Top.Mail.Ru
архив

О вкусах спорят

Не успели госчиновники создать второго по размерам в России авиаперевозчика, как с ним случился первый скандал. Перед объединением государственной транспортной компании «Россия» и перевозчика санкт-петербургского ФГУАП «Пулково» руководство первой компании выступило против подписанного питерцами соглашения с InternationalLeaseFinanceCorp. на приобретение в лизинг двух самолетов Boeing 737-500 (стоимость каждого от $7 млн до $10 млн без учета ввозных пошлин). Новому гендиректору ГТК «Россия» Сергею Михальченко не понравилось, что в преддверии объединения авиакомпаний детали предстоящей сделки не были вынесены на совместное обсуждение. В «Пулкове» утверждают, что новые Boeing 737-500 прилетят уже в июне, еще четыре лайнера возьмут в лизинг в течение 2005 года.

Проблема дефицита самолетов стоит перед руководством «Пулкова» уже не первый год. Предыдущий директор компании Борис Демченко еще в 2002 году заявлял о намерении приобрести до 40 лайнеров Ту-334. По мнению участников рынка, у «Пулкова» неплохая маршрутная сеть внутри страны, а в последние несколько лет компания стала активно летать в Европу. Предполагается, что новые Boeing 737-500 станут эксплуатировать как раз на регулярных европейских маршрутах. Однако глава «России» считает, что вместо американских лайнеров «Пулкову» было бы логичнее использовать парк Ту-154М и Ту-214 «России». Смысл объединения двух государственных перевозчиков, которое анонсировали несколько лет назад, собственно, и состоял в том, чтобы загрузить «тушки» «России» «пулковскими» клиентами.

У «Пулкова» всегда были более сильные рыночные позиции, чем у «России». За 2004 год питерский перевозчик обслужил около 2,7 млн человек, «российские» объемы почти в пять раз меньше. Коммерческие успехи «Пулкова» два года назад стали одним из главных факторов появления на свет плана объединения двух госкомпаний. Причем «Пулково» намеревалось играть в нем главную роль. Однако вскоре ситуация кардинально изменилась, и место первой скрипки отдали «России». Несмотря на это «пулковский» менеджмент продолжал реализацию собственных планов развития компании, вероятно, в надежде, что государство может передумать еще раз. Это, конечно, вряд ли могло понравиться «России», сумевшей «дожать» объединение.

Еще одна возможная причина, по которой «Россию» не устраивает лизинг иностранных самолетов, заключается в том, что «Пулково» остановило свой выбор на американских Boeing, а не на европейских Airbus. По некоторым данным, в планы главы «России» Сергея Михальченко входит создание базы обслуживания Airbus в Санкт-Петербурге (более 80% всех иностранных самолетов, выполняющих рейсы в северную столицу, приходится на европейский бренд). Менеджмент «Пулкова» рассматривал возможность приобретения в лизинг аэробуса A-320 (в отличие от Boeing 737-500 это среднемагистральный самолет, дальность полетов которого составляет не 3000 км, а 6000 км), но европейский лайнер в полтора раза дороже американского.

 

Еще по теме