Top.Mail.Ru
архив

Болезненный рынок

С каждым годом россиянам приходится тратить все больше средств на медицинское обслуживание. Тем не менее рынок добровольного медицинского страхования так и не стал массовым – более 90% продаж полисов ДМС приходится на корпоративных клиентов.

 

Объем рынка добровольного медицинского страхования, появившегося чуть более 10 лет назад, оценивается в $1 млрд, что составляет около 10% от общих сборов премии страховых компаний. А темпы развития ДМС сопоставимы с ростом самого популярного среди населения направления – автострахования, и в целом по рынку достигают 50 – 70% в год.

Например, «Росгосстрах» за прошлый год удвоил объем премии по ДМС, в «России» этот показатель вырос почти на 50%, в «Ингосстрахе» и «РЕСО-Гарантии» – на 40% и 35% соответственно. Однако в отличие от автострахования, этот рынок до сих пор развивается в основном за счет корпоративных клиентов, а большинству граждан полисы ДМС недоступны из-за высокой стоимости.

 

Инфляция тарифов

 

Динамика роста добровольного медицинского страхования обусловлена тремя основными факторами. Первый – высокий спрос на программы ДМС со стороны корпоративных клиентов. На крупных предприятиях подобный договор уже давно стал неотъемлемой частью социального пакета сотрудников и используется работодателями как один из методов дополнительной мотивации работников. «Продавать ДМС, по сравнению с другими видами коллективного страхования, легко, поскольку это первый продукт, с которого преуспевающие работодатели начинают формировать социальный пакет», – рассказывает заместитель руководителя центра добровольного медицинского страхования Страхового Дома ВСК Наталья Хлевнюк.

Второй – расширение набора приобретаемых страхователями медицинских услуг и увеличение числа застрахованных сотрудников при продлении договоров.

«Часто бывает так: сначала страховали только VIP-клиентов, в следующем году – менеджеров и затем – весь коллектив, – говорит  генеральный директор «Межрегионгаранта» Евгений Потапов. – В нашей компании портфель ДМС на 85% растет именно из-за этого фактора, остальной рост происходит за счет привлечения новых клиентов».

Наконец, объем сборов напрямую зависит от уровня инфляции: увеличиваются цены на медицинское обслуживание, лекарства, повышается заработная плата медработникам, внедряются новые, более совершенные и, следовательно, дорогостоящие технологии. В результате страховщики вынуждены увеличивать тарифы по ДМС ежегодно на 20 – 30%. Между тем постоянный рост стоимости полиса является одним из основных сдерживающих факторов развития розничного добровольного медицинского страхования. 

 

Услуга «по минимуму»

 

По оценке заместителя генерального директора РОСНО Галины Талановой, полисы ДМС имеют не более 10% россиян. Причем самостоятельно покупает страховку один из десяти – остальным ДМС оплачивают работодатели. Тем не менее сегмент индивидуального страхования растет более активно, чем рынок корпоративных клиентов.

Как свидетельствуют результаты социологических исследований «Росгосстраха», в приобретении полиса ДМС за свой счет сейчас заинтересованы более 2% населения. По мнению руководителя центра стратегических исследований, информации и анализа «Росгосстраха» Алексея Зубца, одним из основных факторов, сдерживающих развитие этого рынка, является высокая стоимость полиса. Дело в том, что рост цен на продукты ДМС значительно опережает уровень благосостояния граждан. Поэтому среди физических лиц такие страховки покупают, в основном, люди со средним и выше среднего достатком. Например, страховка сроком на 1 год, включающая в себя стандартный пакет услуг (амбулаторное обслуживание, скорую помощь и стационары) будет стоить порядка $300400. Те, кто стеснен в средствах, выбирают только необходимые услуги (программы «по минимуму» могут стоить от $100). Более состоятельные сограждане, наоборот, стараются купить «максимальные» программы VIP-страхования, гарантирующее лечение высокого качества в самых престижных медучреждениях. Эксклюзивный полис стоит от $800 в год и выше, в зависимости от комплекса услуг и уровня клиник. 

По мнению Натальи Крючковой из «Ингосстраха», развитие рынка страхования ДМС физических лиц также сдерживают отсутствие налоговых льгот, низкая страховая культура населения и ограниченный спектр предлагаемых страховых продуктов.

 

«Серьезным ограничением развития ДМС физических лиц является отсутствие системы проведения полноценного медицинского андеррайтинга, оценки рисков на основе данных предстрахового обследования», – добавляет Наталья Хлевнюк из ВСК.

 

Заложники системы

 

Как ни парадоксально, но страховщики сами сдерживают рост продаж частных полисов ДМС. Компании опасаются привлечь заранее убыточных клиентов.

