон увлекся спекуляциями с ценными бумагами, которые чуть не довели компанию до банкротства. "Несмотря на то что я давал согласие на эти рискованные операции, моей инициативы в них никогда не было. В результате у нас возникли очень серьезные финансовые проблемы, и мы вынуждены были расстаться", - вспоминает Леонид Черкасов.

Простившись с компаньонами, он два раза начинал весь бизнес с нуля. И оба раза ему удавалось снова поднять компанию. Взяв на себя единоличное руководство, он поначалу крайне осторожно относился к делу. Но в конце концов понял: чтобы выигрывать, надо постоянно рисковать и никогда не останавливаться. "Многие делают головокружительные карьеры за счет того, что оказываются друзьями нужных людей. Я все сделал сам", - утверждает гендиректор "Скипа". - "И это далось не просто…"

Постепенно он собрал вокруг себя команду людей, ставших впоследствии риэлтерами-профессионалами. Основные принципы работы свелись к двум нехитрым постулатам: свободный доступ любого сотрудника и клиента к менеджеру любого уровня и личная ответственность каждого сотрудника за результат. В "Скипе" атмосфера команды и все обращаются друг к другу на "ты".

Сейчас его "Скип" инвестирует в первичный рынок жилья в районах массовой застройки и реализует в среднем по две-три квартиры в день. При таком объеме сделок Черкасов убеждает своих подчиненных в необходимости индивидуального подхода к каждому клиенту, установлению с каждым из них "нормальных человеческих взаимоотношений". "Покупка квартиры должна быть для человека нормальным и абсолютно спокойным процессом", - говорит Черкасов.

Он считает важным сделать отечественный рынок недвижимости прозрачным и более удобным для клиента. На телеканале ТВЦ Леонид Черкасов выступает как эксперт по сделкам с недвижимостью в программе телестудии ГУВД "Петровка, 38". "Один из основных вопросов успешного существования нашего бизнеса - вопрос надежности и доверительного отношения между клиентом и риэлтором" - говорит Леонид Черкасов. Именно по этой причине "Скип" организовал собственную службу безопасности, занимающуюся не физической защитой, а анализом и возможностью предотвращения мошенничества на рынке жилья.

Себя он называет "руководителем пряника": "я абсолютно невластный, но требовательный". О каком-то другом бизнесе он пока не мечтает: "не представляю, что из компании можно куда-то уйти". "Если в 1994 году руководитель мог принять любое решение, которое все равно компенсировалось бы большой рентабельностью, то сейчас надо взвешивать каждый шаг. За последние годы компания "Скип" серьезно продвинулась на рынке. Я думаю, заслуга ее руководителя очевидна.", - считает Василий Овчарук, исполнительный директор Московского инвестиционно-торгового центра жилья. "В то время, когда я возглавлял риэлторскую компанию "Русский Дом Недвижимости", наши фирмы стали стратегическими партнерами, -- вспоминает Григорий Пирумов, начальник управления реализации жилищных программ Департамента внебюджетной политики строительства города. -- В бизнесе Черкасов проявил себя как человек, который болеет за дело всей душой. Именно поэтому наши партнерские отношения всегда были удачными и довольно легкими. Кстати, нам удается поработать вместе и сейчас, поскольку ДВПС, принимая участие в различных инвестиционных проектах, периодически обращается в Агентство "Скип" за независимой экспертной оценкой".

Подчиненные отзываются о гендиректоре "Скипа" как о человеке справедливом, но вспыльчивом. Его гнева боятся больше, чем лишения премии. "Это естественно. Мы все чувствуем колоссальный груз личной ответственности за происходящее в компании, и не все это выдержали.Сам Леонид отличается завидной работоспособностью, он никогда не отключает мобильный телефон и готов обсуждать рабочие вопросы в любое время суток, находясь в любой географической точке", -- говорит Максим Орлов, юрист компании.

Еще по теме