Top.Mail.Ru
бизнес

Бизнес в высшей лиге: на чем зарабатывают звезды футбола 

Фото: соцсети Фото: соцсети

Пока на спортивном небосклоне сияет их звезда, футболисты обеспечены впечатляющей зарплатой от клуба и доходами от рекламных кампаний. После завершения карьеры они, как правило, лишаются дохода, если не смогли грамотно инвестировать. О том, в какие предприятия вложились футболисты и каких успехов достигли в бизнесе, — в материале «Компании». 

Нашел счастье в алкоголе

«Японский Дэвид Бекхэм» Хидетоси Наката (сейчас ему 47 лет) завершил карьеру после ЧМ-2006 в 29 лет, чтобы переосмыслить свою жизнь.

«Когда играешь в футбол, то обычно видишь отели и аэропорты», — сетовал он. Но и следующие два года вне поля Накату ждало то же самое. Он активно путешествовал и посетил более 100 стран. Затем экс-футболист еще пять лет искал себя, изучая родную Японию, которую покинул в 21-летнем возрасте.

Количество ремесел поразило путешественника, но свой выбор он остановил на саке. За время поездок по стране Наката посетил более 400 производителей этого алкогольного напитка. История саке насчитывает свыше 2 тыс. лет, но, как и прежде, делают его семейные предприятия, особо не вникающие в маркетинг и продвижение через сайты и соцсети, выяснил бывший футболист.

Хидетоси решил создать инфраструктуру для выхода максимально аутентичных производств на мировой рынок. В 2014-м «японский Дэвид Бекхэм» получил звание сертифицированного мастера саке, через год основал компанию Japan Craft Sake и начал производить напиток под брендом N, а также создал приложение Sakenomy для сомелье.

Это позволило открыть доступ на рынок более чем для 1,3 тыс. производителей и разместить данные о десятках тысяч марок саке. Гурманы также могут узнать, с чем лучше сочетать древний напиток. Впоследствии Хидетоси Наката приложил руку к разработке цифрового сервиса Sake Block Chain. Цифровое решение помогает поставщикам соблюдать условия хранения и транспортировки саке.

Для продвижения собственного бизнеса и культуры потребления японского алкоголя экс-футболист устраивал Неделю крафтового саке. Мероприятие хоть и не окупилось, но позволило повысить узнаваемость напитка.

Возможно, благодаря усилиям Накаты саке стал набирать популярность. Так, с 2009-го по 2021-й объемы экспорта выросли на 268%, а стоимость напитка подскочила на 560%. «Японский Дэвид Бекхэм» на саке не остановился и сейчас пытается трансформировать еще и местную чайную индустрию.

Хидетоси НакатаХидетоси Наката. Фото: соцсети

Осуществил мечту родителей

В отличие от японского коллеги, ныне 40-летний испанский футболист Андрес Иньеста вынужденно интересовался производством сырья для алкоголя еще в детстве. Его семья мечтала заняться виноделием, но из-за нехватки средств просто растила урожай на десяти гектарах и весь его продавала.

С 2000 года реализация мечты родителей становилась все ближе: именно тогда Иньеста передал им первый гонорар, полученный от «Барселоны». И все же расширить плантации до 300 гектаров, построить винодельню Bodega Iniesta и получить первые партии вина при поддержке сына удалось лишь через 10 лет.

Сейчас винодельня производит белые, красные, розовые и игристые вина из 14 сортов. Ежегодно удается выпускать 800 тыс. бутылок. Родители Андреаса не планируют наращивать производство: им нравится сам процесс, а не получение прибыли. Подтверждает это и стоимость вина: от 5 до 20 евро. А красноречивее всего об этом говорит убыток: в 2014–2018 годах он варьировался от 340 до 400 тыс. евро, а в 2019-м вырос до 800 тыс. евро. Выручка на протяжении всего времени работы оставалась на уровне 2 млн евро.

Вино реализуется в 30 странах мира, однако на ура оно расходится в Азии. Во многом это объясняется тем, что с 2018 году Андрес Иньеста начал играть за японский клуб «Виссел Кобе». С 2023-го футболист выступает за «Эмирейтс».

О глобальных успехах Bodega Iniesta известно мало. В целом есть к чему стремиться, утверждают пользователи Vivino, оценивая продукцию винодельни на «троечку с плюсом».

Химичит с веществами

В 2008 году, играя за «Милан», французский футболист Матьё Фламини (сейчас ему 40) познакомился с итальянцем Паскуалем Гранатой. В одной из бесед тот поделился с футболистом мечтой — создать более экологичное топливо на базе левулиновой кислоты. Разработки заинтересовали Фламини.

На широкую публику о создании компании GF Biochemicals химик и футболист не распространялись. Матьё инвестировал значительные средства в стартап.

В 2015 году команда разработала недорогой способ производства левулиновой кислоты в промышленных масштабах. Сырьем служат солома, древесные опилки и другие растительные отходы.

Обычно левулиновая кислота, представляющая собой белый порошок, идет добавкой к дизельному топливу, снижая его вредное воздействие на окружающую среду. Порошок также используют в фармацевтике, создании пластмасс, производстве косметики, как компонент для гербицидов и пестицидов в сельском хозяйстве. GF Biochemicals выгодно переключаться между различными отраслями, предлагая химический продукт тем рынкам, где его стоимость в настоящий момент выгоднее.

К 2016 году GF Biochemichals открыла штаб-квартиру в Италии и офисы в Нидерландах и США. Тогда же химик и футболист выкупили североамериканскую фирму Segetis, производящую сырье для зеленой энергетики. Капитализация GF Biochemichals тогда превысила 30 млрд евро, а состояние Фламини издание Daily Star оценило в 11 млрд евро.