Дело в том, что рентабельность рынка ДМС в целом довольно низкая – всего 5 – 10%.Собственно, именно поэтому в большинстве компаний доля ДМС не превышает 10% от общего объема (например, в «Ингосстрахе» – около 5%, в «РЕСО-Гарантии» и «Межрегионгаранте» – 10%, в «АльфаСтраховании» – 12%), и страховщики предпочитают работать с юридическими лицами.

По словам начальника управления медицинского страхования «России» Алексея Чупеева, корпоративные клиенты по ДМС обеспечивают страховщику стабильные финансовые поступления и позволяют сформировать сбалансированный портфель договоров. «На корпоративном рынке риски выравниваются за счет того, что на страхование принимаются большие группы клиентов», – добавляет руководитель центра стратегических исследований, информации и анализа «Росгосстраха» Алексей Зубец. 

Зато частник, как розничный покупатель страховых услуг, страховщикам зачастую невыгоден. Дело в том, что большинство клиентов рассматривают медицинское страхование как покупку «абонемента» на определенный вид лечения и тратят на приобретение полиса собственные средства, только когда возникает необходимость в получении медицинской помощи. Чаще всего страхуются люди, имеющие хронические заболевания и стремящиеся минимизировать свои расходы на медицинские услуги. «Соответственно, нет перераспределения страховых рисков среди всей массы застрахованных», – утверждает руководитель направления добровольного медицинского страхования «РЕСО-Гарантии» Юлия Лаврова. 

«Например, человек, побывав у стоматолога, узнает, что ему на лечение зубов потребуется $2000. Он изучает предложения страховщиков, и, допустим, приобретает за $600 полис ДМС со стоматологией. Такая ситуация, по сути, лишает страхование смысла, ведь вероятность наступления страхового события – почти 100%, – рассказывает Евгений Потапов из «Межрегионгаранта». –Застрахованных физлиц должно быть очень много, тогда изменится и статистика».

Еще один фактор, влияющий на рентабельность договоров ДМС – текущие расходы страховой компании. Дело в том, что затраты на оформление индивидуального договора страхования стоимостью $200 – 300 сопоставимы с издержками на подготовку крупного корпоративного договора, по которому может быть застраховано более 1000 сотрудников предприятия.

Наконец, по словам Юлии Лавровой из «РЕСО-Гарантии», договоры ДМС заключаются в основном на 1 год, а за такой короткий период компании не удается создать страховые резервы, достаточные для покрытия зачастую крупных расходов на оплату лечения.

Тем не менее, несмотря на низкую рентабельность ДМС для физических лиц, мало кто из крупных универсальных страховщиков отказывается от этого вида. По словам менеджера по личному страхованию управления маркетинга «АльфаСтрахования» Сильвии Мартиросян, ДМС позволяет привлечь клиентов в иные виды страхования, например, имущества, где рентабельность вполне приемлемая. «К тому же риски по ДМС не перестраховываются на Западе, соответственно, премии по таким договорам – это «живые» деньги, которые страховщик может эффективно использовать с помощью различных инструментов, скажем, инвестирования», – утверждает Сильвия Мартиросян.

 

Социальная приманка

 

В отличие от только начинающего развиваться рынка ДМС физических лиц, сегмент корпоративного страхования, наоборот, уже можно считать сформированным. Большинство крупных корпоративных клиентов определились с выбором страховой компании по ДМС. Например, охват этим видом страхования «дочек» иностранных компаний превышает 80%.

По словам начальника управления медицинского страхования «Ренессанс Страхование» Карины Маркарьян, часть крупных работодателей после окончания срока действия корпоративного договора ДМС переходят в другую страховую компанию, «выбивая» из нее более выгодные условия. «Есть крупные клиенты, которые из года в год меняют компании, причем таких страхователей на рынке уже знают», – говорит Маркарьян.

Видимо, поэтому более перспективным страховые компании считают рынок средних и мелких предприятий, а также российских компаний. Например, в настоящее время только 1,5% отечественных предприятий приобретают для своих сотрудников полисы ДМС.

О том, как изменится рынок добровольного медицинского страхования в связи с реформой ОМС, страховщики говорят осторожно, так как проект федерального закона до сих пор не утвержден и постоянно меняется. Тем не менее, по некоторым прогнозам, рынок добровольного медицинского страхования физических лиц после принятия нового законодательства начнет развиваться более интенсивно. Как только программы ДМС станут ОМС-дополняющими, появится возможность разрабатывать недорогие и доступные более широкому классу потребителей страховые услуги.

 

Еще по теме