Матье ФламиниМатье Фламини. Фото: IMAGO / Emmi Korhonen / Global Look Press

В списке самых богатых футболистов мира француза обгоняет лишь 26-летний брунейский футболист Фаик Болкиах — племянник султана Брунея Хассанала Болкиаха. Отец Фаика, Джеффри, — брунейский принц. Благодаря зажиточной родне состояние молодого футболиста превышает 22 млрд евро.

Построил бизнес с родственниками

33-летний датчанин Мартин Брейтуэйт пока не входит в список футболистов-миллиардеров. Он лишь развивает бизнес вместе с родственниками. Сейчас он совладелец одного из главных финтех-стартапов в области недвижимости — NYCE Companies. Состояние Мартина оценивается в $250 млн.

В 2017-м футболист удачно вложился в компанию, основанную дядей Филипом Майклом. Стратег не только на поле, но и в бизнесе: он определяет стратегию развития компании, изучает крупные сделки и делает на этом миллионы долларов.

Сейчас у NYCE Companies в управлении более 1,5 тыс. объектов недвижимости в Филадельфии и Нью-Джерси. Вместе с дядей Мартин открыл и вегетарианский ресторан Gave на пляже в Барселоне. Затем родственники открыли фирму Braithwaite's Kitchen, которая готовит и доставляет полезные блюда для занятых спортсменов и профессионалов.

Помогает молодым и перспективным футболистам

Французский футболист Луи Саа ушел из большого футбола в 2013 году (сейчас ему 45 лет) и уступил дорогу молодым, а сам решил помогать им в начале профессионального пути. Идея нового бизнеса родилась из-за того, что Саа несколько раз попадал на недобросовестных агентов, советников и посредников и знал, как важно обезопасить спортсменов от инвестиций в сомнительные проекты.

Вместе с приятелем-айтишником бывший футболист основал закрытую социальную сеть и приложение Axis Stars для профессиональных спортсменов — футболистов, регбистов, игроков в крикет и других, а также артистов. Для них регистрация бесплатна.

Фирмы, предлагающие риелторские, логистические, рекреационные, страховые, образовательные и прочие услуги, платят ежегодный взнос $7,5 тыс. за присутствие на платформе. Перед активацией профиля отраслевые эксперты проверяют юрлиц на наличие различных нарушений, выявляя мошенников и аферистов.

Приложение было запущено в 2019 году, и сейчас у него более 400 участников. С соцсетью сотрудничают сотни профессиональных инвестиционных консультантов.

Луи СааЛуи Саа. Фото: Saikat Paul / Keystone Press Agency / Global Look Press

Купил долю в «хрупком» бизнесе

Пятикратный обладатель «Золотого мяча», «волшебник с Мадейры», более известный как Криштиану Роналду, недавно приобрел 10% в капитале Vista Alegre. Футболист планирует нарастить долю в капитале фирмы до 40%. Сумма инвестиций не раскрывается.

Vista Alegre — это португальская компания по производству посуды и предметов интерьера из фарфора, хрусталя и стекла. Фирма основана в 1824 году и стала одним из немногих португальских брендов, получивших мировое признание.

А в мае 2024-го звездный игрок инвестировал в Whoop. Компания специализируется на мониторинге физической активности и производит носимые устройства. Конкретную сумму капиталовложений в Whoop не раскрывали, но назвали ее «одной из самых значительных инвестиций». Дополнительные финансы помогут фирме в международной экспансии. Whoop открывает филиалы в Саудовской Аравии, Катаре, Кувейте и Бахрейне. Магазины компании уже работают в Китае, Израиле и Корее, в планах — выход на рынки Индии, Мексики и Бразилии.

Эти вложения в бизнес далеко не первые для 39-летнего футболиста. Еще в 2015 году «волшебник с Мадейры» уже продумывал, чем займется после футбола. Совместно с португальским гостиничным оператором Grupo Pestana он объявил об инвестициях в 75 млн евро в четыре бутик-отеля на 400 мест в Португалии, Испании и США. Тогда вложения назвали крупнейшими для Роналду.

В портфеле звездного инвестора — также клиника по пересадке волос, линейка мужской парфюмерии, фитнес-центр, сеть автосалонов на Мадейре (на этом острове родился футболист) и т. д.

Построил риелторский бизнес

Успехи российских футболистов куда скромнее зарубежных коллег что на поле, что в бизнесе. Пожалуй, только Вячеслав Малафеев (сейчас ему 45 лет) может похвастаться прибыльным начинанием.

«Я после завершения своей карьеры (в 2016 году. — Прим. ред.) вывел свои бизнесы практически в те же деньги в ежегодном исчислении, которые я получал, когда играл. Да, мне было сложно. Да, я много времени тратил на обучение. Быть футболистом просто тогда, когда ты играешь, когда ты каждый месяц получаешь зарплату. Но, когда ты заканчиваешь карьеру, извини, ты уже сам себе принадлежишь, ты больше никому не нужен», — объяснял он интерес футболистов к вложениям в бизнес.

Позже Малафеев уточнил, что благодаря футболу ежегодно зарабатывал примерно $2 млн. Такие же деньги ему удавалось получать в собственном агентстве «М16-Недвижимость», которое вскоре расширилось до М16 Group. В группу компаний экс-футболист включил агентство недвижимости, фирму по дизайнерскому ремонту, горнолыжный клуб, службу охраны и юридическую компанию.

Еще по теме